Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф и пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Батыршиной Л.М., доверенность от 05.08.201_,
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-25822/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цементоптор-Риэлт" (ОГРН 1091690033522, ИНН 1659094355), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065), г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 16.07.2014 N 3218,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Цементоптор-Риэлт" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Цементоптор-Риэлт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан) от 16.07.2014 N 3218 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 137 000 руб., соответствующих им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5 480 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015, заявленные требования общества удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань от 16.07.2014 N 3218 признано незаконным в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 137 000 руб., соответствующих им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 5 480 руб.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части доначисления 137 000 руб. земельного налога за 2013 г. и соответствующих им пени, а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 5 480 руб., в удовлетворении требований заявителя отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:280101:345, площадью 40 +/- 2 кв. м и 16:50:280101:344, площадью 4793 +/- 24 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 31 "А".
Заявителем 03.02.2014 представлена в Межрайонную ИФНС России N 19 по Республике Татарстан налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с указанием налога к уплате в размере 69 498 руб., согласно которой налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 19.05.2014 N 5614.
Рассмотрев материалы проверки, налоговой инспекцией принято решение от 16.07.2014 N 3218 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен обществу земельный налог в сумме 205 501 руб. и соответствующие суммы пени по статье 75 НК РФ и штраф по статье 122 НК РФ, с учетом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 8 220 руб.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 22.09.2014 N 2.14-0-18/022629@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные обществом требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:280101:345, площадью 40 +/- 2 кв. м и 16:50:280101:344, площадью 4793 +/- 24 кв. м.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2013 по делу N А65-31636/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной стоимости 107 000 руб., и 11 286 000 руб. соответственно, о чем внесена 15.05.2013 внесена запись в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.06.2015 N Ф06-24793/2015 ПО ДЕЛУ N А65-25822/2014
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф и пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. N Ф06-24793/2015
Дело N А65-25822/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Батыршиной Л.М., доверенность от 05.08.201_,
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-25822/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цементоптор-Риэлт" (ОГРН 1091690033522, ИНН 1659094355), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065), г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 16.07.2014 N 3218,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Цементоптор-Риэлт" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Цементоптор-Риэлт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан) от 16.07.2014 N 3218 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 137 000 руб., соответствующих им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 5 480 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015, заявленные требования общества удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань от 16.07.2014 N 3218 признано незаконным в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 137 000 руб., соответствующих им суммы пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 5 480 руб.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в части доначисления 137 000 руб. земельного налога за 2013 г. и соответствующих им пени, а также в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по статье 122 НК РФ в сумме 5 480 руб., в удовлетворении требований заявителя отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:280101:345, площадью 40 +/- 2 кв. м и 16:50:280101:344, площадью 4793 +/- 24 кв. м, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Набережная, д. 31 "А".
Заявителем 03.02.2014 представлена в Межрайонную ИФНС России N 19 по Республике Татарстан налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с указанием налога к уплате в размере 69 498 руб., согласно которой налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка и составлен акт от 19.05.2014 N 5614.
Рассмотрев материалы проверки, налоговой инспекцией принято решение от 16.07.2014 N 3218 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен обществу земельный налог в сумме 205 501 руб. и соответствующие суммы пени по статье 75 НК РФ и штраф по статье 122 НК РФ, с учетом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 8 220 руб.
Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 22.09.2014 N 2.14-0-18/022629@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные обществом требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:280101:345, площадью 40 +/- 2 кв. м и 16:50:280101:344, площадью 4793 +/- 24 кв. м.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2013 по делу N А65-31636/2012 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной стоимости 107 000 руб., и 11 286 000 руб. соответственно, о чем внесена 15.05.2013 внесена запись в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)