Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2008 ПО ДЕЛУ N А55-11479/2008

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2008 г. по делу N А55-11479/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представители Шатилова В.В. по доверенности от 13.05.2008 г., Елизарова Е.А. по доверенности от 11.12.2008 г.,
от ответчика - представитель Тюрина Е.В. по доверенности от 8.08.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2008 года, в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2008 года по делу А55-11479/2008 (судья Львов Я.А.), принятое по заявлению ООО "Авиахим", г. Самара, к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, г. Самара,
о признании частично недействительным решения от 04.08.2008 г. N 13-20/1-32/37623,

установил:

ООО "Авиахим" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в соответствии со ст. 49 АПК РФ (т. 3, л.д. 135), о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 04.08.2008 г. N 13-20/1-32/37623 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1, л.д. 15-41) в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 118959 руб. за неполную уплату налога на прибыль в федеральный бюджет, по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 320275 руб. за неполную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 525722 руб. за неполную уплату НДС, начисления пеней в сумме 614590 руб. 87 коп., дополнительного начисления налога на прибыль в сумме 2196174 руб., дополнительного начисления налога на добавленную стоимость в сумме 2628610 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2008 г. заявление удовлетворено.
Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области, не согласившись с решением суда от 13.10.2008 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 13.10.2008 г. отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ООО "Авиахим" в судебном заседании просили решение суда от 13.10.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 13.10.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области проведена выездная налоговая проверка заявителя, результаты которой оформлены актом от 09.07.2008 г. N 33 ДСП (т. 1, л.д. 42-75).
Решением Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области от 04.08.2008 г. N 13-20/1-32/37623 в оспариваемой по делу части заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 118959 руб. за неполную уплату налога на прибыль в федеральный бюджет, по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 320275 руб. за неполную уплату налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 525722 руб. за неполную уплату НДС, ему начислены пени в сумме 614590 руб. 87 коп., дополнительно начислен налог на прибыль в сумме 2196174 руб. и налог на добавленную стоимость в сумме 2628610 руб.
Как усматривается из оспариваемого решения при дополнительном начислении сумм налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафных санкций налоговый орган исходил из следующих обстоятельств.
Как отражено в оспариваемом решении налогового органа (т. 1, л.д. 29-31), в проверяемом периоде заявитель получал доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в размере 8 366 709 руб. и от сдачи в аренду имущества в размере 6 805 932 руб.
В соответствии со статьей 2.1. Федерального закона от 06.08.2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившим силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в периоды 2004-2008 годов в размере 0 процентов.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утвержден Приказом Минфина России от 07.02.2006 г. N 24 н, зарегистрированным Минюстом России 20.02.2006 г., регистрационный номер 7528) сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие налог на прибыль, отдельно заполняют Лист 02 (код строки 001- для сельскохозяйственных товаропроизводителей) по деятельности, связанной с реализацией произведенной указанными организациями сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции, и отдельно Лист 02 по иным видам деятельности, осуществляемым указанными организациями.
ООО "Авиахим" по итогам 2006 года представлена декларация по налогу на прибыль, в которой были отражены результаты по двум видам деятельности: реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и сдачи в аренду имущества. От деятельности по реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства предприятием исчислена налоговая база в размере 3456518 руб. и налогообложение осуществлялось по ставке 0 процентов; от деятельности по сдачи в аренду имущества получен убыток в размере (-3963443 руб.), сумма налога не исчислялась.
В соответствии со ст. 2.1. Федерального закона от 06.08.2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты Законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившим силу отдельных актов Законодательства РФ о налогах и сборах" под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 ст. 346.2 части второй НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ под сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Из представленной в налоговую инспекцию декларации и бухгалтерской справки следует, что доля полученного дохода от сельскохозяйственной деятельности равна 55,2 процента от общего дохода предприятия за 2006 год, что составляет менее 70 процентов и нарушает необходимое условие для применения нулевой ставки по налогу на прибыль.
Таким образом, по мнению налогового органа в нарушение ст. 2.1. Федерального закона от 06.08.2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты Законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившим силу отдельных актов Законодательства РФ о налогах и сборах", п. 2 ст. 346.2 НК РФ, п. 2 ст. 274 НК РФ заявитель неправомерно применило налогообложение по ставке 0 процентов по налогу на прибыль по операциям, связанным с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, так как доля дохода от данного вида деятельности менее 70 процентов. В 2006 году ко всей деятельности ООО "Авиахим" следует применять общий режим налогообложения с использованием ставки налога 24 процента.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы налогового органа с учетом следующего.
Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в размере 0 процентов в 2004-2008 годах.
Поскольку главой 25 "Налог на прибыль организаций" и частью первой Кодекса не установлено иное, в целях главы 25 Кодекса в период 2004-2006 гг. следует применять понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", данное в Федеральном законе от 08.12.1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Согласно статье 1 Закона N 193-ФЗ, сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Начиная с 1 января 2007 года в целях налогообложения прибыли организаций для определения категории налогоплательщиков, именуемой "сельскохозяйственный товаропроизводитель", следует использовать положения Федерального закона от 29.12.2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Так, в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.
Вместе с тем, с 1 января 2008 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ.
Соответствующие разъяснения содержатся в Письме Федеральной налоговой службы от 25 июня 2008 года N ШС-6-3/452@ "О направлении письма Минфина России", письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2008 N 03-03-05/59 "О порядке обложения налогом на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В оспариваемом решении налогового органа прямо указано, что доля полученного дохода от сельскохозяйственной деятельности за 2006 год составила 55,2%, в связи с чем заявитель соответствует критериям сельскохозяйственного производителя.
С учетом вышеизложенного, а также положений п. 8 ст. 75 и подп. 3) п. 1 ст. 111 НК РФ, основания для дополнительного начисления заявителю сумм налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафных санкций отсутствуют. Апелляционный суд считает правильным данный вывод суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, при дополнительном начислении заявителю налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафных санкций налоговый орган исходил из следующего.
По мнению налогового органа в феврале 2007 года ООО "Авиахим" неправомерно приняло к вычету НДС в размере 2 628 610 руб. В ходе проверки установлено, что согласно договору N 243 от 16.08.2006 года ООО "Авиахим" приобрело у ООО "Русавтопром" полуприцепы на сумму 17 232 000 руб., в т.ч. НДС 18% - 2 628 610,15 руб., что подтверждается карточкой счета 60 и счетами-фактурами N 456 от 22.08.2006 г. на сумму 5 836 000 руб., в т.ч. НДС - 890 237,29 руб.; N 493 от 29.08.2006 г. на сумму 6 512 000 руб., в т.ч. НДС - 993 355,92 руб.; N 529 от 05.09.2006 г. на сумму 4 884 000 руб., в т.ч. НДС -745 016,94 руб. В нарушение подп. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ заявитель в феврале 2007 года необоснованно включил в состав вычетов сумму НДС по приобретенным полуприцепам в размере 2 628 610 руб. В ходе проверки установлено, что полуприцепы приняты на учет в сентябре 2006 года, что подтверждается карточкой счета 01 и актом ввода в эксплуатацию.
Других оснований для непринятия суммы налога к вычету, дополнительного начисления налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней, а также привлечения к налоговой ответственности в оспариваемом решении не приведено (т. 1, л.д. 32-33).
Основания для применения налоговых вычетов по НДС предусмотрены ст. 171 - 172 НК РФ.
Согласно п. 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Поэтому одним из необходимых условий для применения налоговых вычетов является наличие счета-фактуры.
В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Действующая редакция п. 8 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 11.05.2006 г. N 283) предусматривает, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 14 Правил предусматривает, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.
В случае неправильного заполнения счета-фактуры или отсутствия подлинника счета-фактуры покупатель не вправе отражать его в книге покупок и учитывать при составлении налоговой декларации по НДС. После внесения исправлений в счет-фактуру или получения его оригинала такой счет-фактура будет являться основанием для принятия к вычету предъявленных продавцом сумм налога в том налоговом периоде, в котором этот счет-фактура будет получен покупателем.
Из материалов дела следует, что указанные выше счета-фактуры зарегистрированы в книге покупок в феврале 2007 года (т. 1, л.д. 102), а НДС по ним принят к вычету.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что поскольку все необходимые условия для применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. 172 НК РФ, были соблюдены заявителем в феврале 2007 года, то право на налоговый вычет у него возникло в феврале 2007 года, т.е. в том налоговом периоде, в котором они были заявлены, являются правильными.
В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что в оспариваемом решении не отражено, на основании каких документов налоговый орган пришел к выводу о необоснованности включения спорных сумм в состав налоговых вычетов в феврале 2007 года, не доказано наличие у заявителя счетов-фактур в более ранних периодах; не опровергнута правомерность регистрации счетов-фактур в книге покупок за февраль 2007 года.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 13.10.2008 г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области..
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2008 года по делу N А55-11479/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ПОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)