Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2015 N 08АП-13344/2014 ПО ДЕЛУ N А81-2037/2014

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. N 08АП-13344/2014

Дело N А81-2037/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13344/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 по делу N А81-2037/2014 (судья Д.П. Лисянский), принятое по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решений от 26.09.2013 NN 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011-2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" - Алешин Антон Дмитриевич (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 07/14-89 от 31.07.2014 сроком действия на один год);

- установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган, МИФНС N 5 по ЯНАО) об оспаривании решений 26.09.2013 NN 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011-2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 требования ОАО "Тюменьэнерго" удовлетворены, признаны недействительными решения инспекции от 26.09.2013 N 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд обязал налоговый орган произвести возврат Обществу излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011-2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб. Взыскал с инспекции в пользу налогоплательщика расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 594 руб. 04 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что перечисленные выше объекты неправомерно включены Обществом в состав объектов, по которым предоставляется льгота при обложении налогом на имущество организаций. По мнению Инспекции, описание технических характеристик и функционального назначения, содержащееся в представленных Обществом документах, не позволяет отнести указанные объекты к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью. Считает, что налогоплательщиком не доказан факт нахождения в спорных зданиях какого-либо специального оборудования и названия спорных объектов свидетельствуют о том, что они предназначены не для передачи энергии, а для других целей.
Налоговый орган полагает, что функциональное назначение спорных объектов, в отношении которых Обществу отказано в применении льготы, не совпадает с примечаниями к заявленным кодам ОКОФ.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "Тюменьэнерго" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 05.02.2015 в связи с рассмотрением Арбитражным судом Западно-Сибирского округа кассационной жалобы МИФНС N 5 по ЯНАО на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.07.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу N А81-72/2014 с аналогичным правовым подходом.
МИФНС N 5 по ЯНАО, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ОАО "Тюменьэнерго" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя ОАО "Тюменьэнерго", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
18.04.2013 общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год (2 декларации) и за 2012 год (3 декларации), в которых заявлена налоговая льгота в отношении следующих объектов:
- - Административно-бытовой корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);
- - Административно-лабораторный корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);
- - Здание диспетчерской МРЭС (код ОКОФ 110001120);
- - ГСМ и маслохозяйство (код ОКОФ 110001140);
- - Цех подготовки зданий на базе НЭС (код ОКОФ 110001190);
- - Котельная РПБ НЭС (код ОКОФ 114521127);
- - Асфальтовое покрытие (код ОКОФ 120001121);
- - Покрытие из ж/б плит (код ОКОФ 120001121);
- - Ж/б покрытие (код ОКОФ 120001121);
- - Кабельная линия связи г. Ноябрьск (код ОКОФ 124526080);
- - ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (код ОКОФ 124526080);
- - Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 124526111);
- - Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (код ОКОФ 143222010);
- - Оборудование связи (код ОКОФ 143222260);
- - Центр управления системы (код ОКОФ 143312000);
- - Радио-релейная линия связи "Мини-Линк" (код ОКОФ 143312000);
- - Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 120001121);
- - Наружное ограждение территории (код ОКОФ 123697050);
- - Наружные сети тепловодоснабжения (код ОКОФ 124521125);
- - Насосная станция первого подъема (код ОКОФ 124525351);
- - Электрокотельная М/К-320 кВт (код ОКОФ 142897030);
- - Наружные сети электроснабжения (код ОКОФ 143131000).
В период с 18.04.2013 по 18.07.2013 инспекцией проведены камеральные налоговые проверки указанных уточненных налоговых деклараций, в ходе которых сделаны выводы, что функциональное назначение указанных объектов не позволяет отнести их к имуществу, которое в соответствии со статьей 381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.
По результатам налоговых проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 31.07.2013 NN 1966, 1972, 1973, 1980, 1980 (т. 1 л.д. 89-124).
26.09.2013 исполняющим обязанности заместителя начальника инспекции вынесены решения NN 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 641 855 руб. (т. 1 л.д. 24-88).
Соблюдая установленный статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 03.08.2013) досудебный порядок урегулирования спора, ОАО "Тюменьэнерго" обратилось с апелляционной жалобой на решения инспекции от 26.09.2013 NN 443, 444, 445, 446, 447 в вышестоящий налоговый орган (т. 1 л.д. 144-164).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31.01.2014 N 32 оспариваемые решения инспекции от 26.09.2013 оставлены без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Тюменьэнерго" - без удовлетворения (т. 2 л.д. 3-18).
Руководствуясь положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлениями от 30.01.2013 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций (т. 2 л.д. 44-48).
Полагая, что решения инспекции от 26.09.2013 NN 443, 444, 445, 446, 447 не соответствуют закону, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
16.10.2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Пунктом 1 статьи 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Обществом оспорена законность решений Инспекции от 26.09.2013 NN 443, 444, 445, 446, 447, которыми ОАО "Тюменьэнерго" доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 641 855 руб. в связи с отказом налогового органа в применении льготы налогообложения в отношении отдельных объектов, принадлежащих Обществу.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В спорном периоде ОАО "Тюменьэнерго" в соответствии со статьей 373 НК РФ являлось плательщиком налога на имущество организаций.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Статьей 381 Налогового кодекса РФ установлен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее также - Перечень).
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 1 статьи 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу вышеуказанной нормы, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи.
В рассматриваемом случае Обществу налоговым органом отказано в применении льготы по налогу на имущество за 2011 и 2012 годы в отношении следующих объектов:
- - Административно-бытовой корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);
- - Административно-лабораторный корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);
- - Здание диспетчерской МРЭС (код ОКОФ 110001120);
- - ГСМ и маслохозяйство (код ОКОФ 110001140);
- - Цех подготовки зданий на базе НЭС (код ОКОФ 110001190);
- - Котельная РПБ НЭС (код ОКОФ 114521127);
- - Асфальтовое покрытие (код ОКОФ 120001121);
- - Покрытие из ж/б плит (код ОКОФ 120001121);
- - Ж/б покрытие (код ОКОФ 120001121);
- - Кабельная линия связи г. Ноябрьск (код ОКОФ 124526080);
- - ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (код ОКОФ 124526080);
- - Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 124526111);
- - Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (код ОКОФ 143222010);
- - Оборудование связи (код ОКОФ 143222260);
- - Центр управления системы (код ОКОФ 143312000);
- - Радио-релейная линия связи "Мини-Линк" (код ОКОФ 143312000);
- - Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 120001121);
- - Наружное ограждение территории (код ОКОФ 123697050);
- - Наружные сети тепловодоснабжения (код ОКОФ 124521125);
- - Насосная станция первого подъема (код ОКОФ 124525351);
- - Электрокотельная М/К-320 кВт (код ОКОФ 142897030);
- - Наружные сети электроснабжения (код ОКОФ 143131000).
При этом факт принадлежности перечисленных выше объектов Обществу, а также факт надлежащего учета таких объектов на балансе ОАО "Тюменьэнерго" в качестве объектов основных средств установлен налоговым органом и им не оспаривается, как и то, что на балансе у налогоплательщика имеются линии энергопередачи и (или) сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
Основным обстоятельством, препятствующим, по мнению подателя апелляционной жалобы, применению льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, к перечисленным выше объектам, является недоказанность функциональной принадлежности объектов обложения налогом к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, и несовпадение функционального назначения спорных объектов с примечаниями к заявленным кодам ОКОФ.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав доводы участвующих в деле лиц, подтвержденные соответствующими доказательствами, представленными в материалах дела, применительно к положениям действующего законодательства, не может согласиться с позицией налогового органа по следующим основаниям.
В вышеназванном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В соответствии с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143, объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
При этом неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при принятии объектов основных средств к учету, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, не является основанием для лишения права на налоговую льготу, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции, в пункте 11 статьи 381 НК РФ отсутствуют ссылки на связь факта применения данной нормы с отнесением объекта основных средств к тому или иному коду ОКОФ.
Налоговый орган обоснованно указал, что право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика, но в то же время ошибочно не обратил внимания на следующие обстоятельства.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ) общество является субъектом электроэнергетики и, как уже указывалось выше, имеет на балансе линии энергопередачи и (или) сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
В той же статье объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии.
Таким образом, процесс передачи и распределения электроэнергии невозможен без использования устройств, состоящих на балансе Общества, как субъекта электроэнергетики, и являющихся неотъемлемой технологической частью системы энергоснабжения.
В статье 3 Закона N 35-ФЗ указано, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Следовательно, процесс передачи распределения электроэнергии невозможен без использования устройств, состоящих на балансе общества, являющихся неотъемлемой технологической частью системы энергоснабжения.
Сопоставление ОКОФ, технических паспортов и инвентарных карточек льготируемого имущества с данными, содержащимися в Перечне, указывают на следующее.
Обществом заявлена льгота исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня.
Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе заявителя в качестве объектов основных средств инспекцией не оспаривается.
Налоговым органом в решениях NN 443, 445 указано, что в представленной технической документации основных средств (технические паспорта, инвентарные карточки, объектов основных средств) Административно-бытовой корпус МРЭС (инв. N 40093), Административно-лабораторный корпус МРЭС (инв. N 2414), Здание диспетчерской МРЭС (инв. N 10081) описания технических характеристик и функционального назначения, позволяющего отнести указанные объекты к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью не содержится, в возражениях не представлено.
Указанные объекты правомерно включены в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 - "инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей", так как в состав объекта входят и неразрывно с ним связаны диспетчерские щиты/пульты управления; специальное оборудование электрических и тепловых сетей, соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 11 4521012.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническими паспортами и инвентарными карточками учета объекта основных средств на здания: Административно-лабораторного корпуса МРЭС, Административно-бытового корпуса МРЭС, Здания диспетчерской МРЭС.
В статье 3 Закона N 35-ФЗ указано, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Таким образом, федеральным законом закреплено, что оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при условии выполнения технологически связанных действий через технические устройства электрических сетей.
Кроме того, согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2007 N 10026) в состав такого имущества входят в том числе:
- - административно-бытовые здания;
- - производственно-технологические здания и сооружения;
- - лабораторные здания и сооружения.
Таким образом, здание административно-бытового корпуса МРЭС инв. N 40093, здание диспетчерской МРЭС инв. N 10081, здание административно-лабораторного корпуса МРЭС инв. N 2414 являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, в связи с чем, подлежат льготированию на основании пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно представленной экспликации к паспорту на здание административно-бытового корпуса МРЭС (инв. N 40093), к паспорту на здание диспетчерской (инв. N 10081), к паспорту на здание административно-лабораторного корпуса МРЭС (инв. N 2414) во всех трех зданиях расположены диспетчерские (диспетчерский щит), а одно из них (инв. N 10081) является зданием диспетчерской.
Согласно пункту 3.3.88 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, средства телемеханики (телеуправление, телесигнализация, телеизмерение и телерегулирование) должны применяться для диспетчерского управления территориально рассредоточенными электроустановками, связанными общим режимом работы, и их контроля.
Обязательным условием применения средств телемеханики является наличие технико-экономической целесообразности (повышение эффективности диспетчерского управления, то есть улучшение ведения режимов и производственных процессов, ускорение ликвидации нарушений и аварий, повышение экономичности и надежности работы электроустановок, улучшение качества вырабатываемой энергии, снижение численности эксплуатационного персонала и отказ от постоянного дежурства персонала, уменьшение площадей производственных помещений и т.п.).
Поскольку во всех трех зданиях (административно-бытовой корпус МРЭС (инв. N 40093), здание диспетчерской (инв. N 10081), здание административно-лабораторного корпуса МРЭС (инв. N 2414)) расположены диспетчерские, в которых установлены диспетчерские щиты, льгота могла быть заявлена, как по коду ОКОФ 11 4521012 "здания электрических и тепловых сетей", поскольку все три объекта являются зданиями электрических сетей, так и по коду ОКОФ 14 3313040 "средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов", поскольку здания являются неотъемлемой технологической частью средств телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов - диспетчерского щита.
В решениях NN 444, 446, 447 налоговым органом указано, что льгота необоснованно заявлена в отношении основных средств: ГСМ и маслохозяйство (инв. N 10073), Цех подготовки зданий на базе НЭС (инв. N 10032), Котельная РПБ НЭС (инв. N 10072), Кабельная линия связи г. Ноябрьск (инв. N 530), ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (инв. N 7410), Внутриплощадочные проезды (инв. N 1208), Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (инв. N 6083), Оборудование связи (инв. N 6108), Радио-релейная линия связи "Мини-Линк" (инв. N 6536), Центр управления системы (инв. N 6432), Сети тепловодоснабжения (инв. N 1207), Асфальтовое покрытие (инв. N 1278), Покрытие из ж/б плит (инв. N 1279), Ж/б покрытие (инв. N 1469), Внутриплощадочные проезды (инв. N 7629), Наружное ограждение территории (инв. N 7633), Наружные сети тепловодоснабжения (инв. N 7631), Насосная станция первого подъема (инв. N 7626), Электрокотельная М/К-320 кВт (инв. N 7624), Наружные сети электроснабжения (инв. N 7630).
Так, по объекту ГСМ и маслохозяйство (инв. N 10073) налоговый орган указывает, что это оборудование предназначено для хранения, регенерации и очистки трансформаторного масла, необходимого при заливке в маслонаполненное оборудование подстанции Ноябрьских электрических сетей (НЭС). Данный объект относится к маслоочистительной, а не к маслонаполненной аппаратуре. Поэтому льгота заявлена неправомерно.
Однако к указанному объекту правомерно применена льгота по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 "кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура". Спорный объект является сооружением электроэнергетики, которое является неотъемлемой технологической частью устройств маслоподпитывающей аппаратуры (ГСМ и маслохозяйство) - сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.
Кроме того, из представленных в материалы дела технических документов маслохозяйство необходимо исключительно для подпитки качественным трансформаторным маслом (прошедшим технологическую процедуру очистки и/или регенерации) трансформаторов, то есть представляет собой как маслоподпитывающую аппаратуру (трансформаторы надлежит заправлять - подпитывать, очищенным маслом), соответствующую коду ОКОФ 12 4521010, так и является неотъемлемой технологической частью трансформатора электрического силового мощного по коду ОКОФ 14 3115010, т.к. не несет ни каких иных функций кроме заправки - подпитки трансформаторов качественным (очищенным) маслом, в связи с чем технологически связана только с этим оборудованием - трансформатором.
По мнению налогового органа, цех подготовки зданий на базе НЭС (инв. N 10032) выполняет функции ремонтного и складского помещения, поэтому льгота заявлена неправомерно.
По мнению суда первой инстанции, льгота по налогу на имущество применена в отношении данного объекта также правомерно, поскольку имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 "здания электрических и тепловых сетей", "инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, зданий линейно-эксплуатационной службы", соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 11 4521012.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом и инвентарной карточкой учета объекта основных средств на объект Цех подготовки зданий на базе НЭС.
Согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" в состав такого имущества входят в том числе: ремонтно-эксплуатационные здания и сооружения; производственно-технологические здания и сооружения.
Таким образом, цех подготовки зданий на базе НЭС (инв. N 10032) является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, в связи с чем, подлежит льготированию на основании пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Кабельная линия связи г. Ноябрьск (инв. N 530), по мнению заинтересованного лица, соединяет объекты электроэнергетики: ПС Владимирская, ПС Летняя, ПС Комплект, ПС Городская, РДП НЭС. Представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры ЛЭП и активного каналообразующего оборудования (мультиплексоров). Предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотъемлемой частью процесса управления передачей электроэнергии. Поэтому общество не имеет право на применение льготы.
Суд первой инстанции установлено, что указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 "кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура", так как относится к сооружениям электроэнергетики, которые являются неотъемлемой технологической частью устройств сигнализации и связи (кабельная линия связи) - сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела схемами кабельных сетей и инвентарной карточкой учета объекта основных средств на объект, Таким образом, льгота в отношении объекта Кабельная линия связи г. Ноябрьск (инв. N 530) применена заявителем правомерно.
Согласно позиции налогового органа объект ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (инв. N 7410) представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры, для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотъемлемой частью процесса управления передачей электроэнергии.
Суд первой инстанции, не соглашаясь с указанной позицией инспекции, указал, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 "кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура", так как относится к сооружениям электроэнергетики, которые являются неотъемлемой технологической частью устройств сигнализации и связи (кабельная линия связи) - сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом и инвентарными карточками учета объекта основных средств.
Таким образом, льгота в отношении объекта ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (инв. N 7410) применена заявителем правомерно.
Объект Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (инв. N 6083) соединяет объекты электроэнергетики: РДП МРЭС, ПС Ханупа, ПС Геращенко, ПС Барсуковский, ПС Комсомольский, ПС Победа, РДП ПРЭС. Представляет собой совокупность оптического кабеля, повешенного на опоры ЛЭП и активного каналообразующего оборудования (мультиплексоров). Предназначается для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотделимой частью процесса управления передачей электроэнергии.
Указанный объект обоснованно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010 "кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура", так как является сооружениями электроэнергетики, которые являются неотъемлемой технологической частью устройств сигнализации и связи (кабельная линия связи) - сооружения электроэнергетики, соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521010.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
Таким образом, льгота в отношении объекта Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (инв. N 6083) применена заявителем правомерно.
Оборудование связи (инв. N 6108) соединяет объекты электроэнергетики: РДП МРЭС, ПС Пяку-Пур. Представляет собой активное каналообразующее оборудование для организации канала передачи данных и связи по ВЛ. Предназначено для организации каналов телемеханики, организации диспетчерских каналов связи.
Указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 14 3313040 "средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов", поскольку оборудование связи предназначается для организации канала передачи данных и связи по ВЛ. Предназначено для организации каналов телемеханики и организации диспетчерских каналов связи.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническими характеристиками оборудования и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
Поскольку указанное оборудование является средством телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов, соответствующие описанию графы "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 14 3313040, льгота в отношении объекта Оборудование связи (инв. N 6108) применена заявителем правомерно.
Радио-релейная линия связи "Мини-Линк" (инв. N 6536) соединяет объекты электроэнергетики: ПС Янга-Яха, РДП НЭС. Представляет собой совокупность оптического кабеля, подвешенного на опоры для организации каналов телемеханики, релейной защиты, коммерческого учета электроэнергии и организации диспетчерских каналов связи. Является неотъемлемой частью процесса управления передачей электроэнергии. Налоговый орган считает, что льгота заявлена неправомерно, поскольку ОАО "Тюменьэнерго" не является газораспределительной или газоизмерительной станцией.
Указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 14 3313040 "средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов", поскольку Радио-релейная линия связи "Мини-Линк" предназначена для организации канала передачи данных и связи по ВЛ, для организации каналов телемеханики и диспетчерских каналов связи.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела схемами, техническими характеристиками оборудования и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
Действительно, ОАО "Тюменьэнерго" не является газораспределительной или газоизмерительной станцией. Общество заявило льготу в отношении оборудования Радио-релейная линия связи "Мини-Линк", которое соединяет объекты электроэнергетики: ПС Янга-Яха и РДП НЭС, то есть является устройством телемеханики подстанций, соотносимое с кодом ОКОФ 14 3313040 из раздела "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью", а не раздела "Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью".
Таким образом, льгота в отношении объекта Радио-релейная линия связи "Мини-Линк" (инв. N 6536) применена заявителем правомерно.
Центр управления системы (инв. N 6432) служит для сбора и отображения сигналов телемеханики с объектов электроэнергетики НЭС. Представляет собой совокупность вычислительного оборудования и системы отображения получаемой информации. Является неотделимой частью процесса управления передачей электроэнергии. Диспетчерский щит МРЭС предназначен для оперативного визуального контроля и регистрации информации о состоянии объектов подстанций, входящих в систему диспетчерского управления, с расположенными на ней мнемоническими схемами и подвижными элементами, то есть, отнесение данного объекта к системе контроля управления может быть основанием к обозначению кодом ОКОФ 14 3313040.
Указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 14 3313040 "средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов", поскольку система контроля управления служит для сбора и отображения сигналов телемеханики с объектов электроэнергетики НЭС.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела техническими характеристиками оборудования и инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
Согласно пункту 3.3.88 "Телемеханика" Правил устройства электроустановок (ПУЭ) (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003) средства телемеханики (телеуправление, телесигнализация, телеизмерение и телерегулирование) должны применяться для диспетчерского управления территориально рассредоточенными электроустановками, связанными общим режимом работы, и их контроля.
Обязательным условием применения средств телемеханики является наличие технико-экономической целесообразности (повышение эффективности диспетчерского управления, то есть улучшение ведения режимов и производственных процессов, ускорение ликвидации нарушений и аварий, повышение экономичности и надежности работы электроустановок, улучшение качества вырабатываемой энергии, снижение численности эксплуатационного персонала и отказ от постоянного дежурства персонала, уменьшение площадей производственных помещений и т.п.).
Из содержания данного пункта ПУЭ следует, что средства телемеханики осуществляют свои технические функции посредством диспетчерского управления, то есть диспетчерский щит - основное средство телемеханики, в связи с чем льгота в отношении объекта Центр управления системы (инв. N 6432) применена заявителем правомерно.
Объекты Асфальтовое покрытие (инв. N 1278), Внутриплощадочные проезды (инв. N 1208), Внутриплощадочные проезды (инв. N 7629), Ж/б покрытие на РПБ (инв. N 1469), Покрытие из ж/б плит РПБ (инв. N 1279), Наружное ограждение территории (инв. N 7633) обеспечивают ровную и твердую поверхность проездов по промплощадке технологического автотранспорта задействованного в производственной деятельности по обслуживанию электрооборудования подстанций и высоковольтных линий электропередачи; тротуаров, пешеходных дорожек для передвижения ремонтного персонала и работников предприятия по технологической территории базы, используемой в производственной деятельности и делает более удобным использование земельного участка в части содержания и эксплуатации территории промплощадки.
По мнению инспекции, представленная налогоплательщиком техническая документация и пояснения не содержат оснований для отнесения основных средств асфальтовое покрытие, покрытие из ж/б плит, ж/б покрытие, внутриплощадочные проезды к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
В состав объекта входит и неразрывно с ним связана трансформаторная подстанция (блочной комплектной трансформаторной подстанцией, закрытого распределительного устройства и т.п.); диспетчерские щиты/пульты управления - специальное оборудование электрических и тепловых сетей, что подтверждаются представленными в материалы дела техническим паспортом, схемой-планом и инвентарными карточками учета объектов основных средств.
Следовательно, имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения, указанного в примечании Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 "инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей".
Ремонтно-производственная база (асфальтовое покрытие), предназначена для оперативного обслуживания ПС 110 кВ Холмогорских районных электрических сетей. Также там расположен центральный диспетчерский пункт оперативного обслуживания подстанции 110 кВ и линии электропередач.
На территории РПБ расположены структурные подразделения и производственные помещения подразделений филиала НЭС. Эти структурные подразделения выполняют функции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования подстанций, зданий и сооружений и линий электропередачи филиала.
В связи с высокой интенсивностью движения транспорта и в целях пожарной и дорожной безопасности по территории РПБ организовано кольцевое движение, выполнено два въезда и площадки для стоянки автотранспорта. РПБ расположена на заболоченном участке и для проезда легкового и грузового транспорта, сделана отсыпка, выложены бетонные плиты и выполнено асфальтовое покрытие.
Внутриплощадочные проезды необходимы для проезда легковой и грузовой техники к производственным помещениям, гаражам, складам для погрузочно-разгрузочных работ, перевозки оборудования и материалов.
Кроме того, согласно приказу Минэнерго России от 30.06.2003 N 288 "Об утверждении Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ", а также "Стандарт организации. Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (НТП ПС)" (утв. и введен в действие приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 13.04.2009 N 136):
Для ПС предусматриваются следующие виды автомобильных дорог: подъездная дорога для связи ПС с общей сетью автомобильных дорог; резервный подъезд к ПС (при площади ПС более 5 га); внутриплощадочные автомобильные дороги (п. 14.3.1).
Для перевозки тяжелых грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) от разгрузочной площадки железнодорожной станции или причала водного транспорта до площадки ПС в случае отсутствия подъездного железнодорожного пути разрабатывается автодорожный маршрут.
Автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием, предусматриваются, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: трансформаторам, шунтирующим реакторам, СК, к зданию маслохозяйства и емкостям масла, ОПУ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль батарей конденсаторов статических компенсаторов, к каждой фазе выключателей 330-750 кВ, компрессорной, складу хранения водорода и материальному складу, насосным резервуарам воды.
Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта (п. 14.3.4).
Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше проектируются, как правило, по кольцевой системе (п. 14.3.5).
Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных Автомобильных дорог выполняется (п. 14.3.6):
а) для ПС 35 и 110 кВ с использованием местных дорожно-строительных материалов на основе сравнения вариантов: щебеночное или гравийное; чернощебеночное или черногравийное.
В отдельных случаях при специальном обосновании для ПС 110 кВ возможно устройство асфальтобетонного, цементобетонного покрытия.
При отсутствии местных дорожных строительных материалов покрытие дорог на ПС, расположенных в северной строительно-климатической зоне, выполняется из сборных железобетонных плит.
- При благоприятных грунтовых условиях, обеспечивающих круглогодичный проезд автотранспорта для ПС 35 и 110 кВ, можно проектировать автомобильные дороги с низшим покрытием (из грунтов, улучшенных местным каменным материалом);
б) для ПС 220 кВ и выше: асфальтобетонное; с применением сборных железобетонных плит при специальном обосновании (отсутствие местных дорожных строительных материалов, асфальтобетонных заводов, неблагоприятные климатические и гидрологические условия), когда это требуется по условиям доставки тяжелого оборудования.
Кроме того, согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" в состав такого имущества входят в том числе:
- площадки технологического оборудования;
- внутриплощадочные дороги, проезды и площадки.
Таким образом, указанные объекты являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, в связи с чем, подлежат льготированию на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ.
Котельная РПБ НЭС (инв. N 10072), Электрокотельная М/К-320 кВт (инв. N 7624). Основным назначением котельных является подогрев воды для создания нормативного температурного режима в эксплуатируемых энергопредприятием зданиях и сооружениях, ремонтно-механических мастерских и складских помещений и обеспечение горячим водоснабжением.
Налоговый орган указал, что в представленной технической документации и пояснениях сведений, позволяющих отнести Котельную РПБ НЭС к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, не содержится.
Однако указанный объект правомерно включен в состав льготы по налогу на имущество в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 11 4521012 "инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей".
Согласно разделу III Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов Приказа Министерства Промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" в состав такого имущества входят, в том числе, производственно-технологические здания и сооружения.
Таким образом, котельная РПБ НЭС (инв. N 10072) является неотъемлемой технологической частью линии энергопередачи, в связи с чем, подлежит льготированию на основании пункта 11 статьи 381 НК РФ.
Наружные сети тепловодоснабжения (инв. N 7631), Насосная станция первого подъема (инв. N 7626). Исходя из определений, содержащихся в СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" магистральными тепловыми сетями признаются тепловые сети, предназначенные для транспортировки теплоносителя от источников теплоснабжения до вводов на территории жилых районов или до вводов на территории промышленных предприятий.
Указанные объекты правомерно включены в состав льготы по налогу на имущество организаций в связи с тем, что имеется полное соответствие основного средства и его функционального назначения графе "Примечания" Перечня по коду ОКОФ 12 4521126 "трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной".
В соответствии с пунктом 4.1. СНиП 41-02-2003 разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
Являясь эксплуатационной организацией, ОАО "Тюменьэнерго" установило, что вышеуказанные сети в силу их технических характеристик и функционального назначения, являются магистральными.
Исходя из понятий, содержащихся в СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" магистральными тепловыми сетями признаются тепловые сети, предназначенные для транспортировки теплоносителя от источников теплоснабжения до вводов на территории жилых районов или до вводов на территории промышленных предприятий.
Как следует из материалов дела, на балансе общества находится котельная РПБ НЭС. Соответственно, поставка тепловой энергии производится от источника теплоснабжения до ввода на территории промышленных предприятий, то есть в силу СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети" сеть является магистральной.
Факт поставки тепловой энергии потребителям подтверждается договорами с промышленными потребителями.
Таким образом, утверждение налогового органа об отсутствии у общества магистральных тепловых сетей опровергается представленными доказательствами, в том числе: техническими паспортами, схемами-планами сетей теплоснабжения, инвентарными карточками учета объекта основных средств, в связи с чем льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов применена заявителем правомерно.
Исходя из изложенного выше, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что льгота по налогу на имущество заявлена Обществом в полном соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ, исключительно в отношении объектов, соответствующих наименованиям, приведенным в Перечне, и функционально отвечающих требованиям примечаний Перечня, в связи с чем, доначисление Инспекцией ОАО "Тюменьэнерго" указанного налога в размере 7 641 855 руб. подлежит признанию незаконным, а решения от 26.09.2013 NN 443, 444, 445, 446, 447 - недействительными.
Кроме того, обществом заявлено требование о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 и 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.
Данное требование налогоплательщика, по мнению суда апелляционной инстанции, также подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
При этом в подпункте 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов.
Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Обществом подано заявление на возврат сумм излишне уплаченного налога за 2011-2012 годы в налоговый орган 29 и 30 ноября 2013 года (т. 2 л.д. 44-48).
Переплата у заявителя по налогу на имущество организаций образовалась за 2011-2012 годы в связи с тем, что налогоплательщиком были уменьшены налоговые обязательства перед бюджетом путем предъявления уточненных деклараций по этому налогу за 2011-2012 годы.
Положениями статьи 81 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком, кроме того, оно соотносится с обязанностью налоговых органов принять уточненную декларацию (расчет).
Статьей 78 НК РФ установлен порядок и сроки возврата излишне уплаченного налога, пеней, штрафов, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета на основании письменного заявления при отсутствии недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган.
Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с установленным статьей 382 Кодекса порядком исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с указанной статьей, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Пунктом 4 статьи 382 НК РФ установлено, что сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ.
Уплата авансовых платежей по итогам отчетных периодов и налога по итогам налогового периода согласно статье 383 НК РФ производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа N 56-ЗАО от 27.11.2003 "О налоге на имущество организаций" установил и ввел в действие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа налог на имущество организаций, определил налоговую ставку, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 56-ЗАО от 27.11.2003 "О налоге на имущество организаций" налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного НК РФ для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период по данному налогу. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного НК РФ для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам за соответствующий отчетный период по данному налогу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 386 НК РФ определение окончательной среднегодовой стоимости имущества и размера налоговой обязанности по налогу на имущество организаций производится налогоплательщиками в декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, исходя из положений процитированных выше норм и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 28.06.2011 N 17750/10, налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, в течение которого, исходя из остаточной стоимости имеющегося в течение года на балансе имущества организации, признаваемого объектом налогообложения, определяется сумма налога к уплате, в связи с чем наличие переплаты может быть установлено только после представления итоговой декларации по налогу за год, в которой будет указана сумма налога, подлежащая уплате, и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей.
Заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В отношении налога на имущество за 2011 и 2012 годы срок на возврат излишне уплаченного налога заявителем соблюден.
Таким образом, Обществом соблюден предусмотренный законодательством порядок истребования излишне уплаченного в бюджет налога на имущество, препятствий для осуществления возврата такого налога в сумме 3 518 807 руб. не имеется, в связи с чем, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В целом, доводы апелляционной жалобы, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства о налогах и сборах, повторяют доводы, изложенные в оспариваемых решениях Инспекции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как при ее подаче Инспекция не уплачивала государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 по делу N А81-2037/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)