Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Тарасовой Н.А., доверенность от 09.01.2014 N 04,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-23105/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (ОГРН 1041648605349, ИНН 1623007920), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь Республики Татарстан, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района, о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (далее - ООО "Тимер-К", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по РТ, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.07.2013 N 2.7-41/1385.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 46 376 руб., соответствующих сумм пени и штрафа признано незаконным, а также обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тимер-К".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная ИФНС России N 12 по РТ обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 отменить в части неправомерного отказа в доначислении земельного налога и соответствующих пеней и штрафа за 2011 год в размере 62 225 руб. 33 коп., направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.10.2014 до 15 часов 30 минут 14.10.2014.
Заявитель, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснение представителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:56:010156:35, общей площадью 1116+/-14,97 кв. м и 16:56:010156:42, общей площадью 8366 +/- 32 кв. м находящиеся по адресу: РТ, Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1.
Заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой исчислен налог в сумме 16 527 руб. исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующих их рыночной, установленных решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и от 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки данной декларации составлен акт от 18.02.2013 N 2.7-41/544 и принято решение от 16.07.2013 N 2.7-41/1385, которым налогоплательщик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 25 576 руб. 52 коп. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доначислен земельный налог в сумме 128 571 руб. за 2011 год, пени в сумме 18 209 руб. 34 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 08.09.2013 N 2.14-0-18/019725, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично. Решение инспекции от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 46 376 руб., соответствующих сумм пени и штрафа признано незаконным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:56:010156:35 и 16:56:010156:42, равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб., определенной на основании решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Вступившими в законную силу судебными актами от 01.10.2012 и 21.06.2012 по названным делам арбитражный суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номерами 16:56:010156:35 и 16:56:010156:42, находящихся по адресу: РТ, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1, указав их равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб.
Из мотивировочной части названного судебного акта следует, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена арбитражным судом по состоянию на 01.01.2011.
Заявителем в спорной налоговой декларации, представленной в налоговый орган, исчислен земельный налог за 2011 год в размере 16 527 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленных вышеназванными решениями Арбитражного суда Республики Татарстан.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки вышеупомянутой уточненной декларации, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 128 571 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали ошибочными выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в налоговом законодательстве.
Согласно статье 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды также правомерно посчитали ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год следует использовать кадастровую стоимость земельного участка, установленную вышеназванными решениями Арбитражного суда Республики Татарстан.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судами рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судами рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Вышеназванные решения Арбитражного суда Республики Татарстан исполнены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", запись о кадастровой стоимости в соответствии с указанными судебными актами по вышеупомянутым земельным участкам внесена в кадастр с 15.11.2012. В этой связи новая кадастровая стоимость земельных участков к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определена судами на основании расчета, произведенного инспекцией.
Расчет проверен судами и признан верным.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что доначисление земельного налога за 2011 год в сумме 46 376 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа произведено налоговым органом неправомерно.
В кассационной жалобе инспекция указывает, что сумму земельного налога суды безосновательно определяли на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани", поскольку в отношении земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан подлежит применению Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по Республике Татарстан".
Оценивая данный довод, судебная коллегия учитывает следующее.
Из расчета суммы земельного налога (т. 1, л.д. 91), принятого судами, следует и подтверждено представителем инспекции в судебном заседании, что при его составлении использована кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2010 согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (письмо филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" от 12.12.2013 N 16527-18 (т. 1, л.д. 81 - 83).
Таким образом, допущенное судами указание на иной нормативный акт не привело к принятию неправильного решения по существу спора с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А65-23105/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А65-23105/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А65-23105/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гариповой Ф.Г., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Тарасовой Н.А., доверенность от 09.01.2014 N 04,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-23105/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (ОГРН 1041648605349, ИНН 1623007920), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь Республики Татарстан, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района, о признании недействительным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тимер-К" (далее - ООО "Тимер-К", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по РТ, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.07.2013 N 2.7-41/1385.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 46 376 руб., соответствующих сумм пени и штрафа признано незаконным, а также обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тимер-К".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная ИФНС России N 12 по РТ обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 отменить в части неправомерного отказа в доначислении земельного налога и соответствующих пеней и штрафа за 2011 год в размере 62 225 руб. 33 коп., направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 07.10.2014 до 15 часов 30 минут 14.10.2014.
Заявитель, третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснение представителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:56:010156:35, общей площадью 1116+/-14,97 кв. м и 16:56:010156:42, общей площадью 8366 +/- 32 кв. м находящиеся по адресу: РТ, Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1.
Заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой исчислен налог в сумме 16 527 руб. исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующих их рыночной, установленных решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и от 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки данной декларации составлен акт от 18.02.2013 N 2.7-41/544 и принято решение от 16.07.2013 N 2.7-41/1385, которым налогоплательщик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 25 576 руб. 52 коп. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доначислен земельный налог в сумме 128 571 руб. за 2011 год, пени в сумме 18 209 руб. 34 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 08.09.2013 N 2.14-0-18/019725, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично. Решение инспекции от 16.07.2013 N 2.7-41/1385 в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 46 376 руб., соответствующих сумм пени и штрафа признано незаконным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суды правомерно исходили из следующих обстоятельств.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:56:010156:35 и 16:56:010156:42, равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб., определенной на основании решений Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 и 21.06.2012 по делам N А65-20418/2012 и N А65-10193/2012.
Вступившими в законную силу судебными актами от 01.10.2012 и 21.06.2012 по названным делам арбитражный суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номерами 16:56:010156:35 и 16:56:010156:42, находящихся по адресу: РТ, г. Нурлат, ул. Заводская, д. 1, указав их равной рыночной стоимости в размере 156 200 руб. и 945 600 руб.
Из мотивировочной части названного судебного акта следует, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя определена арбитражным судом по состоянию на 01.01.2011.
Заявителем в спорной налоговой декларации, представленной в налоговый орган, исчислен земельный налог за 2011 год в размере 16 527 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленных вышеназванными решениями Арбитражного суда Республики Татарстан.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки вышеупомянутой уточненной декларации, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 128 571 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно посчитали ошибочными выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в налоговом законодательстве.
Согласно статье 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды также правомерно посчитали ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год следует использовать кадастровую стоимость земельного участка, установленную вышеназванными решениями Арбитражного суда Республики Татарстан.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судами рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судами рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Вышеназванные решения Арбитражного суда Республики Татарстан исполнены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан", запись о кадастровой стоимости в соответствии с указанными судебными актами по вышеупомянутым земельным участкам внесена в кадастр с 15.11.2012. В этой связи новая кадастровая стоимость земельных участков к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, определена судами на основании расчета, произведенного инспекцией.
Расчет проверен судами и признан верным.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что доначисление земельного налога за 2011 год в сумме 46 376 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа произведено налоговым органом неправомерно.
В кассационной жалобе инспекция указывает, что сумму земельного налога суды безосновательно определяли на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани", поскольку в отношении земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан подлежит применению Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по Республике Татарстан".
Оценивая данный довод, судебная коллегия учитывает следующее.
Из расчета суммы земельного налога (т. 1, л.д. 91), принятого судами, следует и подтверждено представителем инспекции в судебном заседании, что при его составлении использована кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан по состоянию на 01.01.2010 согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (письмо филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" от 12.12.2013 N 16527-18 (т. 1, л.д. 81 - 83).
Таким образом, допущенное судами указание на иной нормативный акт не привело к принятию неправильного решения по существу спора с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, коллегией не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А65-23105/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)