Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2014 ПО ДЕЛУ N А79-5080/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N А79-5080/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.10.2014 по делу N А79-5080/2014,
принятое судьей Крыловым Д.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Фирма "Чувашагроинвестстрой" (ИНН 2129017653, ОГРН 1022101281840, г. Чебоксары) о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 31.03.2014 N 16-10/30.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - инспекция) - Алексеев Н.С. по доверенности от 21.07.2014 сроком действия до 31.12.2014, Григорьева О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 05-19/149 сроком действия до 23.12.2014;
- закрытого акционерного общества "Фирма "Чувашагроинвестстрой" - Запольская М.В. по доверенности от 11.12.2014 N 49 сроком действия до 31.12.2014, Семенов И.В. по доверенности от 13.01.2014 N 1 сроком действия до 31.12.2014.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка в отношении закрытого акционерного общества "Фирма "Чувашагроинвестстрой" (далее - Общество, ЗАО "Фирма "Чувашагроинвестстрой", налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, налога на имущество за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, транспортного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2010 по 30.04.2013.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.02.2014 N 16-10/16 дсп.
Заместитель начальника Инспекции, рассмотрев материалы проверки, 31.03.2014 вынес решение N 16-10/30, которым ЗАО "Фирма "Чувашагроинвестстрой" доначислен налог на прибыль организации за 2011 год в сумме 2 697 596 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 703 руб., пени за просрочку исполнения обязанностей по уплате налога на прибыль организации в сумме 280 568 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 17 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 270 руб.
Данным решением Обществу уменьшен убыток при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2010 год на сумму 2 559 089 руб. 23 коп. и за 2012 год на сумму 3 862 718 руб.
Кроме того, указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общем размере 285 466 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 09.06.2014 N 141, принятым по жалобе ЗАО "Фирма "Чувашагроинвестстрой", решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 2 697 596 руб., начисления пени в сумме 280 568 руб. по налогу на прибыль организаций, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 269 760 руб. за неуплату налога на прибыль организаций, уменьшения убытка при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в сумме 2 559 089 руб. 23 коп. за 2010 год, в сумме 3 862 718 руб. за 2012 год.
Решением от 07.10.2014 суд удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган полагает, что создание резерва по гарантийному ремонту для заказчика-застройщика необоснованно, поскольку передача участнику долевого строительства завершенного строительством объекта не является реализацией по смыслу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на условия договора подряда Общества с подрядчиком, Инспекция утверждает, что гарантийные обязательства по объекту капитального строительства несет подрядчик.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нем изложенным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 267 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ). При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. В случае, если налогоплательщик менее трех лет осуществляет реализацию товаров (работ) с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации.
Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.
По истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на осуществление ремонта по товарам (работам), реализованным с условием предоставления гарантии, может быть перенесена им на следующий налоговый период. При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде, разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода.
В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы расходов на ремонт, произведенных налогоплательщиком, разница между ними подлежит включению в состав прочих расходов.
Если налогоплательщиком принято решение о прекращении продажи товаров (осуществления работ) с условием их гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания, сумма ранее созданного и неиспользованного резерва подлежит включению в состав доходов налогоплательщика по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
В соответствие со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
В случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:
1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
2) соразмерного уменьшения цены договора;
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Условия договора об освобождении застройщика от ответственности за недостатки объекта долевого строительства являются ничтожными.
Гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.
Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока.
Как установлено судом по материалам дела, 20.06.2011 Обществом был создан резерв по гарантийному ремонту в отношении дома N 48 (позиция 2 по Эгерскому бульвару; введен в эксплуатацию в 2011 году), 23.12.2011 - в отношении дома N 73 корпус 1 (позиции 3 XII мкр. НЮР проспект Тракторостроителей, введен в эксплуатацию в 2012 году), 23.06.2010 - в отношении пристроя 10-этажной блок-секции N 2 со встроенно-пристроенными помещениями к жилому дому N 109 корпус 1 по ул. Б. Хмельницкого г. Чебоксары (введен в эксплуатацию в 2010 году).
Суммы отчислений в резерв на дату передачи законченных строительством объектов учтена Обществом в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль за 2010 - 2012 года.
В ходе налоговой проверки налоговый орган не имел замечаний к налогоплательщику по порядку формирования данного резерва и его размера. Инспекция посчитала, что Общество лишено возможности сформировать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, поскольку оно не относится к налогоплательщикам, осуществляющим реализацию товаров (работ).
Заказчиком-застройщиком по названным объектам капитального строительства выступало ЗАО "Фирма "Чувашагроинвестстрой", строительство осуществлялось с привлечением денежных средств дольщиков на основании договоров долевого участия в строительстве.
В проверяемый период названные объекты капитального строительства были закончены строительством и по актам приема-передачи помещения в них переданы дольщикам (т. 4 - 6). При этом имела место реализация Обществом услуг заказчика-застройщика.
Согласно договорам долевого участия в строительстве вышеназванных объектов гарантийные обязательства перед дольщиками несет непосредственно ЗАО "Фирма "Чувашагроинвестстрой", гарантийный срок установлен в 5 лет.
Ссылка налогового органа на договоры подряда Общества с подрядчиками признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку ответственность перед участниками долевого строительства применительно к специальным нормам Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" несет именно Общество.
С учетом изложенного оснований для исключения из состава расходов отчислений на формирование резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию у налогового органа не имелось, в связи с чем необоснованным является и вменение Обществу обязанности по исчислению авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2012 года с учетом показателей самого налогоплательщика (страницы 41 - 42 решения налогового органа от 31.03.2014 N 16-10/30).
Поэтому решение Инспекция правомерно признано судом первой инстанции в оспоренной части недействительным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2014 по делу N А79-5080/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)