Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) - Костомаровой Н.В. (доверенность от 06.04.2015 N 04-12/006910), от Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781) - Куколева В.А. (доверенность от 24.12.2014), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТЭКОЙЛ" (г. Рязань, ОГРН 1116234003687, ИНН 6234090770), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2015 по делу N А54-5194/2014 (судья Мегедь И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКОЙЛ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 2 по Рязанской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция), Управлению ФНС России по Рязанской области с требованием о признании незаконным решений: Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; Управления ФНС России по Рязанской области от 20.08.2014 N 2.15-12/09612 об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ТЭКОЙЛ".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В части требований к Управлению ФНС по Рязанской области общество заявило отказ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В части требований к Управлению ФНС России по Рязанской области производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что общество обоснованно производило исчисление земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, с момента его вступления в законную силу (с 05.05.2013), а до его вступления в законную силу - с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2012 N 7701/12.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушением судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, может применяться в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором внесены такие изменения, то есть в 2014 году.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Рязанской области, поддерживая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны неправильные выводы, и просит удовлетворить апелляционную жалобу.
ООО "ТЭКОЙЛ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 21.01.2014 ООО "ТЭКОЙЛ" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2013 год.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 30.04.2014 N 2.12-26/32941, которым установлено занижение суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2013 года, на сумму 231 562 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области приняла решение от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 1 000 рублей.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 231 562 рублей и начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 8 581 рубля 54 копеек.
В обоснование принятого решения инспекция указала на неправомерное применение обществом при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:377 кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, равной его рыночной стоимости.
На основании статей 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 20.08.2014 N 2.15-12/09612 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852, ООО "ТЭКОЙЛ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III. Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 1 января 2006 года.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
По представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В отношении земельных участков, не перечисленных пунктах 1 - 3 статьи 2 Положения, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулированы правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога в случае, если облагаемая земельным налогом база изменяется в течение налогового периода, в том числе вследствие изменения кадастровой стоимости, и отсутствует запрет в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, вступившим в законную силу.
Такой правовой подход соответствует судебной практике (постановления Арбитражного Суда Центрального округа от 19.12.2014 N А64-6186/2013, от 23.12.2014 N А64-7457/2013, от 24.12.2014 N А64-6911/2013, от 15.01.2015 N А64-6799/2013, постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 02.02.2015 N А65-30422/2013 и другие).
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество при подаче уточненной декларации за 2013 год исчислило земельный налог в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:377, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, п. Шпалозавода, 7 (Советский район), исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, с момента его вступления в законную силу (с 05.05.2013), а до его вступления в законную силу - с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013.
Согласно представленному обществом расчету сумма земельного налога за 2013 год составляет 194 034 рублей: (28 373 989 рублей (кадастровая стоимость земли до решения) х 4 месяца (январь 2013 года - апрель 2013 года) = 141 856 рублей (уплаченный налог); 5 217 507 рублей (кадастровая стоимость земли в соответствии с судебным актом) х 8 месяцев (май 2013 - декабрь 2013 года) = 52 178 рублей (уплаченный налог); 141 856 руб. (уплаченный налог до решения) + 52 178 руб. (уплаченный налог после решения).
Данный расчет судом проверен и признан обоснованным. Арифметических замечаний и существу расчета, налоговый орган не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции достаточных правовых оснований для доначисления обществу земельного налога за 2013 год в сумме 231 562 рублей, начисления пени по земельному налогу в сумме 8 581 рубля 54 копеек, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы инспекции о том, что установленная решением Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-8500/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка может быть применена лишь с 01.01.2014, подлежит отклонению судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений.
При таких обстоятельствах удовлетворение судом первой инстанции заявленных обществом требований является правомерным.
Прекращая производство по делу по пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части требования ООО "ТЭКОЙЛ" к Управлению ФНС России по Рязанской области, суд первой инстанции обоснованно учел, что отказ общества от данного требования не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2015 по делу N А54-5194/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2015 N 20АП-4893/2015 ПО ДЕЛУ N А54-5194/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. по делу N А54-5194/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) - Костомаровой Н.В. (доверенность от 06.04.2015 N 04-12/006910), от Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781) - Куколева В.А. (доверенность от 24.12.2014), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ТЭКОЙЛ" (г. Рязань, ОГРН 1116234003687, ИНН 6234090770), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2015 по делу N А54-5194/2014 (судья Мегедь И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭКОЙЛ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 2 по Рязанской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция), Управлению ФНС России по Рязанской области с требованием о признании незаконным решений: Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; Управления ФНС России по Рязанской области от 20.08.2014 N 2.15-12/09612 об оставлении без удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ТЭКОЙЛ".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В части требований к Управлению ФНС по Рязанской области общество заявило отказ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В части требований к Управлению ФНС России по Рязанской области производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что общество обоснованно производило исчисление земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, с момента его вступления в законную силу (с 05.05.2013), а до его вступления в законную силу - с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2012 N 7701/12.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушением судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, может применяться в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором внесены такие изменения, то есть в 2014 году.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Рязанской области, поддерживая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны неправильные выводы, и просит удовлетворить апелляционную жалобу.
ООО "ТЭКОЙЛ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 21.01.2014 ООО "ТЭКОЙЛ" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2013 год.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 30.04.2014 N 2.12-26/32941, которым установлено занижение суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2013 года, на сумму 231 562 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 2 по Рязанской области приняла решение от 25.06.2014 N 2.12-26/25852 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в сумме 1 000 рублей.
Кроме того, указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 231 562 рублей и начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 8 581 рубля 54 копеек.
В обоснование принятого решения инспекция указала на неправомерное применение обществом при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:377 кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, равной его рыночной стоимости.
На основании статей 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 20.08.2014 N 2.15-12/09612 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области от 25.06.2014 N 2.12-26/25852, ООО "ТЭКОЙЛ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III. Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 1 января 2006 года.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
По представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В отношении земельных участков, не перечисленных пунктах 1 - 3 статьи 2 Положения, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулированы правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога в случае, если облагаемая земельным налогом база изменяется в течение налогового периода, в том числе вследствие изменения кадастровой стоимости, и отсутствует запрет в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, вступившим в законную силу.
Такой правовой подход соответствует судебной практике (постановления Арбитражного Суда Центрального округа от 19.12.2014 N А64-6186/2013, от 23.12.2014 N А64-7457/2013, от 24.12.2014 N А64-6911/2013, от 15.01.2015 N А64-6799/2013, постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 02.02.2015 N А65-30422/2013 и другие).
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество при подаче уточненной декларации за 2013 год исчислило земельный налог в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:377, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, п. Шпалозавода, 7 (Советский район), исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 по делу N А54-8500/2012, с момента его вступления в законную силу (с 05.05.2013), а до его вступления в законную силу - с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013.
Согласно представленному обществом расчету сумма земельного налога за 2013 год составляет 194 034 рублей: (28 373 989 рублей (кадастровая стоимость земли до решения) х 4 месяца (январь 2013 года - апрель 2013 года) = 141 856 рублей (уплаченный налог); 5 217 507 рублей (кадастровая стоимость земли в соответствии с судебным актом) х 8 месяцев (май 2013 - декабрь 2013 года) = 52 178 рублей (уплаченный налог); 141 856 руб. (уплаченный налог до решения) + 52 178 руб. (уплаченный налог после решения).
Данный расчет судом проверен и признан обоснованным. Арифметических замечаний и существу расчета, налоговый орган не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у инспекции достаточных правовых оснований для доначисления обществу земельного налога за 2013 год в сумме 231 562 рублей, начисления пени по земельному налогу в сумме 8 581 рубля 54 копеек, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы инспекции о том, что установленная решением Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-8500/2012 рыночная стоимость спорного земельного участка может быть применена лишь с 01.01.2014, подлежит отклонению судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений.
При таких обстоятельствах удовлетворение судом первой инстанции заявленных обществом требований является правомерным.
Прекращая производство по делу по пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части требования ООО "ТЭКОЙЛ" к Управлению ФНС России по Рязанской области, суд первой инстанции обоснованно учел, что отказ общества от данного требования не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2015 по делу N А54-5194/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
Е.В.МОРДАСОВ
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)