Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
при участии в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Забайкальского края представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Забайкальскому краю Студенкова А.В. (доверенность от 24.12.2013), а также в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Чиндиной Людмилы Викторовны Казазаевой В.В. (доверенность от 17.06.2013),
рассмотрев кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Чиндиной Людмилы Викторовны на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года по делу N А78-5158/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бронникова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Чиндина Людмила Викторовна (ОГРН 304753008500081, ИНН 753000002847, место нахождения: Забайкальский край, г. Краснокаменск, далее - предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным решения N 2.9-28/3 от 29 марта 2013 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047542001517, ИНН 7530010409, место нахождения: Забайкальский край, г. Краснокаменск, пр-кт Строителей, 9; далее - налоговая инспекция) в части начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 и 2011 годы в сумме 194 734 рубля, штрафа в сумме 38 946 рублей 80 копеек, пеней в сумме 35 688 рублей 54 копейки.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в виде штрафа в сумме 10 408 рублей 90 копеек, за 2011 год в виде штрафа в сумме 9 064 рубля 50 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в целях применения единого налога на вмененный доход торговая деятельность может осуществляться в любом нежилом помещении, предназначение которого не определено правоустанавливающими документами как таковое. Помещение, в котором налогоплательщик осуществлял деятельность, подпадает под определение стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а деятельность не отвечает признакам продажи товаров по образцам. Таким образом, деятельность налогоплательщика подпадает под условия налогообложения единым налогом на вмененный доход.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция указывает на необоснованность доводов предпринимателя и просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи представители участвующих в деле лиц поддержал доводы жалобы и отзыва на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки N 2.9-26/4 дсп от 05.03.2013.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и материалов проверки, возражений налогоплательщика на акт проверки, с участием представителя налогоплательщика налоговой инспекцией принято решение N 2.9-28/3 от 29.03.2013, которым предпринимателю в том числе доначислен единый налог, уплачиваемый с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 год в сумме 104 089 рублей, за 2011 год в сумме 90 645 рублей; соответствующие суммы пени; предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 года в виде штрафа в сумме 20 817 рублей 80 копеек, за 2011 год - в сумме 18 129 рублей.
Решением от 23.05.2013 N 2.14-20/193-ип/05845 Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю по апелляционной жалобе налогоплательщика решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением налоговой инспекции в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих пени и санкций, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что осуществляемая предпринимателем в проверяемый период деятельность по реализации товаров со складского помещения не относится к розничной торговле через объект стационарной торговой сети, в связи с чем применение специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении этой деятельности неправомерно.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из пункта 8 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из подпунктов 6 и 7 пункта 2 указанной статьи, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
- В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, невостребованных вещей в ломбардах, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле;
- стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
- стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
- нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети;
- торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов;
- В целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
При рассмотрении дела суды обоснованно руководствовались положениями названных норм налогового законодательства.
Исходя из пункта 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Как установлено судами, в проверяемый период предприниматель на основании договора аренды складского помещения N 2 б от 21.03.2010 осуществлял торговлю овощами, фруктами, соками, сухофруктами в арендованном складском помещении "холодильная камера N 3, 6" блока N 1, общей площадью 576 кв. м, который арендовал у унитарного муниципального предприятия "Центр", что подтверждается не только правоустанавливающими документами, но соответствующей технической документацией (экспликация N 1 - приложение к техническому паспорту для нежилых зданий (строений), поэтажный план. Перепланировки данного помещения в 2010, 2011 годах не было, ранее камера N 6 значилась как камера N 3.
Предпринимателем в материалы дела не представлено документов, подтверждающих реконструкцию или перепланировку спорного помещения, как и не представлено документов, свидетельствующих об ином назначении данного помещения.
При таких обстоятельствах судами правомерно указано на то, что осуществляемая предпринимателем в проверяемый период деятельность по реализации товаров со складского помещения не относится к розничной торговле через объект стационарной торговой сети.
Вывод судов соответствует правовой позиции изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12364/10, от 28.02.2012 N 14139/11.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная предпринимателем при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 108097 от 28.02.2014 государственная пошлина подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года по делу N А78-5158/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющему статус индивидуального предпринимателя, Чиндиной Людмиле Викторовне из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 108097 от 28 февраля 2014 года государственную пошлину в сумме 1 900 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
А.И.РУДЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А78-5158/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А78-5158/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
при участии в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Забайкальского края представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Забайкальскому краю Студенкова А.В. (доверенность от 24.12.2013), а также в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Чиндиной Людмилы Викторовны Казазаевой В.В. (доверенность от 17.06.2013),
рассмотрев кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Чиндиной Людмилы Викторовны на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года по делу N А78-5158/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бронникова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Чиндина Людмила Викторовна (ОГРН 304753008500081, ИНН 753000002847, место нахождения: Забайкальский край, г. Краснокаменск, далее - предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным решения N 2.9-28/3 от 29 марта 2013 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047542001517, ИНН 7530010409, место нахождения: Забайкальский край, г. Краснокаменск, пр-кт Строителей, 9; далее - налоговая инспекция) в части начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 и 2011 годы в сумме 194 734 рубля, штрафа в сумме 38 946 рублей 80 копеек, пеней в сумме 35 688 рублей 54 копейки.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год в виде штрафа в сумме 10 408 рублей 90 копеек, за 2011 год в виде штрафа в сумме 9 064 рубля 50 копеек.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в целях применения единого налога на вмененный доход торговая деятельность может осуществляться в любом нежилом помещении, предназначение которого не определено правоустанавливающими документами как таковое. Помещение, в котором налогоплательщик осуществлял деятельность, подпадает под определение стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а деятельность не отвечает признакам продажи товаров по образцам. Таким образом, деятельность налогоплательщика подпадает под условия налогообложения единым налогом на вмененный доход.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция указывает на необоснованность доводов предпринимателя и просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи представители участвующих в деле лиц поддержал доводы жалобы и отзыва на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки N 2.9-26/4 дсп от 05.03.2013.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и материалов проверки, возражений налогоплательщика на акт проверки, с участием представителя налогоплательщика налоговой инспекцией принято решение N 2.9-28/3 от 29.03.2013, которым предпринимателю в том числе доначислен единый налог, уплачиваемый с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 год в сумме 104 089 рублей, за 2011 год в сумме 90 645 рублей; соответствующие суммы пени; предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2010 года в виде штрафа в сумме 20 817 рублей 80 копеек, за 2011 год - в сумме 18 129 рублей.
Решением от 23.05.2013 N 2.14-20/193-ип/05845 Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю по апелляционной жалобе налогоплательщика решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением налоговой инспекции в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, соответствующих пени и санкций, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что осуществляемая предпринимателем в проверяемый период деятельность по реализации товаров со складского помещения не относится к розничной торговле через объект стационарной торговой сети, в связи с чем применение специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении этой деятельности неправомерно.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из пункта 8 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из подпунктов 6 и 7 пункта 2 указанной статьи, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется
- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
- В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, невостребованных вещей в ломбардах, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле;
- стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
- стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны;
- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
- нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети;
- торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов;
- В целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
При рассмотрении дела суды обоснованно руководствовались положениями названных норм налогового законодательства.
Исходя из пункта 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Как установлено судами, в проверяемый период предприниматель на основании договора аренды складского помещения N 2 б от 21.03.2010 осуществлял торговлю овощами, фруктами, соками, сухофруктами в арендованном складском помещении "холодильная камера N 3, 6" блока N 1, общей площадью 576 кв. м, который арендовал у унитарного муниципального предприятия "Центр", что подтверждается не только правоустанавливающими документами, но соответствующей технической документацией (экспликация N 1 - приложение к техническому паспорту для нежилых зданий (строений), поэтажный план. Перепланировки данного помещения в 2010, 2011 годах не было, ранее камера N 6 значилась как камера N 3.
Предпринимателем в материалы дела не представлено документов, подтверждающих реконструкцию или перепланировку спорного помещения, как и не представлено документов, свидетельствующих об ином назначении данного помещения.
При таких обстоятельствах судами правомерно указано на то, что осуществляемая предпринимателем в проверяемый период деятельность по реализации товаров со складского помещения не относится к розничной торговле через объект стационарной торговой сети.
Вывод судов соответствует правовой позиции изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12364/10, от 28.02.2012 N 14139/11.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная предпринимателем при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 108097 от 28.02.2014 государственная пошлина подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 сентября 2013 года по делу N А78-5158/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющему статус индивидуального предпринимателя, Чиндиной Людмиле Викторовне из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 108097 от 28 февраля 2014 года государственную пошлину в сумме 1 900 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
А.И.РУДЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)