Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: Соколова Н.В., представитель по доверенности от 18.08.2014, удостоверение;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Чумакова Олега Николаевича (07АП-719/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014
по делу N А27-21556/2014 (Судья Новожилова И.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Чумакова Олега Николаевича, г. Прокопьевск (ОГРНИП 308422304400016, ИНН 422500247268)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, г. Прокопьевск (ОГРН 1044223025307, ИНН 4223008709)
о признании недействительными решений от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334,
установил:
Индивидуальный предприниматель Чумаков Олег Николаевич (далее - заявитель, ИП Чумаков О.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014 по делу N А27-21556/2014 требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014 по делу N А27-21556/2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, судом неправильно определена дата, с которой применяется кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103020:284, установленная решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, равная рыночной стоимости в сумме 934 000 рублей.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области проведена камеральная налоговая проверка представленных заявителем налоговых деклараций по земельному налогу за 2011, 2012, 2013 годы.
По результатам проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 30.06.2014 N 10-14/4689, N 10-14/4676, N 10-14/4647.
Рассмотрев акты камеральных налоговых проверок от 30.06.2014 N 10-14/4689, N 10-14/4676, N 10-14/4647 Инспекцией были вынесены решения от 13.08.2014 N 10-14/332, N 1014/333, N 10-14/334 об отказе в привлечении ИП Чумакова О.Н. к налоговой ответственности.
Указанными решениями предпринимателю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 56 185 рублей, за 2012 год - 56 185 рублей, за 2013 год - 51 503 рубля.
Не согласившись с указанными решениями, ИП Чумаков О.Н. обжаловал их в порядке пункта 2 статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в вышестоящий налоговый орган.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 17.10.2014 N 599, N 600, N 601 решения Инспекции от 31.03.2014 N 20394 от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 об отказе в привлечении к налоговой ответственности оставлены без изменения, апелляционные жалобы ИП Чумакова О.Н. - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оставляя заявленные предпринимателем требования без удовлетворения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, к спорному налоговому периоду - 2011, 2012 годы и 11 месяцев 2013 года.
Вводы суда соответствуют закону и материалам дела.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из вышеизложенных норм права следует, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, из положений статей 387, 390 НК РФ, статей 65, 66 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, следует, что действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Установление рыночной стоимости участка на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют соответствующую информацию в налоговые органы (пункт 4 статьи 85 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В свою очередь, подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, в соответствии со статьей 388 НК РФ ИП Чумаков О.Н. является плательщиком земельного налога.
Для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка при исчислении земельного налога за спорный период определяется в соответствии с Постановлением Коллегия Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов Кемеровской области" (далее - Постановление N 520) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, подлежащих применению с 01.01.2009.
Указанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс", N 223, 04.12.2008 года, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц. Указанное Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим. Утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость является достоверной и подлежит применению до ее корректировки в установленном порядке.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции о неверном исчислении за 2011, 2012 и 11 месяцев 2013 годы суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103020:284.
При этом предприниматель при расчете налога за 2011-2013 годы руководствовался решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 установлена в размере 934 000 рублей, вступившим в законную силу 26.11.2013.
С учетом предусмотренного пункта 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не подлежит применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за прошедшие налоговые периоды, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Нормы пункта 1 статьи 391 НК РФ предполагают определение налоговой базы по земельному налогу как кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, решение о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента внесения в государственный кадастр соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка и вступления в законную силу такого решения.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103020:284, принадлежащего предпринимателю, установленная решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2011, 2012 и 11 месяцев 2013 годы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предприниматель правомерно рассчитал земельный налог за 2011-2013 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда отклоняется, поскольку действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта, в связи с чем, оснований для изменения и распространения вновь установленной кадастровой стоимости на предыдущие периоды не имеется.
В этой связи ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/12 и обязанность налогового органа в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости, исчислить земельный налог с применением коэффициента, аналогичному коэффициенту, определяемого в порядке, установленном в пункте 7 статьи 396 НК РФ в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, подлежит отклонению.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, доначисление земельного налога за 2011 год в сумме 56 185 рублей, за 2012 год в сумме 56 185 рублей, за 11 месяцев 2013 года в сумме 51 503 рубля по решениям Инспекции об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 является правомерным.
Таким образом, оспариваемые решения налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 соответствуют земельному и налоговому законодательству и не нарушают права и законные интересы предпринимателя. Оснований для признания их недействительными судом апелляционной инстанции не установлены.
Учитывая, что решения налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 соответствуют закону, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого определения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014 по делу N А27-21556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 07АП-719/2015 ПО ДЕЛУ N А27-21556/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N А27-21556/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: Соколова Н.В., представитель по доверенности от 18.08.2014, удостоверение;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Чумакова Олега Николаевича (07АП-719/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014
по делу N А27-21556/2014 (Судья Новожилова И.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Чумакова Олега Николаевича, г. Прокопьевск (ОГРНИП 308422304400016, ИНН 422500247268)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, г. Прокопьевск (ОГРН 1044223025307, ИНН 4223008709)
о признании недействительными решений от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334,
установил:
Индивидуальный предприниматель Чумаков Олег Николаевич (далее - заявитель, ИП Чумаков О.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014 по делу N А27-21556/2014 требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014 по делу N А27-21556/2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, судом неправильно определена дата, с которой применяется кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103020:284, установленная решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, равная рыночной стоимости в сумме 934 000 рублей.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области проведена камеральная налоговая проверка представленных заявителем налоговых деклараций по земельному налогу за 2011, 2012, 2013 годы.
По результатам проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 30.06.2014 N 10-14/4689, N 10-14/4676, N 10-14/4647.
Рассмотрев акты камеральных налоговых проверок от 30.06.2014 N 10-14/4689, N 10-14/4676, N 10-14/4647 Инспекцией были вынесены решения от 13.08.2014 N 10-14/332, N 1014/333, N 10-14/334 об отказе в привлечении ИП Чумакова О.Н. к налоговой ответственности.
Указанными решениями предпринимателю доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 56 185 рублей, за 2012 год - 56 185 рублей, за 2013 год - 51 503 рубля.
Не согласившись с указанными решениями, ИП Чумаков О.Н. обжаловал их в порядке пункта 2 статьи 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в вышестоящий налоговый орган.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 17.10.2014 N 599, N 600, N 601 решения Инспекции от 31.03.2014 N 20394 от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 об отказе в привлечении к налоговой ответственности оставлены без изменения, апелляционные жалобы ИП Чумакова О.Н. - без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оставляя заявленные предпринимателем требования без удовлетворения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, к спорному налоговому периоду - 2011, 2012 годы и 11 месяцев 2013 года.
Вводы суда соответствуют закону и материалам дела.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из вышеизложенных норм права следует, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, из положений статей 387, 390 НК РФ, статей 65, 66 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, следует, что действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Установление рыночной стоимости участка на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют соответствующую информацию в налоговые органы (пункт 4 статьи 85 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В свою очередь, подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, в соответствии со статьей 388 НК РФ ИП Чумаков О.Н. является плательщиком земельного налога.
Для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка при исчислении земельного налога за спорный период определяется в соответствии с Постановлением Коллегия Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земельных участков населенных пунктов Кемеровской области" (далее - Постановление N 520) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, подлежащих применению с 01.01.2009.
Указанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс", N 223, 04.12.2008 года, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц. Указанное Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим. Утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость является достоверной и подлежит применению до ее корректировки в установленном порядке.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции о неверном исчислении за 2011, 2012 и 11 месяцев 2013 годы суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103020:284.
При этом предприниматель при расчете налога за 2011-2013 годы руководствовался решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 установлена в размере 934 000 рублей, вступившим в законную силу 26.11.2013.
С учетом предусмотренного пункта 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости не подлежит применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за прошедшие налоговые периоды, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Нормы пункта 1 статьи 391 НК РФ предполагают определение налоговой базы по земельному налогу как кадастровой стоимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Соответственно, решение о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента внесения в государственный кадастр соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка и вступления в законную силу такого решения.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0103020:284, принадлежащего предпринимателю, установленная решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.10.2013 по делу N А27-12522/2013, не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2011, 2012 и 11 месяцев 2013 годы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предприниматель правомерно рассчитал земельный налог за 2011-2013 года исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда отклоняется, поскольку действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта, в связи с чем, оснований для изменения и распространения вновь установленной кадастровой стоимости на предыдущие периоды не имеется.
В этой связи ссылка на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/12 и обязанность налогового органа в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости, исчислить земельный налог с применением коэффициента, аналогичному коэффициенту, определяемого в порядке, установленном в пункте 7 статьи 396 НК РФ в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, подлежит отклонению.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, доначисление земельного налога за 2011 год в сумме 56 185 рублей, за 2012 год в сумме 56 185 рублей, за 11 месяцев 2013 года в сумме 51 503 рубля по решениям Инспекции об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 является правомерным.
Таким образом, оспариваемые решения налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 соответствуют земельному и налоговому законодательству и не нарушают права и законные интересы предпринимателя. Оснований для признания их недействительными судом апелляционной инстанции не установлены.
Учитывая, что решения налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 13.08.2014 N 10-14/332, N 10-14/333, N 10-14/334 соответствуют закону, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого определения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2014 по делу N А27-21556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)