Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2014 ПО ДЕЛУ N А12-8275/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. по делу N А12-8275/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500, адрес местонахождения: 400062, г. Волгоград, ул. им. Богданова, 2)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 августа 2014 года по делу N А12-8275/2014 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000" (ИНН 3446012418, ОГРН 1023404238406, адрес местонахождения: 400119, г. Волгоград, ул. 25-летия Октября, 1)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (ИНН 3446858585, ОГРН 1043400495500, адрес местонахождения: 400062, г. Волгоград, ул. им. Богданова, 2)
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - Буйлов А.В., действующий на основании доверенности от 10.11.2014,
налогового органа - не явился, извещен,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000" (далее - заявитель, ООО "Волжское полесье - 2000", Общество, налогоплательщик) с заявлением, в котором просило суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) от 25.12.2013 N 4429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 26 августа 2014 года Арбитражный суд Волгоградской области заявление общества с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000" удовлетворил.
Суд признал недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 25.12.2013 N 4429 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд также обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000".
Кроме того, суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волжское полесье - 2000" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Волжское полесье - 2000" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание Инспекция не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17 октября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Волжское полесье-2000" представило в Межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой исчислило сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 603 309 рублей исходя из кадастровой стоимости в размере 137 907 072 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, в результате которой установлено, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "Волжское полесье-2000", составила 505 909 237 рублей, соответственно, сумма земельного налога - 2 213 226 рублей.
Результаты камеральной проверки отражены налоговым органом в акте от 27.09.2013 N 30529/1324дсп.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и иных материалов налоговой проверки, Инспекцией вынесено решение от 25.12.2013 N 4429, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 321 987,40 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 609 917 руб. и пени в сумме 109 520,10 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 20.02.2014 N 66 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, ООО "Волжское полесье-2000" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что у Общества отсутствовали основания для исчисления земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 505 909 236,80 рублей.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Так, суд апелляционной инстанции не может согласиться с тем, что суд первой инстанции принял во внимание тот факт, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 4 июля 2014 года по делу N А12-10256/2014 по заявлению ООО "Волжское полесье-2000" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:060031:296, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 25-летия Октября, 1т, равная его рыночной стоимости в размере 21 281 000 рублей. Как следует из мотивировочной части решения суда, данная кадастровая стоимость установлена на 1 января 2010 года. Как указал суд, примененная налоговым органом кадастровая стоимость земельного участка в размере 505 909 236,80 рублей при расчете земельного налога за 2012 год более чем в 20 раз превышает установленную рыночную стоимость.
Однако судом не учтено следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из государственной кадастровой оценки.
Поскольку решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10256/2014, которым установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка равная его рыночной стоимости, вынесено в 2014 году, данная кадастровая стоимость будет подлежать применению только с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Однако неверный вывод суда первой инстанции не привел к принятию по делу неправильного решения, поскольку суд первой инстанции при вынесении решения также исходил из того, что о выявлении технической ошибки и увеличении кадастровой стоимости обществу стало известно только в ходе налоговой проверки и подтверждено письмом Кадастровой палаты от 11.11.2013 года.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, регулирующие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что сведения о кадастровой стоимости для целей налогообложения в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются плательщикам земельного налога территориальными органами Федерального агентства кадастра недвижимости бесплатно на основании письменного заявления в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки налоговым органом использована кадастровая справка ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о кадастровой стоимости земельного участка, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года составила 505 909 236,8 руб. (т. 2, л.д. 19).
Однако Общество, представляя в Межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 603 309 рублей, исходило из кадастровой стоимости в размере 137 907 072 руб.
Данная кадастровая стоимость была доведена до Общества путем выдачи по его запросам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 34:34:060031:296, согласно которым на 28 сентября 2011 года и 15 августа 2012 года кадастровая стоимость земельного участка составила 137 907 072 рублей.
В ходе налоговой проверки по запросу Общества Кадастровой палатой письмом от 11.11.2013 было разъяснено, что кадастровая стоимость земельного участка в размере 505 909 236,8 руб. была установлена в связи с выявлением технической ошибки в части расчета кадастровой стоимости на основании Протокола выявления технической ошибки N 1940 от 2 ноября 2011 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что в рассматриваемом случае ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области было вынесено решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в отношении спорного земельного участка.
Согласно письму от 11.11.2013 кадастровая стоимость земельного участка в размере 505 909 236,8 руб. была установлена в связи с выявлением технической ошибки в части расчета кадастровой стоимости на основании Протокола выявления технической ошибки N 1940 от 2 ноября 2011 года.
Сведений о том, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области было вынесено решение об исправлении технической ошибки и доведено до сведения Общества, материалы дела не содержат.
Наоборот, в августе 2012 года Обществу также был выдан кадастровый паспорт, согласно которому стоимость земельного участка составляет 137 907 072 рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства исправления технической ошибки в установленном законом порядке и сведения об иной кадастровой стоимости земельного участка, чем содержащийся в кадастровом паспорте, не были надлежащим образом доведены до налогоплательщика, суд первой инстанции вынес верное решение, удовлетворив требования заявителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 августа 2014 года по делу N А12-8275/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)