Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2014 N 15АП-5979/2014 ПО ДЕЛУ N А53-693/2014

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. N 15АП-5979/2014

Дело N А53-693/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ванина В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска: Градова О.В., паспорт, по доверенности от 25.01.2014 г.
от ИП Бабаян Р.Б.: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.03.2014 по делу N А53-693/2014
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска
к ответчику индивидуальному предпринимателю Бабаян Рафаэлу Бахшиковичу
о взыскании 76 900 руб.
принятое судьей Меленчуком И.С.

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бабаян Рафаэлу Бахшиковичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения (завышение стоимости выполненных работ) в размере 76 900 руб.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2014 г. дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Суд рассмотрел настоящее дело без вызова сторон в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в результате проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных муниципальному образованию "Город Новочеркасск" в рамках Областной долгосрочной программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2014 годы", проведенной представителями Контрольно-счетной палаты Ростовской области, был составлен акт от 09.11.2013 г., согласно которому выявлено завышение стоимости выполненных работ по контракту на сумму 76,9 тыс. руб. Представители Контрольно-счетной палаты указали на следующие нарушения: по муниципальному контракту N 0158300056612000043 от 10.04.2012 выявлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 34,9 тыс. рублей; по муниципальному контракту N 0158300060113000023 от 15.04.2013 выявлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 42 тыс. рублей. Вышеуказанные нарушения связаны с включением в предъявленные ИП Бабаян Р.Б. и оплаченные Департаментом ЖКХ акты формы КС-2 позиций, не предусмотренных условиями торгов и содержащих затраты по оплате "НДС (Упрощенная система налогообложения)", не подтвержденные объемами выполненных работ или оказанных услуг. Указанные позиции были включены в сметный расчет в связи с тем, что подрядчик работает по упрощенной системе налогообложения. Судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что вышеуказанные муниципальные заказы были размещены с нарушением положений частей 2, 5 статьи 9 и части 10 статьи 41.12 Федерального закона от 21,07.2005 N 94-ФЗ, обусловленным несоответствием заключенных контрактов условиям торгов.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска и индивидуальным предпринимателем Бабаян Рафаэлом Бахшиковичем по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме были заключены муниципальные контракты, предметом которых являлось выполнение работ по постановке недостающих скамеек, а именно: N 0158300056612000043 от 10.04.2012 (цена контракта - 235 145, 25 руб.); N 0158300060113000023 от 15.04.2013 (цена контракта - 286 154, 87 руб.).
Во исполнение условий контрактов ответчиком были выполнены и переданы заказчику, а последним приняты и оплачены работы по контрактам, что подтверждается представленными в материалы дела платежным поручением N 8613795 от 25.06.2012 на сумму 235 145, 25 руб. и платежным поручением N 5153663 от 26.06.2013 на сумму 286 154, 87 руб.
В результате проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных муниципальному образованию "г. Новочеркасск" в рамках Областной долгосрочной программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2014", проведенной представителями Контрольно-счетной палаты Ростовской области, и согласно составленному акту от 09.11.2013, выявлено завышение стоимости выполненных работ по вышеуказанным контрактам на общую сумму 76 900 руб., что связано с включением в составленные ИП Бабаян Р.Б. и оплаченные муниципальным заказчиком акты формы КС-2 позиций, не предусмотренных условиями торгов и содержащих затраты по оплате НДС (Упрощенная система налогообложения), из них: по муниципальному контракту N 0158300056612000043 от 10.04.2012 на сумму 34 900 рублей; по муниципальному контракту N 0158300060113000023 от 15.04.2013 на сумму 42 000 рублей.
27.11.2013 истцом в адрес предпринимателя было направлено письмо N 3359 с предложением вернуть денежные средства, излишне перечисленные департаментом, в размере 76 900 рублей по реквизитам муниципального заказчика.
Однако ответчик отказался вернуть указанную сумму, что подтверждается письмом от 09.12.2013 N 89.
Считая, что ответчик без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований неосновательно получил денежные средства, принадлежащие истцу, департамент обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что основанием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является юридический состав, образуемый совокупностью следующих элементов: обогащение приобретателя, выразившееся в увеличении его имущества либо сохранении им имущества, которое по законному основанию он должен утратить; обогащение является неосновательным, то есть происходит без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой; обогащение приобретателя имеет место за счет потерпевшего.
В силу сказанного иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения или сбережения ответчиком имущества, отсутствие для этого правового основания, а также то, что неосновательное обогащение ответчика произошло за счет истца.
По своей правовой природе спорные контракты представляют собой муниципальные контракты на выполнение работ для муниципальных нужд, правоотношения из которых регулируются параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Истцом выполнены работы по спорным контрактам в полном объеме, их результаты переданы ответчику, что сторонами не оспаривается. За выполненные работы ответчиком истцу уплачены суммы, определенные контрактами в качестве цены контрактов, что также не оспаривается сторонами.
Из пункта 1 статьи 766 ГК РФ следует, что к существенным условиям муниципального контракта относятся условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
На основании п. 2.1 контрактов стоимость работ составляет 286 154, 87 руб. и 235 145, 25 руб. соответственно, НДС - нет, согласно локальному сметному расчету (Приложение N 1), которые являются неотъемлемой частью контрактов, составленным с учетом расчетного коэффициента, полученного по результатам проведения торгов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 данного закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ. Из дела не следует существование обстоятельств, установленных пунктом 2.1 части 2 статьи 55, частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в качестве оснований изменения цены по спорному контракту.
В соответствии с пунктом 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Кроме того, Законом N 94-ФЗ предусмотрены дополнительные ограничения возможности изменения цены работ по муниципальному контракту. Данные ограничения установлены как для подрядчика, так и для муниципального заказчика и обусловлены тем, что заключению муниципального контракта предшествует выбор подрядчика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий. Данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1 Закона N 94-ФЗ).
Как указано выше, в соответствии со статьей 9 Закона N 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением определенных в данном законе случаев. Данным законом установлены ограничения возможности изменения контракта: во-первых, по объему работ (не более 10% от объема, предусмотренного контрактом); во-вторых, по видам работ; в-третьих, возможность изменений должна быть предусмотрена конкурсной документацией; в-четвертых, изменения в контракт вносятся соглашением сторон.
Доказательства того, что в условиях существования обстоятельств, которыми Закон N 94-ФЗ обусловливает допустимость изменения цены работ по муниципальному контракту, цена работ по спорному контракту, определенная по результатам аукциона, была изменена соглашением сторон путем ее уменьшения на спорную сумму, в деле отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4 статьи 709 Кодекса цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
По условиям контрактов цена подлежащих выполнению подрядных работ является твердой.
На момент подписания сторонами актов о приемке выполненных работ заказчик не оспаривал стоимость выполненных работ и подписал акты с расценками, соответствующими контрактам.
Оценив условия контрактов, а также подписанные заказчиком акты о приемке выполненных работ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стоимость выполненных ответчиком и принятых истцом работ не превышает стоимость, согласованную сторонами в контрактах.
Кроме того, цены контрактов определены в размере 286 154, 87 руб. и 235 145, 25 руб. соответственно, без НДС; работы выполнены и сданы на указанные суммы; оплатив выполненные работы на основании платежных поручений, истец в назначении платежей указал, что оплата произведена без учета НДС.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что завышение стоимости выполненных работ отсутствует, поскольку НДС не включен ни в контракты, ни локально-сметные расчеты, ни в платежные поручения об оплате выполненных работ. При этом указание в акте N 1 графы "Упрощенная система налогообложения" не свидетельствует о наличии НДС 18%. В свою очередь работы выполнены на сумму, определенную контрактами и локально-сметными расчетами. Данные работы приняты без замечаний и возражений.
Поскольку судом первой инстанции установлен факт выполнения подрядчиком предусмотренных контрактами работ в полном объеме и принятия их результата заказчиком без возражений и замечаний, такие работы, согласно положениям статьи 711 Кодекса, подлежат оплате в полном объеме.
В силу изложенного основания для взыскания с подрядчика в пользу муниципального заказчика спорной суммы как неосновательного обогащения отсутствуют.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что в письме Министерства регионального развития РФ от 8 октября 2010 г. N 10463-08/ИП-05 указано, что порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05 марта 2004 г. N 15/1.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов.
С учетом изложенного с переходом на упрощенную систему налогообложения подрядчики продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов и конструкций.
Затраты организаций на указанные цели должны определяться по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ.
В Письме Госстроя России N НЗ-6292/10 от 06.10.2003 приведена методика расчета сметной стоимости работ, в которую в том числе включен расчет на компенсацию затрат по уплате НДС. Иначе говоря, смета составляется таким образом, чтобы покрыть все затраты строительной организаций по выполнению работ.
Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в Письме от 06.10.2003 N НЗ-6292/10 "О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения" разъяснил, что организации и индивидуальные предприниматели, работающие по УСН, платят "единый налог вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога (ЕСН) и налога на добавленную стоимость (НДС).
Организации, в отношении которых применяется "Упрощенная система налогообложения", занятые в строительстве, не начисляют налог на свои работы, так как не являются его плательщиками, а по этой причине не могут поставить к вычету "входной" НДС. Его относят к расходам (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Следовательно, в локальном сметном расчете в строке НДС специально указано "Упрощенная система налогообложения" и приведена данная формула, по которой рассчитан не НДС 18% от сметной стоимости общих затрат, а компенсация НДС за приобретенные материалы и услуги, которую подрядчик имеет право получить как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований департамента.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, то у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для отмены решения суда.
Нарушений процессуального права, определенных частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда от 14.03.2014 по делу N А53-693/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья
В.В.ВАНИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)