Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Капитальный ремонт скважин" (ОГРН 1021801584661, ИНН 1834026449) - Набоков А.А., доверенность от 01.07.2013,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000116, ИНН 1833028059) - Кузнецова А.Д., доверенность от 27.11.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 сентября 2014 года
по делу N А71-6524/2014
принятое судьей Т.С.Коковихиной
по заявлению закрытого акционерного общества "Капитальный ремонт скважин"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Закрытое акционерное общество "Капитальный ремонт скважин" (далее по тексту - ЗАО "КРС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - МРИ ФНС по КН по УР, налоговый орган, инспекция) от 30.12.2013 N 08-60/13 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выбор метода распределения прямых расходов должен быть обязательно обоснован как с экономической, так и с технологической точки зрения; в силу ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов относятся те, которые связаны с производством товаров, а расходы на субподрядные работы (услуги) всегда можно отнести к конкретному договору, они непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг); в соответствии с производственной программой, а также перечнем технологических операций при капитальном и текущем ремонте скважин ОАО "Удмуртнефть" перед проведением работ по капитальному и текущему ремонту скважин необходимо провести комплексное опережающее глушение скважин, что является неотъемлемой частью по ремонту в рамках договора с ОАО "Удмуртнефть"; согласно п. 3.1 Правил ведения ремонтных работ в скважинах, перед началом ремонтных работ скважины подлежат глушению; разъяснения Минфина РФ не адресованы налогоплательщику или неопределенному кругу лиц о порядке исчисления налога за соответствующий налоговый период, в который налогоплательщик ими воспользовался.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС по КН по УР проведена выездная налоговая проверка в отношении ЗАО "КРС" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 26.11.2013 N 08-59/13 (т. 1 л.д. 52-110).
По результатам выездной налоговой проверки с учетом возражений налогоплательщика налоговым органом принято решение от 30.12.2013 N 08-60/13 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 111-171).
Указанным решением доначислены налог на прибыль в размере 158410,21 руб., уменьшен исчисленный в завышенных размерах налог на прибыль в сумме 78115,54 руб., начислены пени по налогу на прибыль в размере 12752,58 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 18911,44 руб.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 13.03.2014 N 06-073808@ (т. 1 л.д. 69-73) по апелляционной жалобе ЗАО "КРС" решение Межрайонной инспекции ФНС по КН по УР N 08-609/13 от 30.12.2013 отменено в части доначисления налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пени и штрафа, принята в расходы 2011 и 2012 года сумма амортизации по насосно-компрессорным трубам. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение МРИ ФНС по КН по УР от 30.12.2013 N 08-60/13 является недействительным, нарушает права и интересы общества, ЗАО "КРС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что поскольку спорные затраты не относятся к материальным расходам, поименованным в пунктах 1 и 4 статьи 254 НК, а указаны заявителем в перечне косвенных расходов, закрепленных в учетной политике налогоплательщика; отнесение их к косвенным расходам обусловлено экономическими и технологическими причинами, заявитель вправе включить их в состав косвенных расходов и отнести в полном объеме к расходам текущего налогового периода.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что выбор метода распределения прямых расходов должен быть обязательно обоснован как с экономической, так и с технологической точки зрения; в силу ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов относятся те, которые связаны с производством товаров, а расходы на субподрядные работы (услуги) всегда можно отнести к конкретному договору и они непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг); в соответствии с производственной программой, а также перечнем технологических операций при капитальном и текущем ремонте скважин ОАО "Удмуртнефть" перед проведением работ по капитальному и текущему ремонту скважин необходимо провести комплексное опережающее глушение скважин, что является неотъемлемой частью по ремонту в рамках договора с ОАО "Удмуртнефть"; согласно п. 3.1 Правил ведения ремонтных работ в скважинах, перед началом ремонтных работ скважины подлежат глушению; разъяснения Минфина РФ не адресованы налогоплательщику или неопределенному кругу лиц о порядке исчисления налога за соответствующий налоговый период, в который налогоплательщик ими воспользовался.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Российские организации-налогоплательщики, определяя налоговую базу по налогу на прибыль, уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (статьи 247 и 252 НК РФ).
Расходами в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Произведенные налогоплательщиком расходы в целях исчисления налога на прибыль согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).
К материальным расходам, в силу пункта 1 статьи 254 НК РФ, относятся, в частности, затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, как указано в пункте 1 статьи 318 НК РФ, устанавливающем порядок определения суммы расходов на производство и реализацию для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, подразделяются на прямые и косвенные расходы.
Этой статьей Кодекса к прямым расходам отнесены: материальные расходы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 статьи 254 НК РФ; расходы на оплату труда персонала, который занят в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (а также суммы единого социального налога и пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанную зарплату); суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. При этом все остальные расходы относятся к косвенным.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. То есть к косвенным расходам относятся все прочие материальные расходы, в том числе расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). В этом же пункте приведены частные случаи расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые могут быть отнесены к прямым расходам.
Все иные суммы расходов (не отнесенные налогоплательщиком к прямым расходам), за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, относятся к косвенным.
Из перечня, приведенного в пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные расходы, но только определяемые подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (на приобретение сырья и (или) материалов, используемых, в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика).
Расходы на субподрядные работы предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, возможность включения данных расходов в состав прямых расходов не предусмотрена статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому они относятся к косвенным расходам, и в силу пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации сумма таких расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Данный вывод соответствует пункту 2 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что датой осуществления материальных расходов в виде услуг (работ) производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ).
Таким образом, в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится какое-либо указание принимать для целей налогообложения затраты на выполненные субподрядчиками работы именно как прямые расходы. Более того, как видно из статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации затраты на выполненные субподрядчиками работы не входят в рекомендуемый список прямых расходов, приведенный в указанной статье.
Приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, является материальными расходами, однако пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации не относит данные расходы к прямым.
Одним из критериев отнесения расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) к прямым, является указание на то в учетной политике налогоплательщика.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что ЗАО "Капитальный ремонт скважин" (подрядчик) заключило договоры с ОАО "Удмуртнефть" (Заказчик) по капитальному ремонту скважин от 16.12.2009 N 273-09, от 30.12.2011 N 250-11,по текущему ремонту скважин от 16.12.2009 N 274-09, от 30.12.2011 N 251-11.
Согласно условиям данных договоров Подрядчик с согласия Заказчика вправе привлекать к исполнению субподрядчиков (третьих лиц).
В проверяемом периоде ЗАО "Капитальный ремонт скважин" для выполнения работ по глушению скважин привлекало субподрядчика ООО "ГК "Технотэк" на основании заключенных договоров подряда от 31.01.2011 N 47-11, от 13.12.2011 N 225-11.
В соответствии с учетной политикой ЗАО "Капитальный ремонт скважин", прямые расходы учитываются по структурным подразделениям в разрезе видов деятельности: выполнение работ по капитальному ремонту скважин; выполнение работ по текущему ремонту скважин; прочие работы, услуги.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых в течение отчетного (налогового) периода.
Прямыми затратами на выполнение работ являются: материальные затраты на приобретение сырья и материалов, используемых при выполнении работ; амортизация по основным средствам, непосредственно используемым для выполнения работ; расходы на оплату труда основного персонала, занятого выполнением работ; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, учетной политикой общества предусмотрено, что расходы на оплату услуг субподрядных организаций относятся к косвенным расходам и списываются в уменьшение доходов текущего периода в размере фактически произведенных затрат, без распределения на остатки незавершенного производства.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расходы на оплату услуг субподрядных организаций, правомерно в приказе об учетной политике отнесены налогоплательщиком к косвенным расходам, которые списываются в уменьшение доходов текущего периода в размере фактически произведенных затрат, без распределения на остатки незавершенного производства, поскольку спорные затраты не связаны с приобретением сырья, материалов, комплектующих, и не поименованы в перечне прямых расходов, перечисленных в пункте 1 статьи 318 НК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выбор метода распределения прямых расходов должен быть обязательно обоснован как с экономической, так и с технологической точки зрения; в силу ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов относятся те, которые связаны с производством товаров, а расходы на субподрядные работы (услуги) всегда можно отнести к конкретному договору и они непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), отклоняются, поскольку в силу положений статьи 319 НК РФ в затраты незавершенного производства включается продукция частичной готовности, то есть законченные работы, но не принятые заказчиком. В то же время по настоящему делу, договорами была предусмотрена поэтапная сдача работ, работы, выполненные субподрядчиками, были приняты по результатам их выполнения, как налогоплательщиком, так и основным заказчиком.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с производственной программой, а также перечнем технологических операций при капитальном и текущем ремонте скважин ОАО "Удмуртнефть" перед проведением работ по капитальному и текущему ремонту скважин необходимо провести комплексное опережающее глушение скважин, что является неотъемлемой частью по ремонту в рамках договора с ОАО "Удмуртнефть"; согласно п. 3.1 Правил ведения ремонтных работ в скважинах, перед началом ремонтных работ скважины подлежат глушению, не принимаются на основании следующего.
Работы по капитальному и текущему ремонту скважин осуществляются в соответствии с Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 г. N 56 (далее - Правила промышленной безопасности), Правилами ведения ремонтных работ в скважинах (РД 153-39-023-97), Классификатором ремонтных работ в скважинах (РД 153-39.0-088-01), Типовыми инструкциями по безопасности работ при строительстве нефтяных и газовых скважин", утв. Госгортехнадзором РФ 12.07.1996, Приказом Минтопэнерго РФ от 12.07.1996 N 178.
Согласно названным нормативным актам ремонтные работы в зависимости от назначения подразделяются на капитальные, влекущие повышение производительности добывающих скважин, и подземные (текущие).
Капитальным ремонтом скважин (КРС) - называется комплекс работ, связанных с восстановлением работоспособности обсадных колонн, цементного кольца, призабойной зоны, ликвидацией аварий, спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и закачке.
Текущим ремонтом скважин (ТРС) - называется комплекс работ, направленных на восстановление работоспособности скважинного и устьевого оборудования, и работ по изменению режима эксплуатации скважины, а также по очистке подъемной колонны и забоя от парафинно-смолистых отложений, солей и песчаных пробок.
Перечень выполняемых при ТКРС работ содержится Классификаторе ремонтных работ в скважинах (РД 153-39.0-088-01). При этом глушение скважины не входит в перечень операций при текущем и капитальном ремонте скважин.
Глушение скважины - отдельная операция. Под понятием "глушение скважины" понимается принудительное прекращение работы скважины путем искусственного повышения забойного давления до величин, превышающих пластовое давление.
Основной задачей операции глушения продуктивных пластов является обеспечение безопасных условий работы буровых и ремонтных бригад в стволе скважины путем предотвращения выброса нефти или газа из пласта.
В соответствии с п. 3.5.1 Типовых инструкции по безопасности работ при строительстве нефтяных и газовых скважинах технологическое глушение скважин производится для ее консервации или ремонта, а также для проведения комплекса технологических операций (при спуске и подъеме оборудования, воздействии на пласт, перфорации и т.п.).
При этом проведение текущих и капитальных ремонтов скважин без их предварительного глушения разрешается на скважинах, оборудованных клапанами-отсекателями и на месторождениях с горно-геологическими условиями, исключающими возможность самопроизвольного поступления пластового флюида к устью скважины.
Операция глушения скважин применяется при подготовке скважины к проведению вторичного вскрытия, обработке призабойной зоны или ремонтным работам.
Также в соответствии с п. 3.4.12. Типовых инструкции по безопасности геофизических работ в процессе бурения скважин и разработки нефтяных и газовых месторождений, утв. Госгортехнадзором РФ 12.07.1996, Приказом Минтопэнерго РФ от 12.07.1996 N 178, глушение скважин производится для производства геофизических работ. Согласно п. 4.2.4 Правила безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, утв. Госгортехнадзором СССР 31.01.1974, при необходимости глушения скважины производится в процессе ее освоения или опробования.
Таким образом, глушение скважин является отдельной технологической операцией, применяемой не только перед ремонтом скважины.
Также согласно Постановлению Правительства РФ от 28.07.2006 N 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев", текущий и капитальный ремонт не относятся к работам с длительным производственным циклом.
Довод заявителя жалобы о том, что разъяснения Минфина РФ не являются официальными разъяснениями по вопросам налогового законодательства, которые в силу статьи 111 НК РФ исключают возможность привлечения к налоговой ответственности, отклоняется, поскольку письма Минфина РФ от 13.11.2010 г., от 04.08.2009 г., 13.11.2010 г., которыми руководствовался налогоплательщик, содержат конкретные разъяснения по вопросу отнесения к косвенным расходам затрат на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, адресованы неопределенному кругу лиц и опубликованы в справочно-правовых системах и средствах массовой информации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 сентября 2014 года по делу N А71-6524/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 17АП-14370/2014-АК ПО ДЕЛУ N А71-6524/2014
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. N 17АП-14370/2014-АК
Дело N А71-6524/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Капитальный ремонт скважин" (ОГРН 1021801584661, ИНН 1834026449) - Набоков А.А., доверенность от 01.07.2013,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000116, ИНН 1833028059) - Кузнецова А.Д., доверенность от 27.11.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 сентября 2014 года
по делу N А71-6524/2014
принятое судьей Т.С.Коковихиной
по заявлению закрытого акционерного общества "Капитальный ремонт скважин"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Закрытое акционерное общество "Капитальный ремонт скважин" (далее по тексту - ЗАО "КРС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике (далее - МРИ ФНС по КН по УР, налоговый орган, инспекция) от 30.12.2013 N 08-60/13 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выбор метода распределения прямых расходов должен быть обязательно обоснован как с экономической, так и с технологической точки зрения; в силу ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов относятся те, которые связаны с производством товаров, а расходы на субподрядные работы (услуги) всегда можно отнести к конкретному договору, они непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг); в соответствии с производственной программой, а также перечнем технологических операций при капитальном и текущем ремонте скважин ОАО "Удмуртнефть" перед проведением работ по капитальному и текущему ремонту скважин необходимо провести комплексное опережающее глушение скважин, что является неотъемлемой частью по ремонту в рамках договора с ОАО "Удмуртнефть"; согласно п. 3.1 Правил ведения ремонтных работ в скважинах, перед началом ремонтных работ скважины подлежат глушению; разъяснения Минфина РФ не адресованы налогоплательщику или неопределенному кругу лиц о порядке исчисления налога за соответствующий налоговый период, в который налогоплательщик ими воспользовался.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС по КН по УР проведена выездная налоговая проверка в отношении ЗАО "КРС" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 26.11.2013 N 08-59/13 (т. 1 л.д. 52-110).
По результатам выездной налоговой проверки с учетом возражений налогоплательщика налоговым органом принято решение от 30.12.2013 N 08-60/13 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 111-171).
Указанным решением доначислены налог на прибыль в размере 158410,21 руб., уменьшен исчисленный в завышенных размерах налог на прибыль в сумме 78115,54 руб., начислены пени по налогу на прибыль в размере 12752,58 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 18911,44 руб.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 13.03.2014 N 06-073808@ (т. 1 л.д. 69-73) по апелляционной жалобе ЗАО "КРС" решение Межрайонной инспекции ФНС по КН по УР N 08-609/13 от 30.12.2013 отменено в части доначисления налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пени и штрафа, принята в расходы 2011 и 2012 года сумма амортизации по насосно-компрессорным трубам. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что решение МРИ ФНС по КН по УР от 30.12.2013 N 08-60/13 является недействительным, нарушает права и интересы общества, ЗАО "КРС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что поскольку спорные затраты не относятся к материальным расходам, поименованным в пунктах 1 и 4 статьи 254 НК, а указаны заявителем в перечне косвенных расходов, закрепленных в учетной политике налогоплательщика; отнесение их к косвенным расходам обусловлено экономическими и технологическими причинами, заявитель вправе включить их в состав косвенных расходов и отнести в полном объеме к расходам текущего налогового периода.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что выбор метода распределения прямых расходов должен быть обязательно обоснован как с экономической, так и с технологической точки зрения; в силу ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов относятся те, которые связаны с производством товаров, а расходы на субподрядные работы (услуги) всегда можно отнести к конкретному договору и они непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг); в соответствии с производственной программой, а также перечнем технологических операций при капитальном и текущем ремонте скважин ОАО "Удмуртнефть" перед проведением работ по капитальному и текущему ремонту скважин необходимо провести комплексное опережающее глушение скважин, что является неотъемлемой частью по ремонту в рамках договора с ОАО "Удмуртнефть"; согласно п. 3.1 Правил ведения ремонтных работ в скважинах, перед началом ремонтных работ скважины подлежат глушению; разъяснения Минфина РФ не адресованы налогоплательщику или неопределенному кругу лиц о порядке исчисления налога за соответствующий налоговый период, в который налогоплательщик ими воспользовался.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Российские организации-налогоплательщики, определяя налоговую базу по налогу на прибыль, уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (статьи 247 и 252 НК РФ).
Расходами в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Произведенные налогоплательщиком расходы в целях исчисления налога на прибыль согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).
К материальным расходам, в силу пункта 1 статьи 254 НК РФ, относятся, в частности, затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, как указано в пункте 1 статьи 318 НК РФ, устанавливающем порядок определения суммы расходов на производство и реализацию для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, подразделяются на прямые и косвенные расходы.
Этой статьей Кодекса к прямым расходам отнесены: материальные расходы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 статьи 254 НК РФ; расходы на оплату труда персонала, который занят в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (а также суммы единого социального налога и пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанную зарплату); суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. При этом все остальные расходы относятся к косвенным.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода. То есть к косвенным расходам относятся все прочие материальные расходы, в том числе расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). В этом же пункте приведены частные случаи расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые могут быть отнесены к прямым расходам.
Все иные суммы расходов (не отнесенные налогоплательщиком к прямым расходам), за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, относятся к косвенным.
Из перечня, приведенного в пункте 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные расходы, но только определяемые подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (на приобретение сырья и (или) материалов, используемых, в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика).
Расходы на субподрядные работы предусмотрены подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, возможность включения данных расходов в состав прямых расходов не предусмотрена статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому они относятся к косвенным расходам, и в силу пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации сумма таких расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Данный вывод соответствует пункту 2 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, что датой осуществления материальных расходов в виде услуг (работ) производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ).
Таким образом, в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится какое-либо указание принимать для целей налогообложения затраты на выполненные субподрядчиками работы именно как прямые расходы. Более того, как видно из статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации затраты на выполненные субподрядчиками работы не входят в рекомендуемый список прямых расходов, приведенный в указанной статье.
Приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, является материальными расходами, однако пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации не относит данные расходы к прямым.
Одним из критериев отнесения расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) к прямым, является указание на то в учетной политике налогоплательщика.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что ЗАО "Капитальный ремонт скважин" (подрядчик) заключило договоры с ОАО "Удмуртнефть" (Заказчик) по капитальному ремонту скважин от 16.12.2009 N 273-09, от 30.12.2011 N 250-11,по текущему ремонту скважин от 16.12.2009 N 274-09, от 30.12.2011 N 251-11.
Согласно условиям данных договоров Подрядчик с согласия Заказчика вправе привлекать к исполнению субподрядчиков (третьих лиц).
В проверяемом периоде ЗАО "Капитальный ремонт скважин" для выполнения работ по глушению скважин привлекало субподрядчика ООО "ГК "Технотэк" на основании заключенных договоров подряда от 31.01.2011 N 47-11, от 13.12.2011 N 225-11.
В соответствии с учетной политикой ЗАО "Капитальный ремонт скважин", прямые расходы учитываются по структурным подразделениям в разрезе видов деятельности: выполнение работ по капитальному ремонту скважин; выполнение работ по текущему ремонту скважин; прочие работы, услуги.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых в течение отчетного (налогового) периода.
Прямыми затратами на выполнение работ являются: материальные затраты на приобретение сырья и материалов, используемых при выполнении работ; амортизация по основным средствам, непосредственно используемым для выполнения работ; расходы на оплату труда основного персонала, занятого выполнением работ; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, учетной политикой общества предусмотрено, что расходы на оплату услуг субподрядных организаций относятся к косвенным расходам и списываются в уменьшение доходов текущего периода в размере фактически произведенных затрат, без распределения на остатки незавершенного производства.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расходы на оплату услуг субподрядных организаций, правомерно в приказе об учетной политике отнесены налогоплательщиком к косвенным расходам, которые списываются в уменьшение доходов текущего периода в размере фактически произведенных затрат, без распределения на остатки незавершенного производства, поскольку спорные затраты не связаны с приобретением сырья, материалов, комплектующих, и не поименованы в перечне прямых расходов, перечисленных в пункте 1 статьи 318 НК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выбор метода распределения прямых расходов должен быть обязательно обоснован как с экономической, так и с технологической точки зрения; в силу ст. 318 НК РФ в состав прямых расходов относятся те, которые связаны с производством товаров, а расходы на субподрядные работы (услуги) всегда можно отнести к конкретному договору и они непосредственно связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), отклоняются, поскольку в силу положений статьи 319 НК РФ в затраты незавершенного производства включается продукция частичной готовности, то есть законченные работы, но не принятые заказчиком. В то же время по настоящему делу, договорами была предусмотрена поэтапная сдача работ, работы, выполненные субподрядчиками, были приняты по результатам их выполнения, как налогоплательщиком, так и основным заказчиком.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с производственной программой, а также перечнем технологических операций при капитальном и текущем ремонте скважин ОАО "Удмуртнефть" перед проведением работ по капитальному и текущему ремонту скважин необходимо провести комплексное опережающее глушение скважин, что является неотъемлемой частью по ремонту в рамках договора с ОАО "Удмуртнефть"; согласно п. 3.1 Правил ведения ремонтных работ в скважинах, перед началом ремонтных работ скважины подлежат глушению, не принимаются на основании следующего.
Работы по капитальному и текущему ремонту скважин осуществляются в соответствии с Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 г. N 56 (далее - Правила промышленной безопасности), Правилами ведения ремонтных работ в скважинах (РД 153-39-023-97), Классификатором ремонтных работ в скважинах (РД 153-39.0-088-01), Типовыми инструкциями по безопасности работ при строительстве нефтяных и газовых скважин", утв. Госгортехнадзором РФ 12.07.1996, Приказом Минтопэнерго РФ от 12.07.1996 N 178.
Согласно названным нормативным актам ремонтные работы в зависимости от назначения подразделяются на капитальные, влекущие повышение производительности добывающих скважин, и подземные (текущие).
Капитальным ремонтом скважин (КРС) - называется комплекс работ, связанных с восстановлением работоспособности обсадных колонн, цементного кольца, призабойной зоны, ликвидацией аварий, спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и закачке.
Текущим ремонтом скважин (ТРС) - называется комплекс работ, направленных на восстановление работоспособности скважинного и устьевого оборудования, и работ по изменению режима эксплуатации скважины, а также по очистке подъемной колонны и забоя от парафинно-смолистых отложений, солей и песчаных пробок.
Перечень выполняемых при ТКРС работ содержится Классификаторе ремонтных работ в скважинах (РД 153-39.0-088-01). При этом глушение скважины не входит в перечень операций при текущем и капитальном ремонте скважин.
Глушение скважины - отдельная операция. Под понятием "глушение скважины" понимается принудительное прекращение работы скважины путем искусственного повышения забойного давления до величин, превышающих пластовое давление.
Основной задачей операции глушения продуктивных пластов является обеспечение безопасных условий работы буровых и ремонтных бригад в стволе скважины путем предотвращения выброса нефти или газа из пласта.
В соответствии с п. 3.5.1 Типовых инструкции по безопасности работ при строительстве нефтяных и газовых скважинах технологическое глушение скважин производится для ее консервации или ремонта, а также для проведения комплекса технологических операций (при спуске и подъеме оборудования, воздействии на пласт, перфорации и т.п.).
При этом проведение текущих и капитальных ремонтов скважин без их предварительного глушения разрешается на скважинах, оборудованных клапанами-отсекателями и на месторождениях с горно-геологическими условиями, исключающими возможность самопроизвольного поступления пластового флюида к устью скважины.
Операция глушения скважин применяется при подготовке скважины к проведению вторичного вскрытия, обработке призабойной зоны или ремонтным работам.
Также в соответствии с п. 3.4.12. Типовых инструкции по безопасности геофизических работ в процессе бурения скважин и разработки нефтяных и газовых месторождений, утв. Госгортехнадзором РФ 12.07.1996, Приказом Минтопэнерго РФ от 12.07.1996 N 178, глушение скважин производится для производства геофизических работ. Согласно п. 4.2.4 Правила безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, утв. Госгортехнадзором СССР 31.01.1974, при необходимости глушения скважины производится в процессе ее освоения или опробования.
Таким образом, глушение скважин является отдельной технологической операцией, применяемой не только перед ремонтом скважины.
Также согласно Постановлению Правительства РФ от 28.07.2006 N 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев", текущий и капитальный ремонт не относятся к работам с длительным производственным циклом.
Довод заявителя жалобы о том, что разъяснения Минфина РФ не являются официальными разъяснениями по вопросам налогового законодательства, которые в силу статьи 111 НК РФ исключают возможность привлечения к налоговой ответственности, отклоняется, поскольку письма Минфина РФ от 13.11.2010 г., от 04.08.2009 г., 13.11.2010 г., которыми руководствовался налогоплательщик, содержат конкретные разъяснения по вопросу отнесения к косвенным расходам затрат на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, адресованы неопределенному кругу лиц и опубликованы в справочно-правовых системах и средствах массовой информации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 сентября 2014 года по делу N А71-6524/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)