Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2014 N 09АП-46684/2013 ПО ДЕЛУ N А40-76705/13/94-741

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. N 09АП-46684/2013

Дело N А40-76705/13/94-741

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.
при ведении протокола
помощником судьи Яцевой В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционные жалобы Министерства энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2013 г. по делу N А40-76705/13/94-741 судьи Лапшиной В.В.
по по заявлению ЗАО "Росшельф" (ОГРН 1022900838454)
к Федеральному агентству по недропользованию; Министерству энергетики Российской Федерации,
третьи лица: 1) Министерство экономического развития РФ, 2) Министерство обороны РФ, 3) Федеральное агентство по рыболовству РФ, 4) ФСБ РФ, 5) ФАС РФ,
о признании незаконными действий.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Лукьянчиков М.И., Чоракаев К.Э. по дов. от 03.07.2013 г.;
- от ответчиков: 1) Горохов К.Д. по дов. от 08.04.2013 г.; 2) Савин А.В. по дов. от
- 31.01.2012 г.;
- от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) Соколова С.Ю. по дов. от 20.05.2013 г.; 3) не явился, извещен; 4) Калганов Д.А. по дов. от 07.10.2011 г.; 5) не явился, извещен;

- установил:

ЗАО "Российская компания по освоению шельфа" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее Роснедра), Министерству энергетики РФ (далее Минэнерго) о признании незаконными действий Федерального агентства по недропользованию по возврату заявочных материалов ЗАО "Российская компания по освоению шельфа", направленных с сопроводительным письмом от 01.11.2012 г. N 198, на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, оформленных письмом от 24.04.2013 г. N ИП-03-31/4395; признании незаконным бездействия Министерства энергетики Российской Федерации по согласованию проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении ЗАО "Российская компания по освоению шельфа" права пользования участком недр "Корякия-1", расположенного на континентальном шельфе Охотского моря; обязании Федеральное агентство по недропользованию устранить допущенные нарушения прав ЗАО "Российская компания по освоению шельфа" путем направления в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу проекта Распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении ЗАО "Российская компания по освоению шельфа" права пользования участком недр "Корякия-1", расположенного на континентальном шельфе Охотского моря в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в порядке, установленном п. п. 10, 11 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 г. N 4.
Решением от 18.11.2013 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод о незаконности действий и бездействия ответчиков, нарушающих права и законные интересы заявителя
Не согласившись с принятым решением, Министерство энергетики Российской Федерации (далее Министерство), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Сослалось на неправильное применение норм материального права. Считает, что заявитель не представил доказательств того, что обладает необходимыми средствами для проведения работ. Указало, что отсутствие согласования не являлось мотивировкой отказа в приеме заявки.
Федеральное агентство по недропользованию (далее Роснедра) не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявитель не представил необходимые документы подтверждающих наличие оборудования для проведения работ. Полагает, что суд неполно выяснил обстоятельства дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Считает, что суд исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд правильно применил нормы материального права. Указал на то, что доводы апелляционных жалоб необоснованны и не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзывы на апелляционные жалобы от сторон не поступили.
В судебном заседании представитель Министерства энергетики Российской Федерации доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Федерального агентства по недропользованию доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ЗАО "Росшельф" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ФСБ РФ доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства обороны РФ доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, изложил позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явились представители Федерального агентства по рыболовству РФ, ФАС России, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав позиции сторон, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционных жалоб не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Росшельф" является предприятием по освоению ресурсов континентального шельфа, разработке нефтегазовых месторождений территориальных морей и исключительной экономической зоны Российской Федерации, как путем самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности, так и посредством привлечения научно-технического и производственного потенциала конверсионных предприятий оборонных отраслей промышленности, нефтегазового комплекса, а также региональных и других предприятий и организаций, и извлечение прибыли.
Основными акционерами ЗАО "Росшельф" являются: ОАО "Газпром" (39,505% акций), ОАО "НК "Роснефть" (26,422% акций), ООО "Газпром ВНИИГАЗ" (8,634% акций), ОАО "ПО "Севмаш" (12,558% акций), ОАО "Гипроспецгаз" (8,634% акций), ФБО "РНЦ "Курчатовский институт" (1,962% акций).
В целях реализации своей уставной деятельности, 02.12.2011 г. ЗАО "Росшельф" обратилось в Федеральное агентство по недропользованию с заявкой на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.
Письмом от 02.03.2012 г. N ПС-06-31/2040 Роснедра вернуло заявителю заявочные материалы в связи с несоответствием ЗАО "Росшельф" требованиям ст. 9 Федерального закона "О недрах" (далее Закон о недрах), а именно: не соответствие ЗАО "Росшельф" требованиям к организациям, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Не согласившись с данным отказом, ЗАО "Росшельф" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании отказа незаконным и обязании принять к рассмотрению заявку.
Решением арбитражного суда города Москвы от 13.07.2012 г. по делу N А40-52190/2012-119-493, оставленным без изменения Постановлением 9 ААС от 09.10.2012 г. и Постановлением ФАС МО от 10.01.2013 г. требования заявителя удовлетворены.
Суд признал незаконными действия Федерального агентства по недропользованию, оформленных письмом от 02.03.2012 г. N ПС-06-31/2040, по возврату заявочных материалов ЗАО "Росшельф", направленных сопроводительных письмом от 02.12.2011 г. N 189 на получение права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья и обязал ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять к рассмотрению заявку ЗАО "Росшельф".
01.11.2012 г. ЗАО "Росшельф" повторно направило в адрес Федерального агентства по недропользованию заявку на предоставление права пользования недрами участка Корякия-1, расположенного на шельфе Охотского моря без проведения конкурса.
Письмом от 18.01.2013 г. N ИП-03-31/398 Роснедра сообщили ЗАО "Росшельф" о приеме заявки и направлении Условий пользования недрами участка Корякия-1, которые были согласованы ЗАО "Росшельф" с несущественными замечаниями и представлены в Роснедра письмом от 04.03.2013 г. N 47.
Роснедрами было подготовлены и разосланы на согласование проект Распоряжение Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр и проект условий пользования участком недр.
27.03.2013 г. письмом N ЕК-01-31/3071 Роснедра отказали в приеме заявки на основании отсутствия в приложениях к Заявке ряда документов, предусмотренных Постановлением Правительства N 4.
Не согласившись с данным отказом, ЗАО "Росшельф" расценило его как запрос документов и направило 22.04.2013 г. в адрес Федерального агентства по недропользованию с сопроводительным письмом документы и пояснения по ним.
Письмом от 24.04.2013 г. N ИП-03-31/4395 Федеральное агентство по недропользованию подтвердило факт запроса дополнительных документов письмом от 27.03.2013 г. N ЕК-01-31/3071, но вернуло заявочные материалы по причине не поступления запрошенных документов в Роснедра и по причине отказа в согласовании Проекта Распоряжения Правительства РФ Министерством энергетики Российской Федерации.
Из письма Минэнерго России от 28.01.2013 г. N ПФ-616/05 по вопросу согласования направленного Роснедрами проекта Распоряжение Правительства Российской Федерации следует, что Минэнерго России информацией о соответствии ЗАО "Росшельф" критериям, указанным в Законе о недрах не обладает.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с названным заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Судом было достоверно установлено, что рассматриваемый участок недр относится к участкам недр федерального значения, поскольку находится в континентальном шельфе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится, в том числе, распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации.
На основании Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293, к полномочиям Роснедра отнесены в числе прочего полномочия по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
В соответствии со ст. 10.1 Закона о недрах основанием для возникновения права пользования участком недр континентального шельфа для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемый по совмещенной лицензии, является решение Правительства Российской Федерации без проведения конкурсов и аукционов.
В силу пункта 4 Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения конкурсов и аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2009 года N 4 (далее - Положение), юридическое лицо, указанное в пункте 3 настоящего Положения (заявитель), подает в Федеральное агентство по недропользованию заявку о предоставлении права пользования участком недр с приложением необходимых документов. В числе таких документов - документы, подтверждающие, что заявитель является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в котором доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которого Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого юридического лица (в случае подачи заявки на получение права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участками недр федерального значения, расположенными на территории Российской Федерации и простирающимися на ее континентальный шельф) (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Согласно пункта 5 Положения Федеральное агентство по недропользованию в течение 40 дней с даты поступления заявки и документов, представленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, рассматривает их и подготавливает проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр и проект условий пользования участком недр или мотивированный отказ в приеме заявки.
В случае необходимости Роснедра вправе запросить у пользователя недр дополнительные материалы, уточняющие данные, содержащиеся в заявке и документах. В случае рассмотрения дополнительных материалов Агентством указанный срок может быть увеличен, но не более чем на 20 дней, о чем Агентство информирует пользователя недр.
В силу ст. 14 Закона о недрах и пункта 6 Положения отказ в приеме заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях если: заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования; заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения конкурса или аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.
В настоящем случае возврат заявки Общества мотивирован Роснедрами отсутствием документов, по причине не поступления запрошенных документов в Роснедра и по причине отказа в согласовании Проекта Распоряжения Правительства РФ Министерством энергетики Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, до осуществления оспариваемых действия, Роснедра письмом от 18.01.2013 г. N ИП-03-31/398 на заявку ЗАО "Росшельф" от 01.11.2012 г. N 198 подготовило и направило заявителю Условия пользования испрашиваемым участком недр.
Также, письмами Роснедра направило в ФСБ России на основании пунктов 7 и 8 Положения проект Распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении Обществу права пользования недрами, а именно письмом от 20.12.2012 г. N АП-03-25/12941 в ФСБ России, письмом от 20.12.2012 г. N АП-03-25/12931 в Минобороны России, письмом от 20.12.2012 г. N АП-03-28/12938 в Минэкономразвития России, письмом от 20.12.2012 г. N АП-03-28/12934 в Росрыболовство.
Письмом от 13.02.2013 г. N АП-03-28/1304 Роснедра направило в ФАС России заявку Общества на проверку соответствия заявителя требованиям ст. 9 Закона о недрах.
ФАС России запросил письмом от 05.03.2013 г. N АЦ/7823/13 у ЗАО "Росшельф" информацию, которая была необходима антимонопольному органу в рамках его полномочий рассмотрения обращения Роснедр.
Письмом от 03.06.2013 г. ФАС России сообщил Роснедрам, что ЗАО "Росшельф" является юридическим лицом, более чем 50% акций которого имеет право косвенно распоряжаться Российская Федерация.
Из материалов дела видно, что ранее действия Роснедр по возврату заявочных материалов признаны незаконными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2012 г. по делу N А40-52190/2012.
Как видно из материалов дела, по состоянию на 20.12.2012 г. проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр и проект условий пользования участком недр уже были подготовлены Роснедрами, что в силу п. 5 Положения свидетельствует о том, что заявка ЗАО "Росшельф" признана Роснедрами соответствующей действующему законодательству.
В письме Роснедра от 24.04.2013 г. N ИП-03-31/4395 указывается на неустранение заявителем нарушений Положения, а именно отсутствие в заявочной документации ряда материалов необходимых для признания заявки соответствующей требованиям Положения. Указанное письмо содержит ссылку на ранее отправленное письмо Роснедра от 27.03.2013 г. N ЕК-01-31/3071 о предоставлении дополнительных материалов, в котором указано, что в нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения ЗАО "Росшельф" не представлены документы, подтверждающие наличие у Заявителя либо привлекаемых подрядных организаций технологического оборудования и квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр.
Конкретные мотивы, по которым заявка, по мнению Роснедра, не соответствует требованиям Положения, в письмах Роснедра от 27.03.2013 г. N ЕК-01-31/3071, от 24.04.2013 N ИП-03-31/4395 отсутствуют.
В свою очередь, ЗАО "Росшельф" расценило письмо Роснедра от 27.03.2013 г. N ЕК-01-31/3071 как запрос документов в соответствии с пунктом 5 Положения N 4 и направило в адрес Федерального агентства по недропользованию РФ с сопроводительным письмом документы и пояснения по ним.
Изучив документы, суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем были представлены сведения о том, что для проведения работ общество располагает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами.
Таким образом, доказательств того, что заявитель не выполнил требования о предоставлении документов не представлено.
Роснедра полагает, что имеет возможность возвратить заявку после подготовки проекта решения Правительства РФ и проекта условий пользования участком недр, поскольку Положение предусматривает возможность возвратить заявочные материалы по основаниям, установленным в п. 6 (несоответствие заявки установленным требованиям) и в п. 9 (отказ в согласовании проекта решения Правительства РФ со стороны федеральных органов исполнительной власти).
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Положение разделяет отказ в приеме заявки (п. 6), который возможен непосредственно в течение 40 дней после поступления заявки и который препятствует любому дальнейшему ее движению и рассмотрению и возврат ранее принятой заявки (п. 9) в единственном случае - когда имеется отказ в согласовании проекта решения Правительства РФ о предоставлении права пользования участком недр со стороны федеральных органов исполнительной власти, поскольку иное означало бы, что проект решения Правительства Российской Федерации, а также согласования федеральных органов исполнительной власти осуществляются по заявке, которая еще не принята к рассмотрению и не проверена на соответствие основным критериям, без соблюдения которых заявителю не может быть предоставлено право пользования недрами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что оспариваемые действия Роснедр по возврату заявочных материалов общества не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, достоверно установил, что организационно-правовая форма заявителя была указана ошибочно.
Как видно из материалов дела, Письмом от 13.02.2013 г. N АП-03-28/1302 Роснедра направило в Минэкономразвития России доработанный проект распоряжения.
В ответ Минэкономразвития России письмом от 18.03.2013 г. N 4837-СБ/Д07и сообщило, что в рамках своей компетенции не может согласовать проект распоряжения в связи с тем, что из информации из открытых источников о составе акционеров заявителя, не может сделать вывод о том, что компания отвечает требованиям Закона о недрах в части необходимости участия государства в доле уставного капитала компании, в связи с чем попросило Роснедра представить информацию о доле Российской Федерации в уставном капитале компании.
Письмом от 20.12.2012 г. N АП-03-28/12933 Роснедра направило в Минэнерго России на основании пунктов 7 и 8 Положения проект распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении ОАО "Росшельф" права пользования недрами с приложением на 19 листах.
В ответ на данное обращение Минэнерго России письмом от 28.01.2013 г. N ПФ-616/05 сообщило Роснедра о том, что информацией о соответствии ЗАО "Росшельф" критериям, указанным в ст. 9 Закона о недрах, Минэнерго России не обладает.
Роснедра посчитали, что данное письмо является отказом в согласовании со стороны Минэнерго России проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр.
Согласно п. 8 Положения проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр, содержащим месторождение углеводородного сырья, направляется для согласования в Министерство энергетики Российской Федерации для согласования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Между тем в настоящее время такой порядок согласования проекта решения Правительства РФ со стороны Минэнерго России отдельным нормативным правовым актом не регламентирован.
Из материалов дела видно, что Минэнерго России сослалось на отсутствие у заявителя пятилетнего опыта освоения участков континентального шельфа РФ.
Вместе с тем указанный довод опровергается представленными документами, свидетельствующими о наличии такого опыта и судебными актами по делу N А40-52190/12-119-493.
Суд первой инстанции достоверно установил, что письмо Минэнерго России от 28.01.2013 г. N ПФ-616/05 сведений о согласовании либо несогласовании направленного Роснедрами проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении заявителю права пользования участком недр не содержит.
В то же время согласно п. 4 Положения документы, подтверждающие соответствие заявителя, претендующего на получение права пользования недрами, требованиям ст. 9 Закона о недрах ("Пользователи недр"), предоставляются в Роснедра одновременно с заявкой.
Таким образом, проверка соответствия или несоответствия заявителя требованиям ст. 9 Закона о недрах осуществляется именно Роснедрами.
Ни одним нормативным правовым актом полномочия по проверке заявителя на предмет его соответствия требованиям ст. 9 Закона о недрах не возложены на Минэнерго России.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что внутриведомственные взаимоотношения указанных государственных органом не могут быть причиной нарушения установленных Положением сроков и прав Общества на получение соответствующей государственной услуги.
Из содержания письма Минэнерго России от 28.01.2013 г. N ПФ-616/05 не следует, что Минэнерго России выполнило возложенную на него п. 8 Положения обязанность по согласованию проекта распоряжения Правительства РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии незаконного бездействия со стороны Минэнерго России, которое нарушает права и законные интересы Общества в реализации своей уставной деятельности.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, в том числе, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал Федеральное агентство по недропользованию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя ЗАО "Российская компания по освоению шельфа" путем осуществления действий, определенных пунктами 7 и 8 Постановления, с учетом выводов, содержащихся в решении по настоящему делу, в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу, а также обязать Министерство энергетики Российской Федерации рассмотреть в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направленный Федеральным агентством по недропользованию проект решения Правительства Российской Федерации о предоставлении ЗАО "Российская компания по освоению шельфа" права пользования участком недр.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд,

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2013 г. по делу N А40-76705/13/94-741 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ

Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)