Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 02.02.2012 ПО ДЕЛУ N 3-4/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу N 3-4/2012


Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
с участием прокурора Пенина В.Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "РТП-АвтоГАЗсервис" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",
установил:

Закрытое акционерное общество "РТП-АвтоГАЗсервис" (далее по тексту - ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее по тексту - постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 и от 15 мая 2009 года N 116).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что постановлением от 24 ноября 2007 г. N 275 утверждена кадастровая стоимость земельных участков, в том числе принадлежащих на праве собственности заявителю, с кадастровыми номерами: 18:08:078036:0002, 18:08:078036:0054, 18:08:078036:0055 (земельные участки 18:08:078036:0054, 18:08:078036:0055 сформированы из земельного участка 18:08:078036:0002). Кроме того, утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в Завьяловском районе по кадастровому кварталу 18:08:078036 с учетом видов разрешенного использования.
Обжалуемым постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 в приложении N 1 и приложении N 2 в разделе земель Завьяловского района была изменена в сторону существенного увеличения кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, принадлежащих заявителю, а также удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по девятой группе вида разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов. В связи с этим была увеличена почти в три раза кадастровая стоимость земельных участков ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис". Увеличение кадастровой стоимости земельных участков повлекло обязанность уплаты заявителем налоговых платежей в большем размере, что подтверждается налоговыми декларациями за 2009 - 2010 годы. Основанием издания постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 послужило наличие кадастровой ошибки. Заявитель полагает, что какие-либо объективные данные, свидетельствующие о том, что при проведении кадастровой оценки земельных участков и утверждении постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 имела место кадастровая ошибка, отсутствуют. Кадастровая стоимость была определена в установленном законом порядке, утверждена уполномоченным органом путем принятия соответствующего постановления, не признанного незаконным в установленном порядке. О наличии ошибки в документах, представленных для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, заявитель никем не информировался. В чем заключается кадастровая ошибка в оспариваемом постановлении не указано. Заявитель указывает, что оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 нарушает его права и законные интересы по уплате законно установленного земельного налога. Просит признать указанное постановление недействующим с момента его принятия в следующей части:
1) в пункте 1 в части текста:
- "в пункте 23215: цифра "32154182,00" заменены на цифру "93635877,96";
- "в пункте 23244: цифра "1108 876,92" заменена на цифру "3229149,60";
- "в пункте 23245: цифра "31 045 305,08" заменена на "90406728,36";
2) в подпункте 2 пункта 2 - в части текста:
- "в пункте 76 в котором цифра "721,05" заменена цифрой "1537,08".
В судебном заседании представитель ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис", А.Ю.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель Правительства Удмуртской Республики К.Д.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. В объяснениях ссылалась на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Основанием для принятия постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, заключающейся в ошибке по определению значений фактора стоимости "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого для построения статистической модели для земельных участков по девятому виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах. Ошибка в отчете была воспроизведена в постановлении Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена на основании части 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления. Полагает, что нормы законодательства, регулирующего кадастровую оценку, могут применяться по аналогии к отношениям по исправлению кадастровых ошибок в сведениях в порядке информационного взаимодействия. Принимая постановление N 116 от 15 мая 2009 года Правительство Удмуртской Республики действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий, утвердив новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную ему органом кадастрового учета, обнаружившим кадастровые ошибки. Кроме того, считает, что заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по Удмуртской Республике) надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя не обеспечило. В письменном отзыве на заявление просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Удмуртской Республике.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности и законности заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявление ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила N 316 от 8 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых уполномоченным лицом была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость на предмет проверки соответствия Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года.
18 ноября 2009 года судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства УР N 275 от 24 ноября 2008 года признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (определение N 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно подпункта 2 части 1 статьи 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года N 24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис" является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 18:08:078036:0002 площадью 44423,51 кв. м,
- с кадастровым номером 18:08:078036:0054 площадью 1532 кв. м,
- с кадастровым номером 18:08:078036:0055 площадью 42891,51 кв. м, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Азина, 13. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующей производственной базой.
При этом земельный участок с кадастровым номером 18:08:078036:0002 состоит из земельных участков с кадастровыми номерами 18:08:078036:0054 и 18:08:078036:0055.
В приложении N 1 таблицы 8 "Завьяловский район" постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. N 275 утверждена кадастровая стоимость на земельные участки с кадастровыми номерами:
- 18:08:078036:0002, которая составила 32 154 182,00 рублей (пункт 23215);
- 18:08:078036:0054, которая составила 1 108 876,92 рублей (пункт 23244);
- 18:08:078036:0055, которая составила 31 045 305,08 рублей (пункт 23245).
В приложении N 2 указанного постановления, позиция 76 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в Завьяловском районе по кадастровому кварталу 18:08:078036 с учетом 9-го вида разрешенного использования "предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности", равный 721,05.
Подпунктом 2 пункта 1 постановления Правительства УР от 15 мая 2009 года N 116 в приложение N 1 указанного постановление внесены изменения:
- в пункте 23215: цифра "32154182,00" заменена цифрой "93635877,96";
- в пункте 23244: цифра "1108 876,92" заменена цифрой "3229149,60";
- в пункте 23245: цифра "31 045 305,08" заменена цифрой "90406728,36".
Кроме того, в пункте 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 в приложении N 2 в удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для земель Завьяловского района также внесено изменение: в пункте 76 цифра "721,05" заменена цифрой "1537,08".
В соответствии п. 4 постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 непосредственно затрагивает права и законные интересы ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис", поскольку увеличение кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков, отнесенных к категории земель "земли населенных пунктов с разрешенным использованием под существующей производственной базой", и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителем.
В соответствии со статьями 251 и 253 ГПК РФ и п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В связи с принятием Правительством Удмуртской Республики постановления от 15 мая 2009 года N 116, изменившего кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ЗАО "РТП-АвтоГАЗсервис" на праве собственности, земельный налог уплачиваемый обществом увеличился со 160770,91 руб. до 468179 руб. в год, что подтверждается представленными налоговыми декларациями за 2009, 2010 гг. и платежными поручениями об уплате земельного налога.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 внесены изменения в ранее принятое постановление N 275 от 24 ноября 2008 года, которым кадастровая стоимость земельных участков многократно увеличена, в связи с чем, суд находит необоснованным довод представителей Правительства Удмуртской Республики об отсутствии доказательств, свидетельствующих нарушения прав заявителя. В результате изменения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности заявителя, бремя несения расходов по уплате земельного налога увеличилось. Кроме того, заявитель лишен права на законно установленную уплату земельного налога из кадастровой стоимости, определенной постановлением Правительства Удмуртской Республики N 275 от 24 ноября 2008 года. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 года N 116 следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре недвижимости), т.е. принятие оспариваемого нормативного акта обусловлено выявленной кадастровой ошибкой допущенной при утверждении кадастровой стоимости земельных участков.
Статьей 28 Закона о кадастре недвижимости предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 28 названного Закона, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. При этом кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, орган кадастрового учета, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такие решения не принимал, заинтересованных лиц о наличии кадастровой ошибки не уведомил.
Основанием для принятия оспариваемого нормативного акта явилось не решение органа кадастрового учета, а пояснительная записка к проекту постановления Удмуртской Республики от 15.05.2009 г. N 116.
В пояснительной записке указано, что кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05, указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Пояснительная записка не содержит обоснование выявленной ошибки, квалификацию соответствующих сведений как ошибочных. Пояснительная записка не содержит расчет такого фактора стоимости "как расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала". Такой способ исправления кадастровой ошибки не соответствует порядку, урегулированному в части 5 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости.
Согласно п. 11 Правил N 316 от 8 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года N 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)