Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2014 N 11АП-23521/2013 ПО ДЕЛУ N А65-7438/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу N А65-7438/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 11 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013 по делу N А65-7438/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ООО "Комбытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 28.02.2013 N 99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.11.2013 по делу N А65-7438/2013 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Налоговый орган также представил пояснения к апелляционной жалобе.
Рассмотрение дела было отложено с 10.02.2014 на 12.03.2014, а затем на 09.04.2013.
В судебном заседании 12.03.2014 представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
В судебное заседание 09.04.2013 представители лиц, участвующих в деле, не явились, что в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя налогового органа в судебном заседании 12.03.2014, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Комбытсервис" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма подлежащего уплате земельного налога составляет 138003 руб. (исходя из налоговой ставки в размере 0,8%). Основанием для подачи уточненной налоговой декларации послужило решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3 в размере рыночной стоимости 17250403 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации налоговый орган принял решение от 28.02.2013 N 99 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно этому решению обществу начислены земельный налог за 2011 год в сумме 221306 руб. (с учетом сведений о кадастровой стоимости земельного участка, представленных Росреестром, и исходя из налоговой ставки в размере 0,8%), соответствующие суммы штрафа (по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) и пени (по статье 75 НК РФ).
Признавая указанное решение налогового органа недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган не вправе был производить начисление земельного налога за 2011 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление от 24.12.2010 N 1102).
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, может применяться с момента вступления этого решения в законную силу, то при исчислении земельного налога за 2011 год данная кадастровая стоимость не может быть учтена.
Судом первой инстанции верно указано, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением от 24.12.2010 N 1102, в соответствии с положениями статьи 5 НК РФ и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012, поскольку указанное Постановление было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Однако поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то при исчислении земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до принятия Постановления от 24.12.2010 N 1102, то есть исходить из сведений, содержащихся в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" и в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3 составляла 45283490 руб.
Согласно решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" (в редакции решения от 10.11.2008 N 2-35) налоговая ставка в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3 составляла 0,4%.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, составляет 181134 руб. (45283490 руб. x 0,4%).
Следовательно, оспариваемым решением налоговый орган безосновательно начислил обществу земельный налог в сумме 178175 руб. (359309 руб. - 181134 руб.), соответствующие суммы пени и штрафа.
Выводы, сделанные судом апелляционной инстанции, соответствуют выводам, содержащимся в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.12.2013 по делу N А65-10631/2013, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции изменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, признает оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 178175 руб., соответствующих сумм пени, штрафа и отказывает обществу в удовлетворении остальной части заявления.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 года по делу N А65-7438/2013 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан от 28 февраля 2013 года N 99 о привлечении открытого акционерного общества "Комбытсервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 178175 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Отказать открытому акционерному обществу "Комбытсервис" в удовлетворении остальной части заявления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)