Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2009 N 18АП-5917/2009 ПО ДЕЛУ N А07-3640/2009

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. N 18АП-5917/2009

Дело N А07-3640/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Дмитриевой Н.Н., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сахибзадина Рината Мухаматзадиновича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2009 по делу N А07-3640/2009 (судья Давлеткулова Г.А.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Республике Башкортостан - Салимовой А.Р. (доверенность от 29.12.2008 N 04-04/09297),

установил:

индивидуальный предприниматель Сахибзадин Ринат Мухаматзадинович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным налогового уведомления N 194702 от 16.10.2008 на уплату земельного налога за 2008 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Совет сельского поселения Такарликовский сельсовет муниципального района Дюртюлинского района Республики Башкортостан и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан (Управление Роснедвижимости по Республике Башкортостан).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.06.2009 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным уведомление налогового органа, ссылаясь на отсутствие у налоговых органов полномочий по определению налоговой базы в отношении земельных участков, используемых в предпринимательских целях, на то, что у предпринимателя отсутствовала возможность самостоятельно исчислить налог, поскольку до него не была доведена информация о кадастровой стоимости земельного участка и ставке земельного налога.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От заявителя поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы без указания причины невозможности явиться в судебное заседание, ходатайство судом отклонено в связи с отсутствием уважительной причины.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией в адрес заявителя было направлено налоговое уведомление N 194702 от 16.10.2008 на уплату земельного налога за 2008 (л.д. 8) на земельные участки, расположенные по адресу: 452308, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Иванаево, ул. Комсомольская, 1 (кадастровый номер 02:22:21501:19), 452308, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Иванаево, ул. Мирная, 2 (кадастровый номер 02:22:21502:123), 452308, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Иванаево, ул. Мирная, 2 (кадастровый номер 02:22:21301:1).
Земельные участки с кадастровыми номерами 02:22:21501:19 и 02:22:21301:1, общей площадью 7139 кв. м, принадлежащие предпринимателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, согласно письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан от 23.03.2009 N 1334/06 (л.д. 33-34) предназначены для размещения кафе.
В связи с невыполнением налогоплательщиком налоговой обязанности по исчислению и уплате земельного налога, инспекция направила налогоплательщику налоговое уведомление N 194702 от 16.10.2008 об уплате земельного налога (т. 1, л.д. 8).
Не согласившись с уведомлением налогового органа, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности предложения налогоплательщику уплатить земельный налог, того, что налогоплательщик не исполнил обязанность по исчислению земельного налога при наличии официально опубликованной ставки земельного налога и кадастровой стоимости земельного участка.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Законодатель в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации определил, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговой базой для исчисления земельного налога понимается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Представленное в материалы дела письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан (л.д. 33-34) свидетельствует о том, что результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 02:22:21301:1 были утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.08.2007 N 234 (опубликовано в "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 19 (265), 15.10.2007, ст. 994), кадастровая стоимость составила - 17 173 руб. 80 коп., а земельного участка с кадастровым номером 02:22:21501:19 - постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 (опубликовано "Республика Башкортостан", N 251 (26484), 31.12.2007), кадастровая стоимость составила - 6 304 663 руб. 40 коп.
Согласно пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, информация о кадастровой стоимости земельных участков доступна налогоплательщикам не только в информационных ресурсах муниципального образования, но и предоставляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, по письменному заявлению налогоплательщиков.
Поэтому довод заявителя о не доведении до него информации о кадастровой стоимости земельных участков, необоснован.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что у него отсутствовала возможность самостоятельно исчислить налоговую базу, поскольку до предпринимателя не была доведена информация о ставке земельного налога, также не может быть принята во внимание в силу следующего.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
В силу абзаца 3, 5 пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (муниципальных районов), городских округов. Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Устава сельского поселения Такарликовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (л.д. 86-102), сельское поселение Такарликовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - муниципальное образование, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 3 Устава к вопросам местного значения Сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
Как следует из материалов дела, решением Совета сельского поселения Такарликовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан "Об установлении земельного налога" N 26 от 01.11.2006 (л.д. 9-10) были установлены ставки земельного налога согласно приложению N 1 к решению, обязательные для всех налогоплательщиков на территории Сельского поселения.
Согласно пункту 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 28 Устава сельского поселения Такарликовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан решение Совета N 26 от 01.11.2006 "Об установлении земельного налога" и Приложение N 1 к нему были обнародованы в здании Администрации сельского поселения, о чем предприниматель был извещен письмом N 29 от 13.02.2009 (л.д. 24).
При таких обстоятельствах доводы налогоплательщика о недоведении информации о ставке земельного налога не состоятельны, решения Совета N 26 от 01.11.2006 "Об установлении земельного налога" доведено до всеобщего сведения членов муниципального образования в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 решения Совета N 26 от 01.11.2006 "Об установлении земельного налога" администрация сельского поселения Такарликовский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ представила в налоговый орган сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что предприниматель самостоятельно не исчислил и не уплатил земельный налог, предложение уплатить налог спорным уведомлением является правомерным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требования, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2009 по делу N А07-3640/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сахибзадина Рината Мухаматзадиновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Г.СТЕПАНОВА

Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)