Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что ведет к завышению налоговой базы по уплачиваемому им земельному налогу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ерышева С.Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
по апелляционной жалобе Ерышева С.Н. на решение Нижегородского областного суда от 15 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., пояснения Ерышева С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ерышев С.Н. обратился в суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> и <...>, площадью соответственно <...> кв. м, <...> кв. м, <...> кв. м, расположенных по адресу: г. <...>, садоводческий кооператив "<...>" (далее - земельные участки), содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2007 г. и о признании кадастровой стоимости указанных земельных участков равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Ерышев С.Н. указал, что установленные кадастровые стоимости земельных участков не соответствуют их рыночной стоимости, что ведет к завышению налоговой базы по уплачиваемому им земельному налогу.
К участию в деле привлечены Ерышева О.Б., Наумов А.С. Абрамян Г.Г., Ершов А.Н., Ершов С.Н., администрация г. Нижний Новгород, правительство Нижегородской области, ООО "СТ-ГРУППА".
Решением Нижегородского областного суда от 15 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ерышев С.Н. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Выслушав пояснения Ерышева С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела Ерышеву С.Н. принадлежали на праве собственности земельные участки <...> и <...> площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенные по адресу: г. <...>, садоводческий кооператив "<...>", и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по тому же адресу.
Впоследствии, заявитель продал земельные участки Наумову А.С. по договорам купли-продажи от 22 февраля 2012 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижний Новгород 2 апреля 2014 г. направила заявителю налоговое уведомление об уплате земельного налога за указанные земельные участки за 2011 и 2012 годы в связи перерасчетом налога после получения уточненной информации из Управления Росреестра по Нижегородской области.
Ерышев С.Н. посчитал, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г., в том числе участка с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп.; участка с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп.; участка с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп., является завышенной.
По его заданию была произведена оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года, результаты которой отражены в соответствующих отчетах.
Так, согласно отчету N 210 - 09/14 от 16 сентября 2014 г. рыночная стоимость земельного участка N <...> составила <...> руб.; согласно отчету N 209 - 09/14 от 16 сентября 2014 г. рыночная стоимость земельного участка N <...> - <...> руб.; согласно отчету N 214 - 09/14 от 16 сентября 2014 г. рыночная стоимость земельного участка N <...> - <...> руб.
В связи с несоответствием рыночной стоимости земельных участков их кадастровой стоимости, возложением на него обязанности по уплате земельного налога в завышенном размере, Ерышев С.Н. обратился суд с настоящим заявлением.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что в сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В данном случае, Ерышев С.Н. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 6 ноября 2014 г. Следовательно, в случае установления рыночной стоимости по решению суда на основании этого заявления, такая стоимость подлежит применению только с 1 января 2014 г.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку Ерышев С.Н. с 2012 года не является собственником спорных земельных участков, не уплачивает земельный налог по этим участкам в 2014 году, то установление рыночной стоимости, подлежащей применению в целях налогообложения с 1 января 2014 г. не приведет к защите интересов заявителя и восстановлению его прав.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерышева С.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.2015 N 9-АПГ15-7
Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что ведет к завышению налоговой базы по уплачиваемому им земельному налогу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 9-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ерышева С.Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
по апелляционной жалобе Ерышева С.Н. на решение Нижегородского областного суда от 15 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., пояснения Ерышева С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Ерышев С.Н. обратился в суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> и <...>, площадью соответственно <...> кв. м, <...> кв. м, <...> кв. м, расположенных по адресу: г. <...>, садоводческий кооператив "<...>" (далее - земельные участки), содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2007 г. и о признании кадастровой стоимости указанных земельных участков равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Ерышев С.Н. указал, что установленные кадастровые стоимости земельных участков не соответствуют их рыночной стоимости, что ведет к завышению налоговой базы по уплачиваемому им земельному налогу.
К участию в деле привлечены Ерышева О.Б., Наумов А.С. Абрамян Г.Г., Ершов А.Н., Ершов С.Н., администрация г. Нижний Новгород, правительство Нижегородской области, ООО "СТ-ГРУППА".
Решением Нижегородского областного суда от 15 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ерышев С.Н. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Выслушав пояснения Ерышева С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела Ерышеву С.Н. принадлежали на праве собственности земельные участки <...> и <...> площадью <...> кв. м и <...> кв. м, расположенные по адресу: г. <...>, садоводческий кооператив "<...>", и 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по тому же адресу.
Впоследствии, заявитель продал земельные участки Наумову А.С. по договорам купли-продажи от 22 февраля 2012 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижний Новгород 2 апреля 2014 г. направила заявителю налоговое уведомление об уплате земельного налога за указанные земельные участки за 2011 и 2012 годы в связи перерасчетом налога после получения уточненной информации из Управления Росреестра по Нижегородской области.
Ерышев С.Н. посчитал, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г., в том числе участка с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп.; участка с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп.; участка с кадастровым номером <...> - <...> руб. <...> коп., является завышенной.
По его заданию была произведена оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2007 года, результаты которой отражены в соответствующих отчетах.
Так, согласно отчету N 210 - 09/14 от 16 сентября 2014 г. рыночная стоимость земельного участка N <...> составила <...> руб.; согласно отчету N 209 - 09/14 от 16 сентября 2014 г. рыночная стоимость земельного участка N <...> - <...> руб.; согласно отчету N 214 - 09/14 от 16 сентября 2014 г. рыночная стоимость земельного участка N <...> - <...> руб.
В связи с несоответствием рыночной стоимости земельных участков их кадастровой стоимости, возложением на него обязанности по уплате земельного налога в завышенном размере, Ерышев С.Н. обратился суд с настоящим заявлением.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что в сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В данном случае, Ерышев С.Н. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 6 ноября 2014 г. Следовательно, в случае установления рыночной стоимости по решению суда на основании этого заявления, такая стоимость подлежит применению только с 1 января 2014 г.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поскольку Ерышев С.Н. с 2012 года не является собственником спорных земельных участков, не уплачивает земельный налог по этим участкам в 2014 году, то установление рыночной стоимости, подлежащей применению в целях налогообложения с 1 января 2014 г. не приведет к защите интересов заявителя и восстановлению его прав.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерышева С.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)