Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 N 18АП-11564/2014, 18АП-12454/2014 ПО ДЕЛУ N А76-10070/2014

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. N 18АП-11564/2014, 18АП-12454/2014

Дело N А76-10070/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа "Детский сад комбинированного вида N 13" и государственного учреждения - Челябинского регионального отделения фонда социального страхования на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2014 по делу N А76-10070/2014 (судья Попова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
- Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа "Детский сад комбинированного вида N 13" - Матвеева Ю.Э. (доверенность в деле);
- государственного учреждения - Челябинского регионального отделения фонда социального страхования - Клименченко А.В. (доверенность N 16 от 31.12.2013), Агдамова С.И. (доверенность N 03 от 31.12.2013).
29.04.2014 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа "Детский сад комбинированного вида N 13" (далее - заявитель, детский сад, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Челябинского регионального отделения фонда социального страхования (в лице филиала N 9) (далее - учреждение, фонд) N 16оос от 06.02.2014 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-фз), начислении страховых взносов - 95 110,08 руб. и пени - 330,01 руб., штрафа - 19 022,02 руб.
При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам за 3 квартал 2013 года фондом сделан вывод о нарушении - применении пониженного тарифа страховых взносов 2,9% для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в сфере образования.
Решение незаконно - заявитель соответствует вышеуказанным признакам - он применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляет деятельность по коду экономической деятельности ОКВЭД - 80.10.1 (образование), который для него является единственным. Платные образовательные услуги оказываются также в рамках образовательной деятельности (т. 1 л.д. 4-7, т. 2 л.д. 34, 38-40, 47-50).
Фонд возражает против заявленных требований, ссылается на установленные проверкой обстоятельства (т. 2 л.д. 35-36. 46).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г. Снежинска, поддержавшая заявленные требования (т. 2 л.д. 113-115).
Решением суда первой инстанции от 15.09.2014 требования удовлетворены частично, решение признано недействительным в части привлечения к ответственности и начисления штрафа 19 022,02 руб.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-фз основным признается вид экономической деятельности, если доля доходов от реализации этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
Заявитель в расчете указал долю доходов, дающую право на применение пониженного тарифа в размере 100% (код ОКВЭД - 80.10.1). Доход организации складывается из средств бюджетного финансирования, платы родителей за содержание детей, средств за дополнительные образовательные услуги (8,84% от общего объема финансирования), однако, льготный тариф применен в отношении всех выплат произведенных в адрес физических лиц, хотя в силу ст. 58 Закона N 212-фз выплаты из бюджета при расчете не должны учитываться - они применяются только к налогооблагаемым доходам.
Оспариваемое решение не содержит описание обстоятельств вменяемого нарушения, не дана оценка диспозиции нарушения и вине общества, следовательно, состав нарушения не подтвержден (т. 2 л.д. 123-131).
16.10.2014 от фонда поступила апелляционная жалоба об изменении судебного решения.
Суд неосновательно признал недействительным решение фонда в части привлечения к ответственности и начисления штрафа, сделан вывод о том, что выводы о наличии нарушения не подтверждены актом проверки и решением о привлечении к ответственности.
Фонд не согласен с этими выводами - описание состава нарушения содержится в акте проверки и решении, этим действиям дана правильная квалификация.
24.09.2014 от учреждения также поступила апелляционная жалоба об изменении судебного решения и полном удовлетворении требований.
Суд признал законным применение пониженного тарифа страховых взносов только к части сумм, поступивших от оказания платных образовательных услуг, исключив из базы для начисления суммы, полученные из бюджета.
Нет оснований для разделения доходов полученных из различных источников, т.к. иных видов услуг, кроме образовательных, заявитель не оказывает.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны,

установил:

следующие обстоятельства.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа "Детский сад комбинированного вида N 13" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 28.06.2002, является плательщиком страховых взносов, состоит на учете в территориальном отделении фонда, представляет в фонд расчеты по начисленным платежам, уплачивает страховые взносы (т. 1 л.д. 26-35), имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности (т. 1 л.д. 68), применяет упрощенную систему налогообложения (т. 1 л.д. 73), выполняет муниципальное задание на оказание муниципальных образовательных услуг.
При исчислении страховых взносов применялся пониженный тариф (т. 1 л.д. 74), который указан в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за 3 квартал 2013 года (т. 1 л.д. 80-92).
Составлен акт камеральной проверки N 1895лт от 31.12.2013 (т. 1 л.д. 19-21).
Вынесено решение от 06.02.2014 о начислении страховых взносов - 95 110,08 руб., пени - 330,01 руб., штрафа - 19 022,02 руб. Сделан вывод о занижении базы для исчисления страховых взносов ввиду незаконного применения заниженного тарифа, поскольку организация оказывает дополнительные платные образовательные услуги, доля которых составляет 8,84%, остальная деятельность - это образовательная деятельность в рамках выполняемого муниципального задания, которая не отвечает условиям, предусмотренным п. 8. ч. 1 ст. 58 Закона N 121-фз (т. 1 л.д. 12-18).
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
1. По апелляционной жалобе детского сада.
По утверждению подателя жалобы - суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, исключив заявителя из числа лиц, имеющих право на применение льготы по всем источникам доходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности заявителя уплачивать страховые взносы в общем порядке.
По п. 1 ст. 7 Закона N 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена п. 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных ч. 5.1 - 5.3 этой статьи.
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 346.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 главы 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".
Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Заявитель не отрицает, что пониженный тариф применен в отношении выплат, произведенных в пользу физических лиц, как поступивших от образовательной деятельности, так и от учредителя в виде целевого финансирования.
В нарушение положений части 1 статьи 65 АПК РФ заявителем не доказано, что пониженный тариф применялся только к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, полученных от образовательной деятельности, в виде платы родителей за обучение детей.
Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах, и может быть реализована только при соблюдении установленных в указанной правовой норме условий.
Обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основным видом деятельности страхователя является осуществление образовательной деятельности в рамках выполняемого муниципального задания, не подлежащей налогообложению, а расчет учреждения не отвечает условиям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то учреждение не имеет права на применение рассматриваемой льготы, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворения заявления о признании недействительным решения фонда в части доначисления страховых взносов и пени.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя отсутствуют.
2. По апелляционной жалобе фонда.
По утверждению подателя жалобы суд первой инстанции признал решение незаконным в части привлечения к ответственности, но не учел, что оспариваемое решение содержало полное изложение обстоятельств, которые привели к совершению нарушения.
Суд первой инстанции установил неполноту решения в части изложения обстоятельств нарушения.
Частью 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В силу ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (ч. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по результатам рассмотрения материалов проверки после исследования акта проверки, иных материалов и с учетом возражений лица, в отношении которого проводилась проверка. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах совершенного правонарушения.
В оспариваемом решении от 06.02.2014 N 17осс не описано, в чем заключается противоправность деяния относительно диспозиции ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ и в какой форме выражена вина страхователя. Судом первой инстанции сделан правильный вывод о неполноте решения в части изложения обстоятельств нарушения.
Следует учесть, что на протяжении длительного периода времени расчеты заявителя принимались без возражений, фонд соглашался с применением пониженного тарифа, не рассматривал это обстоятельство как нарушение, создавая у заявителя уверенность в правильности своих действий. При таких обстоятельствах применение штрафа не соответствует целям и задачам административного наказания.
Основания для отмены судебного решения и переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2014 по делу N А76-10070/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Снежинского городского округа "Детский сад комбинированного вида N 13" и государственного учреждения - Челябинского регионального отделения фонда социального страхования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
И.А.МАЛЫШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)