Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-18323/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417), Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (далее - заявитель, ООО "ПО "БУЛКО") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС России по Московскому району г. Казани) N 6418 от 21.03.2013 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании ИФНС России по Московскому району г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 в удовлетворении заявления отказано (т. 1, л.д. 103-105).
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 31.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 115-116).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:50:200214:16, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Хлебозаводская, 7б.
Обществом в Инспекцию ФНС России по Московскому району г. Казани представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:16 определена как кадастровая стоимость данного земельного участка в сумме 42 979 145 руб.
Налоговым органом на основании данной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.03.2013 N 6418.
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, которая с учетом уплаты налогоплательщиком земельного налога в размере 236385 руб., отраженной в налоговой декларации, составляет 1 432 232 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011.
На основании материалов проверки Инспекцией ФНС России о Московскому району г. Казани принято решение N 6418 от 21.03.2013, которым отказано в привлечении ООО "ПО "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу доначислен (исчисленный в заниженных размерах) земельный налог за 2011 год в размере 1 432 232 руб., предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога за 2011 год в размере 1 432 232 руб. внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Заявитель, не согласившись с указанным решением налогового органа, обжаловал его в Управление ФНС России по Республике Татарстан. Решением Управления от 03.06.2013 N 2.14-0-16/011968 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа без изменения и утверждено.
Налоговый орган в обосновании своей позиции указывает, что довод общества о необходимости исчисления земельного налога за 2011 год исходя из рыночной стоимости земельного участка, утвержденной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2013 по делу N А65-34237/2011 является необоснованным.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка определена и установлена Арбитражным судом Республики Татарстан от 23.05.2013 по делу N А65-34237/2011, согласно отчету об оценке, рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2011, т.е. на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость, следовательно, кадастровая стоимость, установленная арбитражным судом, подлежит, по его мнению, применению с 01.01.2011.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Конституционный Суд РФ в определении от 01.01.2011 N 275-О-О указал, что Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что заявитель, не согласившись с результатами переоценки земель, обратился в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Решением Арбитражного суда РТ от 23.05.2013 г. по делу N А65-34237/2011 исковые требования заявителя удовлетворены, суд обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:20 02 14:0016, расположенного в г. Казани, по ул. Хлебозаводская, 7Б, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 42 979 145 руб.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Суд первой инстанции, оценив доводы заявителя, который ссылался на то, что сумму налога за рассматриваемый период следует рассчитывать из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 42 979 145 руб., а также на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А65-34237/2011, указал на то, что заявителем не учтены положения статьи 391 НК РФ согласно которым, налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда по делу N А65-34237/2011 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:20 02 14:0016 расположенного по адресу г. Казань, ул. Хлебозаводская, д. 7Б в размере его рыночной стоимости, равной 42 979 145 руб.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку указанный судебный акт вступил в законную силу 23.06.2013 г., то кадастровая стоимость (42 979 145 руб.) подлежит применению при расчете земельного налога только лишь с 01.01.2012 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции отклонил доводы заявителя и отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 2.07.2013, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 2.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010, в размере 1 668 617 руб. руб.
Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные названным Постановлением от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в соответствии с положениями ст. 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012, поскольку оно было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно: Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Вместе с тем, довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 1.01.2011, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным.
Как видно из материалов дела, заявитель, обосновывая свою позицию тем, что отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка составлен на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011, не учитывал следующее.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в периоде проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из статьи 2 данного Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
Судом первой инстанции обосновано указано на то, что императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2012 года.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции определением от 12.03.2014 предложил сторонам представить расчет земельного налога за налоговый период 2011 года, исходя из кадастровой стоимости земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" и из соответствующей ставки земельного налога.
Сторонами выполнено определение суда, расчет представлен.
Исходя из представленного налоговым органом расчета, сумма земельного налога, подлежащего начислению обществу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 составляет 1 639 725 руб., в связи с чем, учитывая, что обществом оплачен земельный налог в сумме 236 385 руб., отраженной им в налоговой декларации, доначислению подлежит сумма земельного налога в размере 1 403 340 руб.
Судом первой инстанции заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, однако, оспариваемым решением обществу исчислен земельный налог в сумме 1668 617 руб.
В связи с изложенным, имеются основания, предусмотренные п. п. 1, 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения решения суда первой инстанции, а именно: оспариваемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 21.03.2014 N 6418 "Об отказе в привлечении налогоплательщика общества с ограниченной ответственностью "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения" следует признать незаконным в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "БУЛКО" земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 403 340 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части решение суда от 31.10.2013 следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-18323/2013 изменить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 21.03.2014 N 6418 "Об отказе в привлечении налогоплательщика общества с ограниченной ответственностью "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "БУЛКО" земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 403 340 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-18323/2013 оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани в пользу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417), Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417), Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2013 N 66 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 N 11АП-22653/2013 ПО ДЕЛУ N А65-18323/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А65-18323/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.04.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-18323/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417), Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (далее - заявитель, ООО "ПО "БУЛКО") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС России по Московскому району г. Казани) N 6418 от 21.03.2013 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании ИФНС России по Московскому району г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 в удовлетворении заявления отказано (т. 1, л.д. 103-105).
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 31.10.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 115-116).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:50:200214:16, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Хлебозаводская, 7б.
Обществом в Инспекцию ФНС России по Московскому району г. Казани представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:16 определена как кадастровая стоимость данного земельного участка в сумме 42 979 145 руб.
Налоговым органом на основании данной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.03.2013 N 6418.
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, которая с учетом уплаты налогоплательщиком земельного налога в размере 236385 руб., отраженной в налоговой декларации, составляет 1 432 232 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011.
На основании материалов проверки Инспекцией ФНС России о Московскому району г. Казани принято решение N 6418 от 21.03.2013, которым отказано в привлечении ООО "ПО "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу доначислен (исчисленный в заниженных размерах) земельный налог за 2011 год в размере 1 432 232 руб., предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога за 2011 год в размере 1 432 232 руб. внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Заявитель, не согласившись с указанным решением налогового органа, обжаловал его в Управление ФНС России по Республике Татарстан. Решением Управления от 03.06.2013 N 2.14-0-16/011968 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа без изменения и утверждено.
Налоговый орган в обосновании своей позиции указывает, что довод общества о необходимости исчисления земельного налога за 2011 год исходя из рыночной стоимости земельного участка, утвержденной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2013 по делу N А65-34237/2011 является необоснованным.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка определена и установлена Арбитражным судом Республики Татарстан от 23.05.2013 по делу N А65-34237/2011, согласно отчету об оценке, рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2011, т.е. на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость, следовательно, кадастровая стоимость, установленная арбитражным судом, подлежит, по его мнению, применению с 01.01.2011.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Конституционный Суд РФ в определении от 01.01.2011 N 275-О-О указал, что Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что заявитель, не согласившись с результатами переоценки земель, обратился в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Решением Арбитражного суда РТ от 23.05.2013 г. по делу N А65-34237/2011 исковые требования заявителя удовлетворены, суд обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:20 02 14:0016, расположенного в г. Казани, по ул. Хлебозаводская, 7Б, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 42 979 145 руб.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Суд первой инстанции, оценив доводы заявителя, который ссылался на то, что сумму налога за рассматриваемый период следует рассчитывать из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 42 979 145 руб., а также на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А65-34237/2011, указал на то, что заявителем не учтены положения статьи 391 НК РФ согласно которым, налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда по делу N А65-34237/2011 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:20 02 14:0016 расположенного по адресу г. Казань, ул. Хлебозаводская, д. 7Б в размере его рыночной стоимости, равной 42 979 145 руб.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку указанный судебный акт вступил в законную силу 23.06.2013 г., то кадастровая стоимость (42 979 145 руб.) подлежит применению при расчете земельного налога только лишь с 01.01.2012 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции отклонил доводы заявителя и отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 17-П от 2.07.2013, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеизложенных положений законодательства и правовой позиции Конституционного суда Российской федерации, Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", с учетом его публикации в установленном законом порядке 2.02.2011 года, для целей налогообложения может быть применено лишь с 1.01.2012 года.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, ответчик не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров N 1102 от 24.12.2010, в размере 1 668 617 руб. руб.
Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные названным Постановлением от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в соответствии с положениями ст. 5 НК РФ, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012, поскольку оно было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно: Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Вместе с тем, довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 1.01.2011, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным.
Как видно из материалов дела, заявитель, обосновывая свою позицию тем, что отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка составлен на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011, не учитывал следующее.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в периоде проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из статьи 2 данного Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
Судом первой инстанции обосновано указано на то, что императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2012 года.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции определением от 12.03.2014 предложил сторонам представить расчет земельного налога за налоговый период 2011 года, исходя из кадастровой стоимости земель, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" и из соответствующей ставки земельного налога.
Сторонами выполнено определение суда, расчет представлен.
Исходя из представленного налоговым органом расчета, сумма земельного налога, подлежащего начислению обществу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 составляет 1 639 725 руб., в связи с чем, учитывая, что обществом оплачен земельный налог в сумме 236 385 руб., отраженной им в налоговой декларации, доначислению подлежит сумма земельного налога в размере 1 403 340 руб.
Судом первой инстанции заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, однако, оспариваемым решением обществу исчислен земельный налог в сумме 1668 617 руб.
В связи с изложенным, имеются основания, предусмотренные п. п. 1, 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения решения суда первой инстанции, а именно: оспариваемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 21.03.2014 N 6418 "Об отказе в привлечении налогоплательщика общества с ограниченной ответственностью "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения" следует признать незаконным в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "БУЛКО" земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 403 340 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части решение суда от 31.10.2013 следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-18323/2013 изменить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 21.03.2014 N 6418 "Об отказе в привлечении налогоплательщика общества с ограниченной ответственностью "БУЛКО" к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "БУЛКО" земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 403 340 руб., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N А65-18323/2013 оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани в пользу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417), Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО" (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417), Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2013 N 66 в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)