Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 18АП-6365/2015 ПО ДЕЛУ N А47-171/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 18АП-6365/2015

Дело N А47-171/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Костина В.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2015 по делу N А47-171/2015 (судья Третьяков Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - Садомский С.А. (удостоверение 8269, доверенность N 55 от 03.10.2014).
Индивидуальный предприниматель Левин Евгений Владимирович явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Индивидуальный предприниматель Левин Евгений Владимирович (далее- заявитель, налогоплательщик, предприниматель, ИП Левин Е.В.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга) о признании частично недействительным решения N 13-28/6136 от 04.08.2014 в части доначисления земельного налога в сумме 147 035 руб., пени в размере 13 059 руб. 69 коп., уменьшения налога в сумме 41 402 руб. и предложения уплатить земельный налог в сумме 105 633 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2015 (резолютивная часть от 07.04.2015) заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга N 13-28/6136 от 04.08.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- - доначисления индивидуальному предпринимателю Левину Евгению Владимировичу суммы авансовых платежей по земельному налогу с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 72 317 руб. (п. 1 резолютивной части решения);
- - начисления пени по земельному налогу в соответствующей части (п. 4 резолютивной части решения),
- предложения заявителю уплатить сумму земельного налога в размере 72 317 руб. (пп. 1 п. 5 резолютивной части решения).
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением действующего законодательства, ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п) относится к комплексным нормативным актам законодательства, в связи с чем в части регулирования налоговых правоотношений вступает в силу по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и, в частности, положениями ст. 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом налоговый орган считает, что Постановление N 1122-п не относится к актам, улучшающим положение налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков, в связи с чем положения абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ в данном случае неприменимы.
При исчислении земельного налога за 2013 год по указанному земельному участку заявитель определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013.
Однако в отношении спорного земельного участка (до вступления в законную силу данного решения суда) в 2013 году действовала кадастровая оценка земли, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п.
Постановление N 1122-п официально опубликовано 27.12.2012 и в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками с 01 января 2014 года.
Таким образом, при исчислении заявителем земельного налога за 2013 год до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013 в отношении указанного земельного участка, по мнению апеллянта, подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 414-П, в связи, с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог, а также соответствующие пени.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ИП Левин Е.В. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании представитель налогового поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.02.2014 предприниматель в налоговый орган представил налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 г.
Налогоплательщик исчислил земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 56:44:0248001:2, руководствуясь решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013, согласно которому кадастровая стоимость указанного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 в размере 3 680 228 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. и с учетом поступивших от заявителя возражений на акт камеральной налоговой проверки N 13-28/39431 от 02.06.2014, 04.08.2014 инспекцией вынесено решение N 13-28/6136 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 500 руб., предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, ему начислены пени по земельному налогу в сумме 13 059 руб. 69 коп.; доначислены суммы авансовых платежей по земельному налогу с учетом состояния расчетов с бюджетом в размере 147 035 руб. и уменьшена сумма налога по сроку 03.03.2014 в размере 41 402 руб., а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 г. в размере 105 633 руб.
Основанием для указанных доначислений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении предпринимателем при исчислении земельного налога за январь - апрель 2013 г. рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013.
При исчислении земельного налога за 2013 г. налоговым органом исчислена налоговая база за январь - апрель 2013 г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (24 808 820 руб.), а за период с мая по декабрь 2013 г., исходя из кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013 (3 680 228 руб.)
В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора предприниматель обжаловал решение инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/12045 от 08.10.2014 решение налогового органа оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. По мнению налогоплательщика, для целей начисления земельного налога за 2013 им правомерно применялась рыночная стоимость земельного участка, определенная решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-942/2013.
Кроме того, налоговый орган необоснованно исчислил налоговую базу за январь - апрель 2013 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - Постановление N 414-п от 30.11.2007), поскольку данное постановление признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление от 24.12.2012 N 1122-п), которым кадастровая стоимость в отношении земельного участка утверждена в размере 10 344 117 руб. 42 коп.
Частично удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013, не подлежит применению при исчислении им земельного налога за январь - апрель 2013 г., однако, при исчислении налогоплательщиком земельного налога за январь - апрель 2013 г. подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением N 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен ст. 396 НК РФ: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. ст. 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил N 316).
Согласно п. 9 - 10 указанных Правил N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12 апреля 2013 г. по делу N А47-942/2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 01 января 2013 г. в размере 3 680 228 руб.
Суд первой инстанции обоснованно указал при оценке позиции заявителя, что при исчислении земельного налога за январь - апрель 2013 г. должна применяться кадастровая стоимость, установленная по результатам массовой государственной кадастровой оценки земель, в то время как рыночная оценка, установленная решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12 апреля 2013 г. по делу N А47-942/2013, ретроспективно не применяется и действует лишь с момента вступления данного судебного акта в законную силу.
Выводы суда в данной части являются верными и переоценке не подлежат, исходя из следующего:
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 280-О-О).
Дата, указанная в решении суда в определении рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2013), не означает дату начала ее применения.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.04.2013 по делу N А47-942/2013, не подлежит применению при исчислении им земельного налога за январь - апрель 2013 г.
Однако, при определении нормативного акта, подлежащего применению при определении кадастровой стоимости земельного участка за январь - апрель 2013 года суд первой инстанции ошибочно указал, что при определении налоговой базы заявителя за данный период налоговый орган должен был руководствоваться постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области".
Коллегия судей апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда, исходя из следующего:
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составляла 24 808 820 руб.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составила 10 344 117 руб. 42 коп.
Согласно п. 2, 5 Постановления N 1122-п указанное постановление вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.
Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, постановлении от 02.07.2013 N 17-П конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ.
В силу абз. 2 п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, как следует из указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.
Так, п. 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Следовательно, исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, а также с учетом положений п. 1 ст. 393 НК РФ опубликованное 27.12.2012 Постановление N 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, правило, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, распространяется только на акты, улучшающие положение налогоплательщика.
Между тем, Постановление N 1122-п лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, в связи с чем, предыдущие результаты, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п, теряют свою актуальность и не подлежат применению.
При этом утвержденная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость земельных участков отличается, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, от кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 414-п.
Таким образом, Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, в связи с чем, указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Пункт 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, для иных целей, не связанных с налогообложением, Постановление N 1122-п может вступать в силу и применяться в иные сроки, ранее 01.01.2014, поэтому указание в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением N 1122-п, не свидетельствует о том, что указанная кадастровая стоимость подлежит применению для целей исчисления обществом земельного налога за 2013 год.
Внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 1122-п, подлежит применению для целей налогообложения.
Соответственно, указание в изменяющих Постановление N 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, также не влияет на порядок определения момента вступления Постановления N 1122-п в силу для целей налогообложения.
Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Таким образом, в данном периоде (январь - апрель 2013 год) для целей налогообложения подлежало применению постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п.
Указанный вывод согласуется с положениями абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 01 января года, следующего за очередным финансовым годом.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом правомерно доначислен обществу земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, в размере 24 808 820 руб.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнения обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ. Соответственно налоговым органом правомерно начислена пеня в связи с неполной уплатой обществом земельного налога за январь - апрель 2013 год.
Соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа недействительным.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на заявителя.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.04.2015 по делу N А47-171/2015 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Левина Евгения Владимировича отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА

Судьи
В.Ю.КОСТИН
О.Б.ТИМОХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)