Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.06.2015 N 6-АПГ15-4

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не соответствует его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. N 6-АПГ15-4


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Алексухиной О.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Рязанского областного суда от 3 марта 2015 г., которым заявление Алексухиной О.С. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

29 декабря 2014 г. Алексухина О.С. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> район, <...> м на <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, равном его рыночной стоимости <...> рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - Управление Росреестра по Рязанской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области), министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Правительство Рязанской области.
Рязанским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просят в апелляционных жалобах Управление Росреестра по Рязанской области и ФГБУ "ФКП Росреестра".
По мнению авторов жалоб, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем. Управление Росреестра по Рязанской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области не являлись заказчиками работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, не утверждали оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Всю юридическую ответственность за результаты кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Рязанской области несет орган, утвердивший в установленном законом порядке результаты такой оценки - министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области. В связи с этим оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и установление его рыночной стоимости и последующее исполнение решения суда не затрагивают права и обязанности данных государственных органов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Алексухина О.С. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Алексухина О.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...> м на <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбища, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> N <...> от 27 ноября 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2013 г. в соответствии с постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14 октября 2013 г. N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" и составляет <...> рублей.
Рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2013 г. в размере <...> рублей установлена на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 24 декабря 2014 г. N 516/2014, составленного обществом с ограниченной ответственностью "Правовая гарантия".
Кроме того, по ходатайству заявителя судом первой инстанции назначалась судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г.
Согласно экспертному заключению, которое было оценено судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2013 г. составляет 7 315 000 рублей.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы заявителей жалоб, приведенные ими в апелляционных жалобах, аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Как отражено в п. п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Действующее законодательство (п. 3 ст. 66 ЗК РФ) предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.
Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости называет, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Одной из сторон отношений, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, представлением результатов государственной кадастровой оценки земель, ведением государственного земельного кадастра, созданием и ведением государственного кадастра объектов недвижимости, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные функции и полномочия названного федерального органа исполнительной власти были регламентированы Положением о данном органе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из указанного следует, что оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле Управления Росреестра по Рязанской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" является следствием реализации предоставленных им полномочий.
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Рязанского областного суда от 3 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)