Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18323/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А65-18323/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителя:
ответчика - Нуриева Р.Р. (доверенность от 28.02.2014),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-18323/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО", г. Йошкар-Ола (ИНН 1655174860, ОГРН 1091690016417) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 21.03.2013 N 6418 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "БУЛКО", г. Йошкар-Ола (далее - ООО "ПО "БУЛКО", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, налоговый орган, инспекция) от 21.03.2013 N 6418 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено, признано незаконным решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 21.03.2013 N 6418 в части доначисления ООО "ПО "БУЛКО" земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 403 340 рублей, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани с принятым по делу постановлением апелляционного суда не согласилась, просит его отменить в удовлетворенной части и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом налоговый орган полагает, что доначисление земельного налога на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 является правомерным.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:200214:0016, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Хлебозаводская, 7б.
Обществом в ИФНС России по Московскому району г. Казани представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016 определена как кадастровая стоимость данного земельного участка в сумме 42 979 145 рублей.
Налоговым органом на основании данной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.03.2013 N 6418.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, которая с учетом уплаты налогоплательщиком земельного налога в размере 236 385 рублей составляет 1 432 232 рубля в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, применив ее в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011.
По результатам налоговой проверки инспекцией принято решение от 21.03.2013 N 6418 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 1 432 232 рублей и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 03.06.2013 N 2.14-0-16/011968 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа - утверждено.
Полагая, что решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 21.03.2013 N 6418 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции указал, что с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016 в размере его рыночной стоимости, равной 42 979 145 рублям, кадастровая стоимость подлежит применению при расчете земельного налога только лишь с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, обоснованно придя к следующим выводам.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-0-0, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2012 по делу N А65-34237/2011 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200214:0016 в размере его рыночной стоимости, равной 42 979 145 рублям. Суд обязал внести изменения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в сведения государственного кадастра недвижимости.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указал апелляционный суд, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, судебные инстанции правомерно признали несостоятельным.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2012 года.
Из материалов дела следует, что суд апелляционной инстанции определением от 12.03.2014 предложил сторонам представить расчет земельного налога за налоговый период 2011 года, исходя из кадастровой стоимости земель, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" и из соответствующей ставки земельного налога.
Сторонами указанное определение суда было выполнено и расчет представлен.
Исходя из представленного налоговым органом расчета, сумма земельного налога, подлежащего начислению налогоплательщику в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, составляет 1 639 725 рублей. Учитывая, что обществом земельный налог оплачен в сумме 236 385 рублей, отраженной им в налоговой декларации, доначислению подлежит сумма земельного налога в размере 1 403 340 рублей.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно изменил решение суда первой инстанции и признал незаконным решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 21.03.2013 N 6418 в части доначисления ООО "ПО "БУЛКО" земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 1 403 340 рублей.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А65-18323/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)