Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2015 N 13АП-16911/2015 ПО ДЕЛУ N А56-8922/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2015 г. по делу N А56-8922/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Михеевой Н.В. по доверенности от 20.11.2014
от ответчика (должника): Панкратьевой Н.В. по доверенности от 12.01.2015 N 03-18/00002
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16911/2015) Лужской районной организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2015 по делу N А56-8922/2015 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) Лужской районной организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов"
к ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
о признании незаконным решения

установил:

Лужская районная организация общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (далее - Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.09.2014 N 2640.
Решением суда от 25.05.2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., по итогам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.07.2014 N 11250 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.09.2014 г. N 2640, в соответствии с которым Организация привлечена к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 134 759 руб. 60 коп., также ей предложено уплатить пени в размере 108 515 руб. 26 коп. и недоимку в сумме 673 798 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Организация, не согласившись с решением Инспекции, обратилась в Управление Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области от 23.12.2014 N 16-21-10/15901 решение Инспекции оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения Организации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом в силу пункта 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
- Как следует из материалов дела по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г. представленной налогоплательщиком в налоговый орган 07.04.2014 Инспекцией произведено доначисление земельного налога, в связи с тем, что в уточненной налоговой декларации за 2012 г. не исчислен земельный налог по 5 земельным участкам, в отношении которых согласно имеющимся в Инспекции сведениям органов государственного земельного кадастра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) организация является правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- В соответствии со сведениями ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области Организации принадлежат на праве постоянного бессрочного пользования, земельные участки с кадастровыми номерами: 47:29:0105017:0102 - дата постановки на кадастровый учет - 27.02.1981 г., 47:29:0103017:43 - дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 01.03.1994 г., 47:29:0103009:0019 - дата регистрации возникновения права - 15.04.1998 г., 47:29:0103005:0093 - дата регистрации возникновения права - 22.05.1997 г., 47:29:103015:104 - дата регистрации возникновения права - 22.09.1998 г., разрешенное использование для содержания гаражей;
- Земельный участок 47:29:0105017:0102 поставлен на кадастровый на основании решения N 80/3 от 27.02.1981 года (л.д. 65); земельный участок 47:29:0103017:43 поставлен на кадастровый учет 01.03.1994 на основании постановления N 129 (л.д. 51) от 01.03.1994; земельный участок 47:29:0103009:0019 поставлен на кадастровый учет 15.04.1998 на основании свидетельства о праве собственности на землю N 483 (л.д. 49); земельный участок 47:29:0103005:0093 поставлен на кадастровый учет 22.05.1997 на основании свидетельства о праве собственности на землю N 000373 (л.д. 47); земельный участок 47:29:103015:104 поставлен на кадастровый учет 22.09.1998 на основании постановления N 492 (л.д. 46).
В соответствии с кадастровыми выписками, представленными в материалы дела определены площадь и кадастровая стоимость данных земельных участков (л.д. 46-47, 50-51).
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок у организации или физического лица подлежит государственной регистрации, что следует из пункта 1 статьи 131 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьям 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, то есть до 31.01.1998, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер.
Отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, поскольку данный земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 N 3125/13).
Представленными в материалы дела документами (свидетельствами о праве собственности, постановлениями органов местного самоуправления), кадастровыми выписками, кадастровым паспортом подтверждается, что в спорный период общество обладало на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами: 47:29:0105017:0102; 47:29:0103017:43; 47:29:0103009:0019; 47:29:0103005:0093; 47:29:103015:104.
Кадастровые стоимости земельных участков, на основании которых доначислен налог, соответствуют данным кадастрового учета (исходя из выписок из кадастровых паспортов) в отношении спорных земельных участков.
Фактическое использование Организацией спорных земельных участков подтверждено материалами дела и налогоплательщиком не оспорено.
Кроме того, 16.01.2012 Организацией была представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., где ей самостоятельно исчислена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 906 376 руб. Уточняющих (корректирующих) налоговые обязательства деклараций за аналогичный период налогоплательщиком представлено в налоговый орган не было.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основным принципом земельного законодательства является платность земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Исходя из названного принципа, установлены формы оплаты земли, одной из которых является земельный налог (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, статья 1 Закона N 1738-1).
Устанавливая во исполнение положений пункта 2 статьи 65 ЗК РФ, порядок исчисления и уплаты земельного налога, законодательство о налогах и сборах действительно закрепляет положение о том, что основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком, а налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 15 Закона N 1738-1, статья 388 НК РФ).
В то же время, в силу системного толкования норм законодательства, положения, относящиеся к порядку исчисления земельного налога, не могут нарушать основные принципы специального законодательства, регулирующего земельные правоотношения. То есть, при установлении факта использования земельного участка, отсутствие оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов на данный объект недвижимого имущества, не может являться обстоятельством, освобождающим лицо, использующее земельный участок, от внесения платы за эксплуатацию земли.
Между тем, формулируя понятие "объект налогообложения" законодатель ссылается лишь на факт его наличия у налогоплательщика, не давая при этом оценки правомерности владения объектом (статья 38 НК РФ), которая подлежит установлению в рамках иных правоотношений, в том числе регулирующих порядок перехода права на объект недвижимого имущества.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основаны в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция последовательно высказывалась Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 30.10.2001 N 5991/01, от 09.01.2002 N 7486/01, от 14.10.2003 N 7644/03, от 12.07.2006 N 11991/05 и 11403/05.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, договоры аренды на спорные земельные участки не заключались, право аренды не оформлялось.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 АПК РФ, каждая сторона должна подтвердить обстоятельства, на которые она ссылается. Общество не представлено ни одного доказательства, опровергающего факт использования им спорных земельных участков, а также факт заключения договора аренды земельных участков, как основание для исчисления и уплаты арендных платежей.
- В силу пункта 1 статьи 54 ГК РФ определено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях - наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица;
- Согласно пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
- Правоспособность юридического лица не прекращается в случае изменения наименования юридического лица;
- В карте постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий от 25.01.1995 г. указано полное наименование организации "Лужский совет Всероссийское добровольное общество автолюбителей", сокращенное наименование "Лужский горсовет ВДОАМ". Номер в Госреестре (ИНН): 4710006082. Дата регистрации налогоплательщика, регистрирующим органом Министерством Юстиции Российской Федерации - 1992 год (пункт 10 Карты от 25.01.1995 года).
В связи с внесением изменений в наименование организации 20.05.1998 г., согласно Карте постановки на учет налогоплательщика-организации полное наименование организации "Лужская районная организация общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов", сокращенное наименование "Лужская районная организация ВОА" ИНН 4710006082. Пункт 6 Карты "Является правопреемником" содержит запись "Лужский городской совет Всероссийское добровольное общество автолюбителей" ИНН 4710006082.
- При переименовании юридического лица соответствующие изменения вносятся в его учредительные документы;
- В пункте 3 статьи 52 ГК РФ указывается, что изменения учредительных документах приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр;
- Смена наименования организации не является реорганизацией данного юридического лица и не порождает правовых последствий, как при реорганизации (правопреемстве).
Таким образом, "Лужская районная организация общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ИНН 4710006082) является правообладателем земельных участков, представленных в постоянное (бессрочное) пользование организации "Лужский совет Всероссийское добровольное общество автолюбителей" до внесения изменений в наименование юридического лица.
"Лужская районная организация общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" ИНН 4710006082 фактически использует данные земельные участки. На участках расположены гаражные комплексы, на счет организации перечисляются членские взносы.
Согласно имеющейся информации у налогового органа на расчетные счета налогоплательщика поступали денежные средства от физических лиц за 2012 г. с назначением платежа операции "налог за землю".
В силу статьи 20 Закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее Закон N 82-ФЗ) следует, что устав общественного объединения является документом, определяющим вопросы деятельности этого общественного объединения.
Общественная организация, согласно статье 7 Закон N 82-ФЗ является организационно-правовой формой общественных объединений.
Согласно статье 7 Закона N 82-ФЗ предусмотрены и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Наряду с отражением в уставе сведений, предусмотренных законом в качестве обязательных, общественное объединение может включить в свои документы и иные положения, не противоречащие закону.
В уставе Организации прямо предусмотрено проведение очередных общих собраний участников и уплаты взносов членами - физическими лицами, таким образом, довод Организации о том, что он не осуществляет сбор средств на уплату земельного налога, является неправомерным.
Порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога определен нормами главы 31 Налогового кодекса РФ.
Налоговым органом при проведении проверки на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков произведен расчет земельного налога, подлежащего уплате в бюджет.
Расчет налога соответствует требованиям главы 31 Налогового кодекса РФ и основан на представленных в материалы дела данных о кадастровой стоимости земельных участков.
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неполную уплату налога.
Организация, фактически владеющая и использующая земельный участок, является землепользователем, и она обязана платить земельный налог как землепользователь и представлять в налоговую инспекцию декларации.
Вывод суда первой инстанции, что отсутствие документов о праве пользования земельными участками, получение которых зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю, является верным.
Оформление правоустанавливающих документов на землепользование является обязанностью землепользователя, которую он не исполнил. Уклонение от оформления соответствующего права на земельный участок не исключает применение к фактическому землепользователю предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мер ответственности и предъявления ему требования о выполнении обязанности уплатить земельный налог.
Отсутствие документов о праве пользования землей, получение которых зависит исключительно от волеизъявления пользователя, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 14.10.2003 N 7644/03.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Лужской районной организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит взысканию госпошлина в размере 1 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2015 по делу N А56-8922/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Лужской районной организации общественной организации "Всероссийское общество автомобилистов" (ОГРН 1034700001368, ИНН 4710006082) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)