Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от заявителя - Воеводин В.П., доверенность от 26 сентября 2014 года,
от ответчика - Видманова Т.В., доверенность от 04 февраля 2014 года N 04-32/01576,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2014 года по делу N А55-8353/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" (ОГРН 1026303061036), с. Шигоны Самарской области,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, город Сызрань Самарской области,
о признании незаконными действий, решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" (далее - общество, заявитель), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действия по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084, так как за базу была принята не действующая для налогообложения кадастровая стоимость в размере 32 549 833 руб. 99 коп., а также признать недействительным решение N 12 от 29.12.2011 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового нарушения, в части доплаты по земельному налогу штрафам и пеням по нему за 2009 год, в размере 602 396 руб. 53 коп., обязать инспекцию произвести перерасчет земельного налога за 2009 год, отозвать незаконно предъявленные к обществу требования по налогу на землю, штрафам и пеням по нему за 2009 год в сумме 602 396 руб. 53 коп.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия налогового органа по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084 на основании недействующей для целей налогообложения кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп., и признал несоответствующим требованиям НК РФ решение N 12-60 от 29.12.2011 г. в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 82 594 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб., и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение в удовлетворенной части отменить и принять новый судебный акт о полном отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель инспекции.
В судебном заседании представитель общества, апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решение суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога, так как имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 63:37:1603031:84, расположенный по адресу: с. Шигоны, ул. Кооперативная, 2 "Г"-2, площадью 19 123,90 кв. м.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление), опубликованном в газетах "Волжская коммуна" N 1 (26423) от 11.12.2008 г. - N 8 (26444) от 20.12.2008 г., была утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084 в размере 32 549 833 руб. 99 коп. (п. 6310 раздела "Муниципальный район Шигонский" приложения N 1 к Постановлению).
Приняв за базу для расчета земельного налога за 2009 г. указанную кадастровую стоимость, инспекция на основании акта выездной налоговой проверки N 12-10 от 05.12.2011 г. установлены расхождения в кадастровой стоимости земельного участка между сведениями, имеющимися у налогового органа, предоставленными регистрирующими органами (32 549 833,99 руб.) и кадастровой стоимостью земельного участка, указанного обществом в декларации по земельному налогу за 2009 год (5 378 023,10 руб.).
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение N 12-60 от 29.12.2011 г., на основании которого общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 4 074 руб. за неполную уплату налога на прибыль, в виде штрафа в сумме 82 594 руб. за неполную уплату земельного налога, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 000 руб. за непредставление в установленный срок документов, а также заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб., которое решением Управления N 03-15/05931 от 07.03.2012 г. оставлены без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения Общество также направило в Управление жалобу на действия должностных лиц инспекции по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084, так как за базу была принята не действующая для налогообложения кадастровая стоимость в размере 32 549 833 руб. 99 коп., которая решением Управления N 20-14/08025@ от 03.04.2014 г. оставлена без удовлетворения.
Считая решения и действия налогового органа незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре.
В силу п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно п. 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об его владельце в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В этой связи для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земельных участков по оценке, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" доведенной Территориальным отделом N 3 Управления федерального агентства кадастра объекта недвижимости по Самарской области письмом N 611 от 10.06.2009 г., согласно которому кадастровая стоимость земельного участка 63:37:1603031:84 составляет 5 378 023,10 руб.
Однако налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки был направлен запрос в ФГУ "Земельная кадастровая палата" за N 10-23/04105 от 25.03.2011 г. об уточнении сведений по кадастровой стоимости земельного участка N 63:37:1603031:0084 принадлежащего налогоплательщику на праве собственности.
08.04.2011 г. ФГУ "Земельная кадастровая палата" представлен ответ N 5999 от 04.04.2011 г., согласно которому кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г., принадлежащего обществу по адресу: Шигонский район, с. Шигоны, ул. Кооперативная, 2 "Г"-2 N 63:37:1603031:0084 составляет 32 549 833,99 руб.
Суд первой инстанции правильно посчитал ссылку инспекции на вышеназванное письмо необоснованной, поскольку оно содержало не только указание на размер кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г., но и прямую ссылку на нормативный правовой акт, установивший данный размер - Приложение N 1 Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
С учетом вышеизложенного суд считает, что при применении в ходе налоговой проверки нормативного правового акта, устанавливающего размер кадастровой стоимости земельного участка общества по состоянию на 01.01.2009 г. инспекция обязана была руководствоваться положениями п. 1 ст. 5 НК РФ, который установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. 3 и 4 вышеназванной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Постановлением Конституционного суда РФ от 02.07.2013 г. N 17-п "по проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" сформирована конституционно-правовая позиция, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Данное постановление было опубликовано и вступило в законную силу 05.07.2013 г.
Статьей 6 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном суде РФ" от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ установлено, что решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", которым установлена кадастровая стоимость земельных участков в муниципальном районе Шигонский, было опубликовано 20.12.2008 г. (Волжская коммуна N 8 (26444), 20.12.2008 г.).
В соответствии с п. 3 вышеназванного Постановления от 10.12.2008 г. N 473 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, однако оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что для целей налогообложения Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 начинает действовать в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ после 20.01.2009 г. и как база при расчете земельного налога может быть использовано в расчетах только за 2010 г.
При расчете налога на землю за 2009 год налоговой базой являлась действующая на 01.01.2009 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:84 в размере 359 338 рублей определенная на основании Постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
На основании действующей на 01.01.2009 г. кадастровой стоимости общества предоставило налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год в инспекцию и произвело расчет и оплату земельного налога.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при расчете земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084 у налогового органа отсутствовали основания для применения для целей налогообложения Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия инспекции по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084 на основании недействующей для целей налогообложения кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп., а также решение N 12-60 от 29.12.2011 г. о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 82 594 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб. не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что заявленные обществом требования в указанной части подлежат удовлетворению, и правильно, в соответствии с п. 4 ст. 201 АПК РФ, суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.01.2011 г. по делу N А55-10397/2010, от 15.09.2009 г. по делу N А06-6033/2007 и от 28.04.2009 г. по делу N А55-17523/2008.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении требований заявителя.
Ссылка инспекции на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, установленных по спорам с участием других налогоплательщиков.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2014 года по делу N А55-8353/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-8353/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А55-8353/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от заявителя - Воеводин В.П., доверенность от 26 сентября 2014 года,
от ответчика - Видманова Т.В., доверенность от 04 февраля 2014 года N 04-32/01576,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2014 года по делу N А55-8353/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" (ОГРН 1026303061036), с. Шигоны Самарской области,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, город Сызрань Самарской области,
о признании незаконными действий, решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" (далее - общество, заявитель), с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действия по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084, так как за базу была принята не действующая для налогообложения кадастровая стоимость в размере 32 549 833 руб. 99 коп., а также признать недействительным решение N 12 от 29.12.2011 г. о привлечении общества к ответственности за совершение налогового нарушения, в части доплаты по земельному налогу штрафам и пеням по нему за 2009 год, в размере 602 396 руб. 53 коп., обязать инспекцию произвести перерасчет земельного налога за 2009 год, отозвать незаконно предъявленные к обществу требования по налогу на землю, штрафам и пеням по нему за 2009 год в сумме 602 396 руб. 53 коп.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия налогового органа по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084 на основании недействующей для целей налогообложения кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп., и признал несоответствующим требованиям НК РФ решение N 12-60 от 29.12.2011 г. в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 82 594 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб., и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение в удовлетворенной части отменить и принять новый судебный акт о полном отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель инспекции.
В судебном заседании представитель общества, апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решение суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога, так как имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 63:37:1603031:84, расположенный по адресу: с. Шигоны, ул. Кооперативная, 2 "Г"-2, площадью 19 123,90 кв. м.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление), опубликованном в газетах "Волжская коммуна" N 1 (26423) от 11.12.2008 г. - N 8 (26444) от 20.12.2008 г., была утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084 в размере 32 549 833 руб. 99 коп. (п. 6310 раздела "Муниципальный район Шигонский" приложения N 1 к Постановлению).
Приняв за базу для расчета земельного налога за 2009 г. указанную кадастровую стоимость, инспекция на основании акта выездной налоговой проверки N 12-10 от 05.12.2011 г. установлены расхождения в кадастровой стоимости земельного участка между сведениями, имеющимися у налогового органа, предоставленными регистрирующими органами (32 549 833,99 руб.) и кадастровой стоимостью земельного участка, указанного обществом в декларации по земельному налогу за 2009 год (5 378 023,10 руб.).
Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки вынесено решение N 12-60 от 29.12.2011 г., на основании которого общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 4 074 руб. за неполную уплату налога на прибыль, в виде штрафа в сумме 82 594 руб. за неполную уплату земельного налога, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 000 руб. за непредставление в установленный срок документов, а также заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб., которое решением Управления N 03-15/05931 от 07.03.2012 г. оставлены без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения Общество также направило в Управление жалобу на действия должностных лиц инспекции по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084, так как за базу была принята не действующая для налогообложения кадастровая стоимость в размере 32 549 833 руб. 99 коп., которая решением Управления N 20-14/08025@ от 03.04.2014 г. оставлена без удовлетворения.
Считая решения и действия налогового органа незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном земельном кадастре.
В силу п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Согласно п. 12 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об его владельце в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В этой связи для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земельных участков по оценке, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" доведенной Территориальным отделом N 3 Управления федерального агентства кадастра объекта недвижимости по Самарской области письмом N 611 от 10.06.2009 г., согласно которому кадастровая стоимость земельного участка 63:37:1603031:84 составляет 5 378 023,10 руб.
Однако налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки был направлен запрос в ФГУ "Земельная кадастровая палата" за N 10-23/04105 от 25.03.2011 г. об уточнении сведений по кадастровой стоимости земельного участка N 63:37:1603031:0084 принадлежащего налогоплательщику на праве собственности.
08.04.2011 г. ФГУ "Земельная кадастровая палата" представлен ответ N 5999 от 04.04.2011 г., согласно которому кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г., принадлежащего обществу по адресу: Шигонский район, с. Шигоны, ул. Кооперативная, 2 "Г"-2 N 63:37:1603031:0084 составляет 32 549 833,99 руб.
Суд первой инстанции правильно посчитал ссылку инспекции на вышеназванное письмо необоснованной, поскольку оно содержало не только указание на размер кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г., но и прямую ссылку на нормативный правовой акт, установивший данный размер - Приложение N 1 Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
В соответствии с п. п. 1 и 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
С учетом вышеизложенного суд считает, что при применении в ходе налоговой проверки нормативного правового акта, устанавливающего размер кадастровой стоимости земельного участка общества по состоянию на 01.01.2009 г. инспекция обязана была руководствоваться положениями п. 1 ст. 5 НК РФ, который установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. 3 и 4 вышеназванной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Постановлением Конституционного суда РФ от 02.07.2013 г. N 17-п "по проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" сформирована конституционно-правовая позиция, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Данное постановление было опубликовано и вступило в законную силу 05.07.2013 г.
Статьей 6 Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном суде РФ" от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ установлено, что решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", которым установлена кадастровая стоимость земельных участков в муниципальном районе Шигонский, было опубликовано 20.12.2008 г. (Волжская коммуна N 8 (26444), 20.12.2008 г.).
В соответствии с п. 3 вышеназванного Постановления от 10.12.2008 г. N 473 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, однако оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что для целей налогообложения Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 начинает действовать в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ после 20.01.2009 г. и как база при расчете земельного налога может быть использовано в расчетах только за 2010 г.
При расчете налога на землю за 2009 год налоговой базой являлась действующая на 01.01.2009 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:84 в размере 359 338 рублей определенная на основании Постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
На основании действующей на 01.01.2009 г. кадастровой стоимости общества предоставило налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год в инспекцию и произвело расчет и оплату земельного налога.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при расчете земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084 у налогового органа отсутствовали основания для применения для целей налогообложения Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу, что действия инспекции по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084 на основании недействующей для целей налогообложения кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп., а также решение N 12-60 от 29.12.2011 г. о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 82 594 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб. не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а поэтому суд апелляционной инстанции считает, что заявленные обществом требования в указанной части подлежат удовлетворению, и правильно, в соответствии с п. 4 ст. 201 АПК РФ, суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.01.2011 г. по делу N А55-10397/2010, от 15.09.2009 г. по делу N А06-6033/2007 и от 28.04.2009 г. по делу N А55-17523/2008.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о частичном удовлетворении требований заявителя.
Ссылка инспекции на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, установленных по спорам с участием других налогоплательщиков.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2014 года по делу N А55-8353/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)