Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2015 N Ф07-3772/2015 ПО ДЕЛУ N А56-67918/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Обществу доначислен земельный налог в связи с неправомерным применением им пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N А56-67918/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Пастуховой М.В., Соколовой С.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "СНВ Северо-Запад" Моисеенко С.Н. (доверенность от 16.04.2015), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Матвеевой Е.Е. (доверенность от 29.12.2014), рассмотрев 01.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СНВ Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2014 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-67918/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СНВ Северо-Запад", место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 21, лит. А., пом. 12-Н, ОГРН 1117847199018, ИНН 7842453100 (далее Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области, место нахождения: 188300, г. Гатчина, ул. 7-й Армии, д. 12А, ОГРН 1044701248536, ИНН 4705013503 (далее - Инспекция), от 15.08.2014 N 9460.
Решением суда первой инстанции от 23.12.2014 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.03.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 23.12.2014 и постановление от 30.03.2015 отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, у Общества имелись все основания для применения пониженной налоговой ставки; суды сделали необоснованный вывод о том, что применение пониженных налоговых ставок в отношении земельного участка "для дачного строительства" возможно только некоммерческими организациями или физическими лицами; неиспользование земельного участка собственником по назначению не является основанием для отказа в применении пониженной ставки налога; суды неправомерно применили нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 15.08.2014 N 9460 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислено 1 428 638 руб. налога, начислено 282 191 руб. 53 коп. штрафа и 74 515 руб. 82 коп. пеней.
Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 07.10.2014 N 16-21-05/12194@ решение Инспекции оставило без изменения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя, указав, что Общество неправомерно применило пониженные налоговые ставки, поскольку использовало земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства", в коммерческих целях.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, отметив, что законодательство не предусматривает возможности применения пониженных налоговых ставок в отношении земельных участков с разрешенным использованием "для дачного строительства" в тех случаях, когда право собственности на них принадлежит коммерческой организации и не соблюдаются условия, предусмотренные Законом N 66-ФЗ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов муниципального образования Пудомягского сельского поселение Гатчинского муниципального район Ленинградской области от 25.10.2012 N 190 "Об установлении ставок земельного налога на территории Пудомягского сельского поселения" (далее - Решение N 190) с 01.01.2013 установлены налоговые ставки в следующих размерах:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - 1,5 процента в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства;
- - 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (представленных) для жилищного строительства;
- - 0,12 процента в отношении прочих земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов муниципального образования Веревского сельского поселение Гатчинского муниципального район Ленинградской области от 25.10.2012 N 29 "Об установлении ставок земельного налога на территории Веревского сельского поселения на 2013 год" (далее - Решение N 29) установлена налоговая ставка 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (представленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- В отношении прочих земельных участков ставка составляет 1,5 процента.
Следовательно, применение пониженной налоговой ставки непосредственно связано с указанными в приведенных нормах целями приобретения (представления) земельных участков, к которым, в частности, относится такая цель приобретения, как дачное хозяйство.
Из материалов дела следует, что Общество в 2013 году являлось собственником 50 земельных участков, относящихся к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства", из которых 47 участков расположены на территории Пудомягского сельского поселения, а 3 участка - на территории Веревского сельского поселения Гатчинского Муниципального района Ленинградской области.
В декларации по земельному налогу за 2013 год налогоплательщик исчислил налог по ставке 0,3 и 0,12 процентов.
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу, что Общество должно было применить налоговые ставку 1,5 процентов, в связи с чем занизило сумму земельного налога.
Податель жалобы полагает, что имел все законные основания применить пониженные налоговые ставки, поскольку земельные участки относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства"; по мнению Общества, неиспользование земельных участков по назначению и отсутствие у налогоплательщика статуса некоммерческой организации не являются основаниями для отказа в применении данных ставок.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Законом N 66-ФЗ (пункт 2 статьи 81 ЗК РФ).
Согласно статье 2 Закона N 66-ФЗ он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и названного Закона допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
Таким образом, несмотря на то, что действующее законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут являться собственниками земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства", отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения этого хозяйства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" спорные земельные участки используются Обществом для возведения индивидуальных дачных домов с целью их последующей перепродажи, суды обоснованно признали неправомерным применение Обществом пониженной ставки земельного налога в отношении спорных участков.
Довод подателя жалобы о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "для дачного строительства" позволяет в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, получил надлежащую правовую оценку.
Выводы судов согласуются с определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб., то есть в большем размере, в связи с этим подателю жалобы следует возвратить из бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А56-67918/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СНВ Северо-Запад" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СНВ Северо-Запад", место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 21, лит. А., пом. 12-Н, ОГРН 1117847199018, ИНН 7842453100, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 21.04.2015 N 565.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
М.В.ПАСТУХОВА
С.В.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)