Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 N 08АП-2218/2014 ПО ДЕЛУ N А46-15075/2013

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. N 08АП-2218/2014

Дело N А46-15075/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2218/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 31.01.2014 по делу N А46-15075/2013 (судья Крещановская Л.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (ОГРН 1045507036783, ИНН 5504097167)
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (ОГРН 1045504038140, ИНН 5504097209)
о признании незаконным и отмене решения от 29.07.2013 N 05-11/162 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в части
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: - Балаганский А.Н. по доверенности N 15/263 от 27.11.2013 сроком действия один год; Эллерт К.А. по доверенности N 15/339 от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014; Бакалов Е.И. по доверенности N 15/262 от 27.11.2013 сроком действия один год; Рябикова Н.Г. по доверенности N 15/341 от 27.12.2013 сроком действия до 31.12.2014;
- от заинтересованного лица: Борисовская Н.Н. по доверенности N 02-02-04/06097 от 18.12.2013 сроком действия по 31.12.2014; Алянич И.В. по доверенности N 02-02-04/06391 от 30.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;
- от 3-го лица: Шангина О.А. по доверенности N 01-12/15152 от 03.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;

- установил:

Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.07.2013 N 05-11/162 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 2 544 092 рублей, а также начисления пеней в размере 233 580 рублей.
Решением от 31.02.2014 по делу N А46-15075/2013 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Кроме того, с заинтересованного лица было взыскано в пользу заявителя 4 000 рублей государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал, что действующее законодательство предусматривает внесение платы за подключение в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения требуется создание или реконструкция таких сетей и (или) проведение мероприятий по увеличению мощности сетей; налоговый орган не собрал безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что при подключении спорных объектов требовалось проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей; инвестиционной программой ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года предусмотрены общие мероприятия, финансирование мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности конкретных спорных объектов в данной программе не установлено.
В апелляционной жалобе МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что факт осуществления работ по подключению объектов подтверждается письмами Департамента городской экономической политики Администрации города Омска, заявлениями о выдаче технических условий, актами о присоединении; материалами дела подтверждается непосредственное подключение ОАО "ОмскВодоканал" спорных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; подключение осуществляется без взимания платы только в случае отсутствия инвестиционной программы; суд применил Постановление Правительства Российской Федерации N 360 от 09.06.2007 в редакции, вступившей в силу лишь 21.12.2010 к спорным правоотношениям 2009-2010 годов; суд сделал неверный вывод о наличии присоединения к сетям при фактическом подключении.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Омской области поддерживает позицию налогового органа, указывая что в ходе проверки был собран полный пакет доказательств, подтверждающий факт осуществления заявителем подключения спорных объектов в сетям водоснабжения и водоотведения.
ОАО "ОмскВодоканал" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что налоговая база не возникает в случаях, когда подключение объекта к сетям происходит без взимания платы; в инвестиционной программе спорные объекты отсутствуют, а генеральный план является основой для программы, но сам по себе не может ее подменять; законодатель разделяет понятие "подключение" и "присоединение" как по объему осуществляемых работ, так и по основаниям оплаты; по одному из двух спорных объектов вообще не имело места быть присоединения к сетям ОАО "ОмскВодоканал".
Представители МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области и Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представители ОАО "ОмскВодоканал" - позицию, изложенную в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу установил, что МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "ОмскВодоканал" по вопросам полноты и правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, водного налога и налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки составлен акт проверки N 38 от 27.06.2013 и принято решение N 05-11/162 от 29.07.2013 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в размере 517 592 рублей за 2009 год и 265 165 рублей за 2010 год, по налогу на добавленную стоимость в размере 184 041 рублей за 4 квартал 2009 года и 133 404 рублей за 2 квартал 2010 года.
Кроме того, ОАО "ОмскВодоканал" доначислено 14 358 046 налогов, в том числе, налога на добавленную стоимость в размере 4 276 239 рублей за 4 квартал 2009 года и 2 254 246 рублей за 2 квартал 2010 года, и 807 764 рублей пени за из несвоевременную уплату.
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - Управление) с апелляционной жалобой.
Решением Управления N 16-19/13997 от 11.11.2013 решение налогового органа отменено в части доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года в размере 2 652 350 рублей, привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 898 565,7 рублей, начисления пеней по налогу на добавленную стоимость в части отмененной суммы доначисленного налога.
Полагая, что доначисление налога на добавленную стоимость в связи с оказанием безвозмездно услуг, по мнению налогового органа, по подключению объектов к системе водоснабжения, начисление пени за просрочку уплаты доначисленного налога, является неправомерным, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным частично ненормативного акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены, что явилось предметом обжалования в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу не подлежащим изменению, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения данным налогом признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Понятие реализации товаров (работ, услуг) раскрывается в статье 39 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, объект налогообложения налогом на добавленную стоимость возникает в случае передачи права собственности на результаты выполненных работ одним лицом другому как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
В обоснование возникновения объекта налогообложения заинтересованное лицо указывает в тексте решения на то, что между Администрацией города Омска и ОАО "ОмскВодоканал" заключен договор от 06.06.2008 N 148-08 о реализации инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Омска на период до 2015 года. Пунктом 11.7 указанного договора установлено, что на основании письменного обращения Департамента городской экономической политики Администрации города Омска подключение к системам водоснабжения и водоотведения муниципальных учреждений, организаций социально-бюджетной сферы города Омска осуществляется на безвозмездной основе.
Как следует из текста оспариваемого решения, в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что ОАО "ОмскВодоканал" в 2009-2010 годах осуществляло подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения на основе писем Департамента городской экономической политики Администрации города Омска на безвозмездной основе.
Так, по объекту, расположенному по адресу пр. Комарова 9/2 в материалах проверки имеются письмо Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска от 06.10.2010 N 11-04/13166, в котором содержится просьба о подключении объекта, расположенного по проспекту Комарова 9, корпус 2, с объемом потребления 102 мЗ/сутки к системам водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе; заявление ЗАО "СФ "Стройподряд-Плюс" от 04.06.2010 N 69, адресованное ОАО "ОмскВодоканал" о выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение; технические условия от 21.06.2010 N 2-1/1038, выданные ОАО "ОмскВодоканал" по письму от 04.06.2010 N 69 ЗАО "СФ "Стройподряд Плюс" акт о присоединении к действующим сетям водоснабжения и канализации жилого дома по пр. Комарова, 9 корп. 2 от 25.11.2010, подписанный представителями "СФ "Стройподряд-Плюс" и ОАО "ОмскВодоканал".
По объекту, расположенному по адресу 27 Северная, 44 в материалах проверки имеются письмо Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска от 25.09.2009 N 11-04/8956, в котором содержится просьба о подключении объекта, расположенного по улице 27 Северная 44, с объемом потребления 180 мЗ/сутки на безвозмездной основе к системам водоснабжения и водоотведения; обращение ЗАО "Строительно-монтажный трест N 4" от 01.10.2009 N 06/681, адресованное ОАО "ОмскВодоканал" о выдаче условий подключения вышеуказанного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения; условия подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации от 09.10.2009 N 2-1/1786-09; акты о готовности и приеме в постоянную эксплуатацию вновь построенного водопровода и канализации от 30.12.2009 (подписаны представителями ЗАО "Строительно-монтажный трест N 4" ООО "СФ "Поиск", ООО "ПСК "Транссетьстрой" и ОАО "ОмскВодоканал").
На основании указанных документов проверяющими был сделан вывод об оказании услуги по подключению объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, которая рассмотрена налоговым органом как реализация работ.
Поскольку налогоплательщиком указанные сделки не были учтены в налоговой базе по налогу на добавленную стоимость, налоговым органом сделан вывод о занижении налоговой базы в 2009 и 2010 годах. При этом стоимость работ определена в размере тарифа на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-п "Об установлении тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам холодного водоснабжения и водоотведения, тарифов открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения".
Не соглашаясь с данными выводами, заявитель указал, что не оказывал услуг по подключению объектов к системам холодного водоснабжения и водоотведения по двум спорным объектам.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным выводы решения Арбитражного суда Омской области о недоказанности факта подключения объектов к системам холодного водоснабжения и водоотведения и, как следствие, факта возникновения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по следующим основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Настоящие Правила определяют порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим к систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение и очистку сточных вод (пункт 1).
Договор о подключении согласно пункту 5 названных Правил является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданского кодекса Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения (подпункты г) и д)).
С 1 января 2006 года плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения определяется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 указанного Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае если данная реконструкция влечет увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В силу пункта 14 Правил N 360 в редакции Постановления Правительства N 580 от 16.07.2009 заключения и исполнения публичных договоров размер платы за подключение определяется одним из следующих способов:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
При этом в силу пункта 15 Правил N 360 плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в точке подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в состав платы за подключение не включается. Указанные работы могут осуществляться на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком и исполнителем, либо в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон возлагается обязанность по их выполнению. В случае если выполнение этих работ возложено на исполнителя, размер платы за эти работы определяется соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 также утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Указанные Правила N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, критерии определения возможности подключения.
Согласно пункту 2 данных Правил N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящегося (реконструируемого)объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Из содержания пунктов 5, 8, 9, 10, 11 Правил N 83 можно сделать вывод о том, что технические условия и информация о плате за подключение объекта капитального строительства предоставляются самостоятельно, и каждое из них содержит данные, прямо предусмотренные Правилами N 83 (пункты 10 и 11).
При этом, в пункте 11 Правил указано, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Если у организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, отсутствуют утвержденные инвестиционные программы, подключение осуществляется без взимания платы за подключение, а вместо информации о плате за подключение выдаются технические условия в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм права следует, что законодатель разграничивает понятия подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического, которые проводятся в том случае, когда требуется создание или реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения при подключении объекта капитального строительства к указанным сетям.
Кроме того, используется понятие присоединение, которое предполагает отсутствие необходимости в проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, за которое плата за подключение не взимается.
При этом, из содержания пункта 14 Правил N 360 следует, что возникновение у заказчика обязательства по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависит от необходимости реализации мероприятий, установленных в Инвестиционной программе, по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капитального строительства либо, при отсутствии в утвержденной Инвестиционной программе исполнителя таких мероприятий, от несения исполнителем расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта.
В силу приведенных норм законодательства налоговый орган должен был при проверке собрать и представить суду безусловные доказательства, свидетельствующие о том, что при подключении спорных объектов требовалось проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей и данные мероприятия фактически были проведены.
Налоговый орган ссылается на ряд документов. По мнению суда апелляционной инстанции, письма Департамента городской экономической политики Администрации г. Омска от 06.10.2010 N 11-04/13166, в котором содержится просьба о подключении объектов, акты о готовности и приеме в постоянную эксплуатацию вновь построенного водопровода и канализации от 30.12.2009, акт о присоединении к действующим сетям водоснабжения и канализации сами по себе не свидетельствуют о совершении заявителем подключения как комплекса мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети.
Каких-либо надлежащих доказательств осуществления работ по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей материалы дела не содержат.
Напротив, из документов по жилому дому по пр. Комарова, 9 корп. 2 следует, что ОАО "ОмскВодоканал" не только не осуществлял работы по подключению, но даже присоединение осуществлено не к сетям заявителя, а к ведомственным сетям, что подтверждается условиями подключения дома.
В ходе проведения выездной налоговой проверки был допрошен ряд лиц на предмет выяснения факта проведения работ по подключению домов. Однако из свидетельских показаний Кудрина А.К., Санковой О.П., Овсеенко А.А., Ларенковой О.В., Малеева А.Г., Зимина В.А., Панкратова М.А., Бирюкова А.Е., Шехматова С.А. однозначно не представляется возможным установить, что мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения при подключении спорных объектов проводились. Да и характер вопросов, задаваемых допрашиваемым лицам, свидетельствует о необходимости уяснения (просвещения) проверяемыми лицами что есть "увеличение мощности", и "увеличение пропускной способности", а также дата присоединения, что и является, по мнению налогового органа, датой подключения.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что работы по присоединению имели место быть, в связи с наличием инвестиционного договора, который предполагает расширение сетей и мощности имеющихся сетей в связи со строительством и введением в эксплуатацию вновь строящихся домов.
Действительно, как было выше сказано пункт 14 Правил N 360 указывает, что если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение.
В материалах дела имеется Инвестиционный договор о сотрудничестве N 156-05 между Муниципальным образованием города Омск и ОАО "ОмскВодоканал" 25.03.2005, который был заключен в рамках реализации Договора стратегического партнерства по управлению и развитию систем водоснабжения и канализации города Омска, предусматривающий реализацию первоначальной инвестиционной программы.
06.06.2008 года между Администрацией города Омска и ОАО "ОмскВодоканал" был заключен Договор 148-08 о дальнейшей реализации инвестиционной программы Открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2010 года.
Инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в г. Омске на период до 2015 года и установлению надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение ОАО "ОмскВодоканал" для потребителей, утверждена Решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 102 (далее Инвестиционная программа).
В Приложении N 1 к Инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года содержится План мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, который включает в себя 2 проекта:
- Инвестиционный проект по повышению качества услуг водоснабжения и водоотведения, улучшению экологической ситуации;
- Инвестиционный проект по подключению строящихся (реконструируемых) объектов.
Инвестиционный проект по подключению строящихся (реконструируемых) объектов состоит из нескольких разделов: строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска; строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры левобережной зоны застройки; строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры южной зоны застройки города Омска; строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры северной зоны застройки города Омска.
В соответствии с пунктом 10 Инвестиционной программы финансирование Инвестиционного проекта по подключению строящихся (реконструируемых) объектов осуществляется за счет взимания платы за подключение. (Приложение N 4 к инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года содержится План финансирования инвестиционной программы ОАО "ОмскВодоканал").
Тарифы ОАО "ОмскВодоканал" на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения установлены Постановлением Мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-П.
В связи с чем, налоговым органом сделан вывод о том, что за счет платы за подключение по тарифам, утвержденным Постановлением Мэра города Омска от 16.05.2008 N 345-П формируются источники финансирования, в том числе, по разделу "Строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска".
В раздел Инвестиционной программы "Строительство, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска" входит строительство сооружений повторного использования промывных вод на ЛОВС (Ленинские очистные водные сооружения). Целью данного мероприятия является увеличение установленной мощности ЛОВС на 40 тыс. куб. м/сутки за счет доочистки промывных вод до качества питьевой воды.
Проектирование развития системы подачи воды в распределительную систему г. Омска. Строительно-монтажные работы. Целью данного мероприятия является обеспечение услугами по водоснабжению новых потребителей.
Проектирование развития магистральных коллекторов и дюкерных переходов системы канализации г. Омска, в том числе коллектора глубокого заложения. Целью данного мероприятия является обеспечение услугами по водоотведению новых потребителей.
Строительство локальных комплектно-блочных очистных сооружений канализации (КБОСК). Целью данного мероприятия является вариантная проработка строительства КБОСК в отдельных мероприятиях г. Омска.
Инвестиционной программой ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в г. Омске на период до 2015 года предусмотрены общие мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в целом в городе Омске, в том числе: обеспечение услугами по водоснабжению и водоотведению новых потребителей, а также увеличение установленной мощности ЛОВС на 40 тыс. куб, м. /сутки.
Сети общегородского значения предназначены для обеспечения водоснабжением и водоотведением потребителей г. Омска в целом.
Финансирование мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения общегородского значения осуществляется в общем порядке платой за подключение по тарифам, установленным Постановлением Мэра г. Омска от 16.05.2008 N 345-П.
Сети общегородского значения предназначены для обеспечения водоснабжением и водоотведением потребителей г. Омска в целом. Следовательно, по мнению налогового органа, финансирование вышеуказанных мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности данных сетей осуществляется за счет платы за подключение всех новых построенных (реконструированных) объектов г. Омска вне зависимости от их месторасположения в г. Омске.
Таким образом, по мнению налогового органа, на основании вышеизложенного, Инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в г. Омске на период до 2015 года содержит мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения новых потребителей всего города Омска и, в том числе, сетей потребителей, к которым подключены дома, расположенные по адресам: жилой дом по адресу г. Омск пр. Комарова, 9, корп. 2 и жилой дом со встроенной школой искусств по адресу г. Омск, ул. 27-я Северная, 44.
Соответственно, ОАО "ОмскВодоканал", по мнению налогового органа, должно было взимать плату за подключение вышеуказанных домов.
Данные доводы обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку ни в одном из выше указанных документов нет сведений о необходимости увеличения мощности для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения конкретных спорных объектов капитального строительства, либо о том, что требуется создание (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, что является условием для взимание платы за подключение.
Генеральный же план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, которым определены потенциальные объемы ввода жилья на площадках, выделенных для строительства в административных округах г. Омска, содержащий сведения о том, что в него включены спорные подключенные объекты, также не подтверждает необходимости увеличения мощности для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения конкретных спорных объектов капитального строительства, либо о том, что требуется создание (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, что является условием для взимание платы за подключение.
Согласно пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.
Приведенные налоговым органам доводы, основаны как на предположениях, так и на неправильном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения, а потому не позволяют утверждать о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и делает вывод о законности решения суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины не распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от ее уплаты в силу указания части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 31.01.2014 по делу N А46-15075/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)