Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2009 ПО ДЕЛУ N А13-11718/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2009 г. по делу N А13-11718/2008


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от общества Ивченко М.А. по доверенности от 13.05.2009, Панфиловой Т.К. по доверенности от 22.10.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леденьга" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 марта 2009 года по делу N А13-11718/2008 (судья Ковшикова О.С.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Леденьга" (далее - общество, ООО "Леденьга") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.05.2008 N 26 в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 144 913 руб. и соответствующих пеней.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 марта 2009 года в удовлетворении требований общества отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. Считает, что НДС начислен неправомерно, его неуплата произошла по вине налогового органа, разрешившего применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Инспекция в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Налоговый орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и НДС за период с 20.04.2004 по 31.11.2007, по результатам которой составлен акт проверки от 14.04.2008 N 19 и вынесено решение 20.05.2008 N 26 (далее - решение N 26).
По указанному решению инспекция доначислила обществу НДС за 2004 - 2006 годы на общую сумму 1 1444 913 руб., а также пени - 323 957 руб. 72 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 10.09.2008 N 176 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу общества об отмене решения N 26.
ООО "Леденьга" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 26 в части доначисления НДС и соответствующей суммы пени.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении требований общества.
При проверке налоговой инспекцией сделан вывод о неправомерном применении обществом упрощенной системы налогообложения в 2004 - 2006 годах в связи с тем, что оно в указанный период являлось организацией, в которой доля непосредственного участия других организаций составляла более 25 процентов.
В связи с этим, налоговая инспекция доначислила обществу НДС и пени за его несвоевременную уплату.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действовавшей в спорный период) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, определенном настоящей главой.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 данного Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В данном случае из материалов дела следует, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет 20.04.2004. Заявление о переходе с указанной даты на упрощенную систему налогообложения подано обществом в инспекцию 17.05.2004. Уведомлением от 19.05.2004 N 13-02/5030 налоговый орган сообщил обществу о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Между тем, как видно из решения о создании общества от 04.03.2004, его учредителем являлся сельскохозяйственный производственный кооператив "Восток". Учредитель был единственным участником общества до марта 2006 года, а затем 100% уставного капитала продано физическому лицу Самыловскому Н.В.
Таким образом, что общество не вправе было переходить на упрощенную систему налогообложения и применять ее в 2004 - 2006 годах.
При этом, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11 - 346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика.
Положениями главы 26.2 НК РФ налоговому органу не предоставлено полномочия запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения.
Также статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе в связи с несоблюдением положений 346.12 НК РФ.
На основании изложенного инспекция, установив необоснованный переход общества на упрощенную систему налогообложения, правомерно начислила налоги по общей системе налогообложения, которую ООО "Леденьга" было обязано применять в спорном периоде.
Доводы общества об отсутствии его вины в неуплате НДС, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Исходя из положений статей 109, 111 НК РФ отсутствие вины является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанности налогоплательщика по уплате законно установленных налогов.
Указанные положения учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого решения, которым общество не привлечено к ответственности за неуплату НДС.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обоснованном доначислении обществу НДС является правомерным и соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.10.2008 N 6159/08.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как установлено выше, общество неправомерно не уплатило НДС за 2004 - 2006 годы, следовательно, начисление налоговым органом пеней является обоснованным.
Решение суда первой инстанции отвечает нормам материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы общества по госпошлине не подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 марта 2009 года по делу N А13-11718/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леденьга" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)