Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2007 ПО ДЕЛУ N А48-3908/06-2

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2007 г. по делу N А48-3908/06-2


Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2007 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Михайловой Т.Л.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Назенцевой Н.П., Кустовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного учреждения "Орловский центр научно-технической информации", Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2006 года по делу N А48-3908/06-2 (судья Соколова В.Г.),
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного учреждения "Орловский центр научно-технической информации" - Панкратова В.В., представителя, по доверенности от 06.02.2007 года, Алешиной Т.М., представителя, по доверенности от 06.02.2007 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла - Ветровой О.В., представителя, по доверенности от 15.01.2007 года N 123, Гусакова А.И., начальника отдела, по доверенности от 02.03.2005 года N 33, Никиташиной И.В., заместителя начальника отдела, по доверенности от 19.09.2006 года N 94,

установил:

Федеральное государственное учреждение "Орловский центр научно-технической информации" (далее - ФГУ "Орловский ЦНТИ", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными подпунктов 1.1 и 1.3 пункта 1, подпункта 2.1 "а" пункта 2 в части предложения уплатить налоговые санкции по налогу на прибыль в сумме 303 347 рублей 40 копеек, по налогу на землю в сумме 22 742 рубля, подпункта 2.1 "б" пункта 2 решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 516 740 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, подпункта 2.1 "в" пункта 2 решения в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 197 167 рублей 83 копейки, за несвоевременную уплату налога на землю в сумме 20 538 рублей 34 копейки решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла (далее - ИФНС России по Заводскому району г. Орла, инспекция) от 23.08.2006 года N 1266 (с учетом уточнения в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2006 года заявленные требования удовлетворены в части признании недействительными подпункта 1.1 пункта 1 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 196 862 рубля, подпункта 1.3 пункта 1, подпункта 2.1 "а" пункта 2 в части уплаты налоговых санкций по налогу на прибыль в сумме 219 604 рубля, подпункта 2.1 "б" пункта 2 решения в части уплаты налога на прибыль в сумме 984 309 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, подпункта 2.1 "в" пункта 2 решения в начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 126 621 рубль, за несвоевременную уплату налога на землю в сумме 20 538 рублей 34 копеек решения ИФНС России по Заводскому району г. Орла от 23.08.2006 года N 1266. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции нарушил нормы материального права.
Налоговый орган также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом инспекция ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.02.2007 года объявлялся перерыв до 20.02.2007 года.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Заводскому району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ФГУ "Орловский ЦНТИ" по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах и валютного законодательства за период с 01.01.2004 года по 31.12.2005 года, по результатам которой составлен акт от 03.08.2006 года N 62 и вынесено решение от 23.08.2006 года N 1266.
Пунктом 1 указанного решения учреждение привлечено к налоговой ответственности
- - за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 3 023 347 рублей 40 копеек; за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 1 223 рубля 58 копеек; за неуплату налога на землю в виде штрафа в сумме 22 742 рубля;
- - за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 106 рублей 20 копеек.
В пункте 2 решения ФГУ "Орловский ЦНТИ" предложено уплатить санкции, указанные в пункте 1 решения, налоги в общей сумме 1 636 567 рублей 88 копеек, в том числе налог на прибыль в сумме 1 516 740 рублей, налог на землю в сумме 113 710 рублей, единый социальный налог в сумме 6 117 рублей 88 копеек, а также пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 260 528 рублей 07 копеек, в том числе налога на прибыль в сумме 197 167 рублей 83 копейки, налога на землю в сумме 20 538 рублей 34 копейки, единого социального налога в сумме 313 рублей 35 копеек, налога на доходы физических лиц в сумме 42 508 рублей 55 копеек.
Полагая, что данное решение в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 516 740 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, а также привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и начисления пени за несвоевременную уплату данных налогов противоречит закону и нарушает права и законные интересы учреждения, ФГУ "Орловский ЦНТИ" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 246 НК РФ учреждение является плательщиком налога на прибыль.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Статьей 247 НК РФ установлено, что для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Статьей 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса и т.д.
Согласно статье 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (статья 253 НК РФ).
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии со статьей 264 НК РФ относятся следующие расходы налогоплательщика: суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса; расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала; расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения.
В соответствии со статьей 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
Статьей 321.1 НК РФ установлены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
Налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Таким образом, критерием отнесения расходов учреждения на уменьшение его коммерческих доходов является их связь с его коммерческой деятельностью.
В тексте оспариваемого решения налоговым органом не приведены доказательства того, что указанные в строках 010 и 020 декларации по налогу на прибыль расходы не связаны с коммерческой деятельностью учреждения, нет описания конкретных нарушений налогового законодательства, ссылок на первичные документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" и пунктом 163 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 года N 107н, ФГУ "Орловский ЦНТИ" вело раздельный учет расходов, распределяя их в бухгалтерском учете по направлениям видов деятельности.
Так, в 2004, 2005 годах ведение раздельного бухгалтерского учета операций по исполнению смет доходов и расходов осуществлялось по бюджетным средствам (по первому признаку - субсчет 1 всех счетов бухгалтерского учета) и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (по второму признаку - субсчет 2 всех счетов бухгалтерского учета). В материалах дела имеются копии книг N 1 "Журнал-главная" за данный период, из которых следует, что учет по предпринимательской деятельности велся учреждением обособленно и операции по данному виду деятельности отражались на счете 220.
Подтверждением ведения раздельного учета является также составление и представление учреждением в налоговый орган единого баланса по вышеуказанным средствам (форма N 1 "Баланс исполнения сметы доходов и расходов") и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников (форма 1-1 "Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам").
Правильность ведения бухгалтерского учета учреждения отражена в акте проверки Финнадзора от 31.03.2006 года.
Кроме того, ФГУ "Орловский ЦНТИ" представлены регистры налогового учета по прямым и материальным затратам по предпринимательской деятельности за 2004, 2005 годы, из содержания которых следует, что учреждение вело раздельный налоговый учет операций по предпринимательской деятельности. Суммы прямых и материальных расходов, отраженные в данных регистрах, полностью соответствуют данным, содержащимся в соответствующих строках налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2004, 2005 годы.
Налоговым органом не представлено доказательств невозможности принятия фактически понесенных и экономически обоснованных прямых и материальных затрат ФГУ "Орловский ЦНТИ" в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Экономическая обоснованность и документальное подтверждение затрат, как следует из решения налогового органа, налоговым органом не оспариваются.
Судом первой инстанции обоснованно признан несостоятельным довод налогового органа о непринятии расходов на оплату труда работников, относящихся к расходам текущего отчетного периода, отражаемых по сроке 030 декларации, в сумме 1 362 475 рублей (2004 год) и 1 428 877 рублей (2005 год).
В соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
При этом, в силу подпункта пятого пункта 1 указанной статьи сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
В проверяемый период ФГУ "Орловский ЦНТИ" на основании Генеральных разрешений на 2004, 2005 годы имело право осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно имеющимся в материалах дела сметам доходов и расходов учреждения в 2004 и 2005 годах и отчетам об их исполнении выделенные по смете доходов и расходов бюджетного учреждения средства на оплату труда полностью получены учреждением и израсходованы на выплату заработной платы.
Таким образом, по смыслу подпункта 5 пункта 1 статьи 321.1 НК РФ покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, в ФГУ "Орловский ЦНТИ" в 2004-2005 годах отсутствовало, в связи с чем вывод налогового органа о необходимости уплаты налога на прибыль по данному основанию необоснован.
ФГУ "Орловский ЦНТИ" представило регистры налогового учета по заработной плате по предпринимательской деятельности, подтверждающие наличие раздельного налогового учета оплаты труда работников; штатное расписание и табели учета рабочего времени за 2004-2005 годы, подтверждающие наличие и фактическую занятость работников учреждения в течение проверяемого периода; приказы руководителя учреждения Давыдова А.А. за проверяемый период, где отражена доля и основание начисления выплат работникам в зависимости от выполняемых заданий, осуществляемых ими в рамках ведения заявителем предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении налога на прибыль ФГУ "Орловский ЦНТИ", руководствуясь положениями статей 252, 253 и 264 НК РФ, правомерно отнесло на расходы на оплату труда в общей сумме 1 362 475 рублей (в 2004 году) и 1 428 877 рублей (2005 год).
Кроме того, расходы на оплату труда были предусмотрены в смете доходов и расходов (форма N 4) и утверждены распределителем бюджетных средств - объединением "Росинформресурс".
При проверке начисленной амортизации, указанной в декларации по налогу на прибыль по строке 040, налоговым органом установлено завышение ФГУ "Орловский ЦНТИ" расходов в 2005 году на 47 301 рубль ввиду того, что организация не приобретала за счет средств от предпринимательской деятельности основные средства, используемые в этой деятельности.
Учреждение представило регистр налогового учета по амортизации основных средств за 2005 год, а также документы, подтверждающие факт приобретения и оплаты данных средств за счет денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности. Данный факт подтверждается имеющимися в деле выписками УФК по Орловской области лицевого счета ФГУ "Орловский ЦНТИ", где отражено, что данный счет используется по предпринимательской деятельности учреждения. Также в деле имеется письмо УФК по Орловской области об изменении номера лицевого счета по предпринимательской деятельности.
Таким образом, все основные средства, в отношении которых была начислена амортизация, приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, использовались в данной деятельности, а следовательно, могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в части амортизационных отчислений.
При проверке прочих расходов, указанных в декларации по налогу на прибыль за 2004 год по строке 060 установлено завышение этих расходов на 6 356 рублей ввиду того, что расходы по оплате коммунальных услуг были включены в полном размере, без учета удельного веса доходов от предпринимательской деятельности к общему доходу (включая доход по деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и целевое финансирование).
Данный вывод налогового органа опровергается регистрами налогового учета, из которых следует, что учреждение вело раздельный налоговый учет операций по предпринимательской деятельности в отношении прочих расходов. Суммы прочих расходов, отраженные в данных регистрах, полностью соответствуют иным, содержащимся в соответствующих строках налоговых декларации по налогу на прибыль за 2004 год.
Кроме того, налоговым органом необоснованно включены в состав прочих расходов оплата коммунальных услуг, так как согласно статье 264 НК РФ указанные расходы не включаются в состав прочих. Аналогичный вывод следует из анализа самой налоговой декларации (строка 060), не предусматривающей оплату коммунальных услуг в соответствующих строках, суммируемых для исчисления общей суммы прочих расходов по строке 060 налоговой декларации.
Как следует из оспариваемого решения, при проверке правильности исчисления внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, установлено, что в налоговых декларациях по налогу на прибыль, представленных учреждением в налоговый орган, данные доходы и расходы не значатся. По данным проверки установлены внереализационные доходы ФГУ "Орловский ЦНТИ" за 2004 год в сумме 896 763 рубля и за 2005 год в сумме 1 321 700 рубля в связи с тем, что учреждением был получен доход от использования имущества, находящего в государственной собственности, в виде арендной платы за сдачу в аренду недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности. Суммы арендной платы зачисляются на лицевой счет ФГУ "Орловский ЦНТИ" в УФК МФ РФ по Орловской области.
На основании письма Минфина РФ от 05.09.2005 года N 42-7.2-02/3.4-250 "Об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство" администратором поступлений в федеральный бюджет по коду 00 1 11 05031 01 0100 120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус" является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое должно осуществлять начисление соответствующих платежей, учитывать их поступление и отражать в бюджетной отчетности.
В соответствии с Положением о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.06.2004 года N 57н (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2004 года N 5946) суммы арендной платы от арендатора поступают на специальные бюджетные счета в органах федерального казначейства и используются для финансирования указанных учреждений согласно доводимых до них соответствующими распорядителями бюджетных средств лимитам дополнительного бюджетного финансирования.
При этом бюджетное учреждение-арендодатель не осуществляет начисление доходов от арендной платы.
Все вышеуказанные нормативные документы регулируют порядок контроля со стороны государства за поступлением средств от сдачи в аренду федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Указанные в настоящей статье доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами.
Лицевой счет средств, полученных в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности, открыт ФГУ "Орловский ЦНТИ" в УФК МФ РФ по Орловской области. Право получения денежных средств по этому счету принадлежит данному предприятию. Сумма поступившей арендной платы подтверждена материалами встречной проверки УФК по Орловской области.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонен довод учреждения о том, что администратором поступлений в федеральный бюджет по коду 0011105031010100120 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус" является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое должно осуществлять начисление соответствующих платежей, учитывать их поступление и отражать в бюджетной отчетности. При этом бюджетное учреждение - арендодатель не осуществляет начисление доходов от арендной платы.
В пункте 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 года N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ" указано, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Из буквального смысла статей 41 и 42 БК РФ следуют предписания об отражении в смете учреждения доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, после уплаты соответствующих налогов и сборов, исчисляемых при наличии объектов налогообложения и оснований, возникающих в результате осуществления указанной деятельности.
Пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ предусмотрен порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, подлежащих осуществлению за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Приведенные положения не позволяют квалифицировать доходы, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения.
Доначисление ФГУ "Орловский ЦНТИ" налога на землю в общей сумме 113 710 рублей, в том числе за 2004 год в сумме 54 796 рублей, за 2005 год в сумме 58 914 рублей, привлечения к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 22 742 рубля, начисления пени за несвоевременную уплату налога в сумме 20 538 рублей 34 копейки является необоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что инспекцией начислен земельный налог за 2004 год на земельный участок площадью 826,3 кв. м, приходящийся на площадь нежилого помещения, переданного в безвозмездное пользование ИФНС России по Заводскому району г. Орла, на земельный участок площадью 1 564,28 кв. м, используемый учреждением для научной, научно-экспериментальной деятельности, за 2005 год на земельные участки общей площадью 1 715,8 кв. м, приходящиеся на площади нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование ИФНС России по Заводскому району г. Орла, УФНС России по Орловской области, на земельный участок площадью 946,38 кв. м, используемый учреждением для научной, научно-экспериментальной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются: научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Как следует из Устава, ФГУ "Орловский ЦНТИ" является научным учреждением, которое осуществляет научную и научно-экспериментальную деятельность. Учреждением представлены тематические планы проведения научных работ, акты об их выполнении, свидетельство о государственной аккредитации ФГУ "Орловский ЦНТИ" в качестве научного учреждения.
Таким образом, учреждение правомерно применило в 2004, 2005 годах льготу по земельному налогу с площадей 1 564,28 кв. м и 946,38 кв. м соответственно, которые учреждение использовало для научных, научно-экспериментальных целей.
Согласно пункту 14 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что учреждение сдавало в безвозмездное пользование УФНС России по Орловской области (в 2005 году), ИФНС России по Заводскому району г. Орла (в 2004, 2005 годах) нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: г. Орел, ул. МОПРа, 24.
Таким образом, учреждение правомерно применило в 2004, 2005 годах льготу по земельному налогу с площадей 826,3 кв. м и 1 715,8 кв. м соответственно, которые учреждение предоставило для обеспечения деятельности налоговых органов.
Указанные обстоятельства подтверждают право учреждения на применение льгот по земельному налогу, предусмотренных пунктами 3, 14 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительными подпункт 1.1 пункта 1 в части привлечения к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 196 862 рубля, подпункта 1.3 пункта 1, подпункта 2.1 "а" пункта 2 в части уплаты налоговых санкций по налогу на прибыль в сумме 219 604 рубля, подпункта 2.1 "б" пункта 2 решения в части уплаты налога на прибыль в сумме 984 309 рублей, налога на землю в сумме 113 710 рублей, подпункта 2.1 "в" пункта 2 решения в части уплаты пени по налогу на прибыль в сумме 126 621 рубль, по налогу на землю в сумме 20 538 рублей 34 копеек решения ИФНС России по Заводскому району г. Орла от 23.08.2006 года N 1266.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не допущено.
В соответствии со статьей 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины. При подаче настоящей апелляционной жалобы учреждение платежным поручением от 20.11.2006 года N 329 уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 рублей. Учитывая результат рассмотрения жалобы, оснований для возврата или взыскания государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 25.10.2006 года по делу N А48-3908/06-2 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного учреждения "Орловский центр научно-технической информации", Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
А.И.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)