Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2014 N Ф09-5710/14 ПО ДЕЛУ N А60-49289/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. N Ф09-5710/14

Дело N А60-49289/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урало-сибирские инвестиции" (ИНН: 6671253579, ОГРН: 1086671002571; далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2014 по делу N А60-49289/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (ИНН: 6623000850; далее - инспекция, налоговый орган) - Оносова Т.А. (доверенность от 09.01.2013 N 07-18/00044).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.06.2013 N 4391/15.
Решением суда от 21.02.2014 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что им при исчислении земельного налога за 2012 г. правомерно применена установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-15081/2013 кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 66:56:0116002:9 и 66:56:0000000:216 в размерах 14 846 952 руб. и 4 856 351 руб., соответственно, поскольку в названном судебном акте содержится указание на установление кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010; применение кадастровой стоимости, установленной решением суда, улучшает положение налогоплательщика, в связи с чем ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету, при этом возврат излишне уплаченного земельного налога осуществляется в порядке, установленном ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Общество в подтверждение доводов кассационной жалобы ссылается на правовую позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письмах от 05.09.2013 N 03-05-02/36450, от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/111, от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89, от 28.08.2012 N 03-05-06-02/59, а также на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11, в котором разъяснено, что в случае определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, сумма излишне уплаченной арендной платы является неосновательным обогащением собственника земельного участка.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г. инспекцией составлен акт от 22.05.2013 N 14609/15 и вынесено решение от 24.06.2013 N 4391/15 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему доначислен земельный налог в сумме 1 968 633 руб., начислены пени в сумме 198 948 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 393 727 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 12.09.2013 N 1176/13 решение инспекции оставлено без изменения.
Общество, полагая, что решение налогового органа от 24.06.2013 N 4391/15 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о неверном применении обществом при исчислении налога за 2012 г. кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:56:0116002:9 и 66:56:0000000:216, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-15081/2013, в размере 14 846 952 руб. и 4 856 351 руб., соответственно.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 г. подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 695-ПП), в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен обществу земельный налог за 2012 г. и начислены соответствующие пени и штраф.
Вывод судов о правомерном применении инспекцией при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 г. кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением N 695-ПП, основан на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2012 г. применялась кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением N 695-ПП.
При исчислении земельного налога за 2012 г. по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:56:0116002:9 и 66:56:0000000:216 налогоплательщик определил налоговую базу в размере кадастровой стоимости данных участков, равной их рыночной стоимости и установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-15081/2013, в размере соответственно 14 846 952 руб. и 4 856 351 руб., исходя при этом из указания в резолютивной части решения суда на то, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 66:56:0116002:9 и 66:56:0000000:216, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-15081/2013, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 г. (до вступления в законную силу решения суда 10.08.2013).
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012 г. в отношении указанных земельных участков до вступления в законную силу решения суда подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 695-ПП, а не установленная решением суда по делу N А60-15081/2013.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа и о неправильном применении обществом при исчислении земельного налога за 2012 г. кадастровой стоимости в размере, установленном судебным актом по делу N А60-15081/2013.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2014 по делу N А60-49289/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урало-сибирские инвестиции" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Урало-сибирские инвестиции" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 22.07.2014 государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Д.В.ЖАВОРОНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)