Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Г.О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 24 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Муезерского района в интересах К. к администрации Муезерского муниципального района о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии незаконными и возврате незаконно удержанной суммы.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
установила:
прокурор Муезерского района в интересах К. обратился в суд с иском к администрации Муезерского муниципального района по тем основаниям, что прокуратурой Муезерского района по поступившему от К. обращению была проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства в деятельности администрации Муезерского района в части удержания налога на доходы физических лиц из доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что К. является пенсионером по старости, до выхода на пенсию он состоял на муниципальной службе. Постановлением Правительства РФ "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности Федеральных государственных служащих" от 11 ноября 1999 г. N 1233 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, согласно которому лица, замещавшие государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, и лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Решением Совета Муезерского муниципального района от 27 мая 2011 г. N 119 утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, установлены дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения муниципальным служащим. В соответствии с п. 2 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, утвержденного Советом Муезерского муниципального района решением от 27 мая 2011 г. N 119, лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, имеют право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Доплата к пенсиям, установленная ушедшим на пенсию муниципальным служащим, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Вместе с тем, в 2010-2012 гг. из доплаты к трудовой пенсии К. удержан налог на доходы физических лиц в сумме <...> руб., что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает пенсионные права К. В связи с чем, прокурор Муезерского района просил признать действия администрации Муезерского муниципального района по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начисляемой и выплачиваемой К. В.П., как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, противоречащими Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Уставу Муезерского муниципального района и обязать администрацию Муезерского муниципального района в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возвратить К. незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц в размере <...> руб.
Решением Муезерского районного суда Республики Карелия от 24 декабря 2013 г. иск прокурора Муезерского муниципального района в интересах К. к администрации Муезерского муниципального района о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии незаконными и возврате незаконно удержанной суммы удовлетворен. Суд признал действия администрации Муезерского муниципального района по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начисляемой и выплачиваемой К., как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, противоречащими Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Уставу Муезерского муниципального района. Обязал администрацию Муезерского муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвратить К. незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц за 2010, 2011, 2012 годы в размере <...> руб.
С решением суда не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе глава Муезерского муниципального района П. просит решение суда отменить, указывает, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), выплачиваемая в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, утвержденным Решением от <...> г. N <...>, лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, в связи с чем, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ, поэтому подлежит обложению налогом.
В возражениях на апелляционную жалобу К. указал, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, полагал решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, просил его оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения,
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Муезерского района Р. указал, что доплата к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не является социальной доплатой к пенсии, устанавливаемой ст. 12 ФЗ "О государственной социальной помощи", на основании требований пунктов 3, 4 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ". Ежемесячная доплата за выслугу лет, назначенная к трудовой пенсии по старости и выплачиваемая лицам, уволенным с должностей муниципальной службы, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. В силу прямого указания федерального законодательства пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, налогообложению не подлежат. В связи с чем, полагал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не состоятельными, а решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Муезерского муниципального района не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела администрация извещена.
Прокурор В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в возражениях на жалобу прокурором Муезерского района. Полагала, что решение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем просила апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Истец К., представители Совета Муезерского муниципального района и Межрайонной налоговой инспекции ФНС России N по Республике Карелия в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснение прокурора В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец К., <...> года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости, до выхода на пенсию по старости он являлся муниципальным служащим. Распоряжением главы администрации Муезерского муниципального района от <...> г. N К. уволен <...> г. с муниципальной службы с должности <...> по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию (л.д. 39).
Распоряжением администрации Муезерского муниципального района от <...> г. N с <...> г. на основании п. 4 ст. 11 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", п. 8 ст. 63 Устава Муниципального образования "Муезерский муниципальный район" К., уволенному со старшей должности муниципальной службы <...>, установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии (стаж его муниципальной службы составлял <...> лет <...> месяцев <...> дней).
При проверке заявления К. прокуратурой Муезерского района установлено, что в 2010, 2011, 2012 годах ответчиком истцу ежемесячно начислялась и производилась доплата к трудовой пенсии по старости с удержанием налога на доходы физических лиц, всего за указанный период удержан налог на доходы физических лиц в сумме <...> руб.
Отказывая истцу в удовлетворении заявления о возврате излишне удержанного налога за 2010, 2011, 2012 годы в сумме <...> руб., администрация Муезерского муниципального района письмом от <...> г. указала, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии выплачиваемая лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ, в связи с чем, подлежит обложению налогом.
Вместе с тем, согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 23 и ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе дополнительные гарантии муниципальным служащим и размер государственной пенсии муниципального служащего осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
В соответствии с п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. N 1190-О-О пенсионное обеспечение, предусматривающее распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, установленных ст. 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим, за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципального служащего, которая выплачивается за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет, поэтому не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выплачиваемая за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, в связи с чем действия по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты за выслугу лет муниципальным служащим к трудовой пенсии по старости, нельзя признать правомерными, поскольку противоречат ст. 39 Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону "О муниципальной службе", Уставу Муезерского муниципального района.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований и обязании администрации Муезерского муниципального возвратить К. незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц за 2010, 2011, 2012 годы в размере <...> руб. является законным и обоснованным, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям ст. ст. 198, 56 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем, они не могут являться основанием для отмены решения суда.
Поскольку оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено, то апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 24 декабря 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 28.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-829/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. по делу N 33-829/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Душнюк Н.В.
при секретаре Г.О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 24 декабря 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Муезерского района в интересах К. к администрации Муезерского муниципального района о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии незаконными и возврате незаконно удержанной суммы.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
установила:
прокурор Муезерского района в интересах К. обратился в суд с иском к администрации Муезерского муниципального района по тем основаниям, что прокуратурой Муезерского района по поступившему от К. обращению была проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства в деятельности администрации Муезерского района в части удержания налога на доходы физических лиц из доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что К. является пенсионером по старости, до выхода на пенсию он состоял на муниципальной службе. Постановлением Правительства РФ "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности Федеральных государственных служащих" от 11 ноября 1999 г. N 1233 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, согласно которому лица, замещавшие государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, и лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Решением Совета Муезерского муниципального района от 27 мая 2011 г. N 119 утверждено Положение о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, установлены дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения муниципальным служащим. В соответствии с п. 2 Положения о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, утвержденного Советом Муезерского муниципального района решением от 27 мая 2011 г. N 119, лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, имеют право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. Доплата к пенсиям, установленная ушедшим на пенсию муниципальным служащим, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Вместе с тем, в 2010-2012 гг. из доплаты к трудовой пенсии К. удержан налог на доходы физических лиц в сумме <...> руб., что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает пенсионные права К. В связи с чем, прокурор Муезерского района просил признать действия администрации Муезерского муниципального района по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начисляемой и выплачиваемой К. В.П., как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, противоречащими Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Уставу Муезерского муниципального района и обязать администрацию Муезерского муниципального района в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу возвратить К. незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц в размере <...> руб.
Решением Муезерского районного суда Республики Карелия от 24 декабря 2013 г. иск прокурора Муезерского муниципального района в интересах К. к администрации Муезерского муниципального района о признании действий по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии незаконными и возврате незаконно удержанной суммы удовлетворен. Суд признал действия администрации Муезерского муниципального района по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начисляемой и выплачиваемой К., как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, противоречащими Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Уставу Муезерского муниципального района. Обязал администрацию Муезерского муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвратить К. незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц за 2010, 2011, 2012 годы в размере <...> руб.
С решением суда не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе глава Муезерского муниципального района П. просит решение суда отменить, указывает, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), выплачиваемая в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, утвержденным Решением от <...> г. N <...>, лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, в связи с чем, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ, поэтому подлежит обложению налогом.
В возражениях на апелляционную жалобу К. указал, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, полагал решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, просил его оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения,
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Муезерского района Р. указал, что доплата к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не является социальной доплатой к пенсии, устанавливаемой ст. 12 ФЗ "О государственной социальной помощи", на основании требований пунктов 3, 4 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ". Ежемесячная доплата за выслугу лет, назначенная к трудовой пенсии по старости и выплачиваемая лицам, уволенным с должностей муниципальной службы, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. В силу прямого указания федерального законодательства пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, налогообложению не подлежат. В связи с чем, полагал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не состоятельными, а решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Муезерского муниципального района не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела администрация извещена.
Прокурор В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в возражениях на жалобу прокурором Муезерского района. Полагала, что решение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем просила апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Истец К., представители Совета Муезерского муниципального района и Межрайонной налоговой инспекции ФНС России N по Республике Карелия в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснение прокурора В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец К., <...> года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости, до выхода на пенсию по старости он являлся муниципальным служащим. Распоряжением главы администрации Муезерского муниципального района от <...> г. N К. уволен <...> г. с муниципальной службы с должности <...> по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию (л.д. 39).
Распоряжением администрации Муезерского муниципального района от <...> г. N с <...> г. на основании п. 4 ст. 11 Закона Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия", п. 8 ст. 63 Устава Муниципального образования "Муезерский муниципальный район" К., уволенному со старшей должности муниципальной службы <...>, установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии (стаж его муниципальной службы составлял <...> лет <...> месяцев <...> дней).
При проверке заявления К. прокуратурой Муезерского района установлено, что в 2010, 2011, 2012 годах ответчиком истцу ежемесячно начислялась и производилась доплата к трудовой пенсии по старости с удержанием налога на доходы физических лиц, всего за указанный период удержан налог на доходы физических лиц в сумме <...> руб.
Отказывая истцу в удовлетворении заявления о возврате излишне удержанного налога за 2010, 2011, 2012 годы в сумме <...> руб., администрация Муезерского муниципального района письмом от <...> г. указала, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии выплачиваемая лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе в органах местного самоуправления Муезерского муниципального района, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ, в связи с чем, подлежит обложению налогом.
Вместе с тем, согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 23 и ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе дополнительные гарантии муниципальным служащим и размер государственной пенсии муниципального служащего осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
В соответствии с п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. N 1190-О-О пенсионное обеспечение, предусматривающее распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, установленных ст. 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим, за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципального служащего, которая выплачивается за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет, поэтому не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, выплачиваемая за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, в связи с чем действия по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты за выслугу лет муниципальным служащим к трудовой пенсии по старости, нельзя признать правомерными, поскольку противоречат ст. 39 Конституции Российской Федерации, Налоговому кодексу РФ, Федеральному закону "О муниципальной службе", Уставу Муезерского муниципального района.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований и обязании администрации Муезерского муниципального возвратить К. незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц за 2010, 2011, 2012 годы в размере <...> руб. является законным и обоснованным, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям ст. ст. 198, 56 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем, они не могут являться основанием для отмены решения суда.
Поскольку оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено, то апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 24 декабря 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)