Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18475/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2014 г. по делу N А65-18475/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Романова А.А., доверенность от 04.03.2013 б/н,
ответчика - Хабибрахмановой Ф.Р., доверенность от 17.02.2014 N 2.4-16/001750,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.11.2013 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-18475/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Татобувьторг" (ОГРН 1021603467786, ИНН 1653006377) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 20.06.2013 N 6703, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

открытое акционерное общество "Татобувьторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 20.06.2013 N 6703 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 решение суда первой инстанции отменено, заявление общества удовлетворено частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления 642 701 рублей земельного налога за 2012 год, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 24.05.2013 N 6082 и принято решение от 20.06.2013 N 6703, которым обществу предложено уплатить 1 542 483 рубля земельного налога и 250 031 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2012 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102), которая составляет 319 706 080 рублей.
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования общество сослалось на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка. Общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-34867/2011 установлена иная кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:080123:6, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Техническая. Как отмечает заявитель, иная кадастровая стоимость в размере 66 840 000 рублей определена судом на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, а именно на 01.01.2011. Следовательно, исходя из названного решения суда, при исчислении земельного налога за 2012 год подлежит применению данная кадастровая стоимость.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что в целях исчисления земельного налога измененная кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с начала налогового периода, в котором соответствующий судебный акт вступил в законную силу, то есть с 01.01.2012.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление общества частично, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 по делу N А65-34867/2011 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:080123:6 в размере 66 840 000 рублей. Решение суда исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с названным решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.05.2012 внесена в кадастр 03.08.2012. Следовательно, кадастровая стоимость (66 840 000 рублей) спорного земельного участка подлежит применению при расчете земельного налога за 2012 год только с 03.08.2012 - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Согласно представленным налогоплательщиком и налоговым органом расчетам земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), признанных судом апелляционной инстанции верным, сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по названному земельному участку составляет 1 307 506 рублей. Инспекцией начислен земельный налог в сумме 1 950 207 рублей. Поэтому доначисление налоговым органом земельного налога в размере 642 701 рублей по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:080123:6 судом апелляционной инстанции обоснованно признано неправомерным.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 по делу N А65-18475/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)