Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2011 N 05АП-4629/2011 ПО ДЕЛУ N А51-2101/2010

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2011 г. N 05АП-4629/2011

Дело N А51-2101/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 25 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко
судей Л.Ю. Ротко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Госпаревич
при участии:
- от уполномоченного органа - Сторожилова Г.Г. (дов. от 04.07.2011 N 12-45-1915);
- иные лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 9 по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-4629/2011
на определение от 15.06.2011
судьи О.В. Васенко
по делу N А51-2101/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Управляющая компания "Наш дом" (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Суханова, 38, ОГРН 1052502180422, ИНН 2511024975)
о признании несостоятельным (банкротом), требования уполномоченного органа

установил:

ОАО "Управляющая компания "Наш дом" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением от 31.03.2010 в отношении ОАО "Управляющая компания "Наш дом" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Ситова Анна Николаевна. Объявление о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете "КоммерсантЪ" 17.04.2010.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2010 ОАО "Управляющая компания "Наш дом" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Ситова А.Н.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю 13.05.2011 обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника 33 704 776 руб. 98 коп., в том числе: 30 162 451 руб. 63 коп. основной задолженности, 2 735 396 руб. 35 коп. пеней, 807 029 руб. штрафов, 2 893 102 руб. 78 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, из которых: 2 846 776 руб. основной задолженности, 43 278 руб. 38 коп. пеней, 3 048 руб. 40 коп. штрафов.
Определением от 25.06.2010 требования уполномоченного органа в размере 2 846 776 руб. основной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 43 278 руб. 38 коп. пеней за их несвоевременную уплату и 3 048 руб. 40 коп. штрафов признаны судом обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Управляющая компания "Наш дом"; в остальной части рассмотрение обоснованности требований уполномоченного органа отложено.
Определением от 03.11.2010 производство по требованиям Федеральной налоговой службы в размере 18 057 839 руб. основной задолженности по уплате налогов, 241 065 руб. пеней и 556 405 руб. штрафов приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А51-14112/2010.
Вступившим в законную силу решением от 21.01.2011 по делу N А51-14112/2010 в удовлетворении требований ОАО "Управляющая компания "Наш дом" о признании частично недействительным Решения МИФНС России N 9 по Приморскому краю N 19/070 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.12.2009 отказано.
Определением суда от 25.04.2011 производство по требованиям Федеральной налоговой службы в размере 18 057 839 руб. основной задолженности по уплате налогов, 241 065 руб. пеней и 556 405 руб. штрафов возобновлено.
От Федеральной налоговой службы через канцелярию суда поступило уточнение заявленных требований, в котором кредитор просит включить в реестр требований кредиторов задолженность в размере 19 925 610 руб. 30 коп., в том числе 19 054 312 руб. 30 коп. основного долга, 303 826 руб. пеней и 567 472 руб. штрафов.
Уточнения размера требований приняты судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 15.06.2011 признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Управляющая компания "Наш дом" в размере 19 054 312 руб. 30 коп. основной задолженности, 257 927 руб. пени, 567 472 руб. штрафных санкций. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с определением суда, уполномоченный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Управляющая компания "Наш дом" пени по НДФЛ в размере 45 899 руб. По мнению заявителя жалобы, пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" не применяется в отношении пеней и штрафов, начисленных по налогам, в отношении которых должник выступает налоговым агентом.
Конкурсный управляющий ОАО "Управляющая компания "Наш Дом" Ситова А.Н. в отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное определение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От конкурсного управляющего ОАО "Управляющая компания "Наш Дом" Ситовой А.Н. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие. Представитель уполномоченного органа по заявленному ходатайству не возражал. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие сторон.
Определение проверяется в порядке статей 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что определение в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно правилам статьи 71, пункту 1 статьи 100, пункту 2 статьи 129, пункту 4 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в ходе процедуры банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику, обоснованность которых и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов арбитражный суд проверяет в соответствии с пунктом 5 статьи 100 и пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве даже при отсутствии возражений относительно заявленных требований. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, должник является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы данного налога возложена на российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянных представителей иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
В силу пунктов 1 и 7 статьи 75 Налогового кодекса российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Указанные правила распространяются также на налоговых агентов.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 10 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.
Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В этой связи следует учитывать правовую позицию, сформулированную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктом 2 и 3 первой части статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", о том, что пеня за неуплату налога неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика и по своему существу не выходит за рамки налогового обязательства как такового.
Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренное статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьями 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также пени, осуществляемое в том числе органами налоговой полиции, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Иного рода меры, предусмотренные данными статьями, а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика. При наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу статей 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3 статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Соответственно, пени за неперечисление НДФЛ, как и сам налог, должны взыскиваться с организации - налогового агента в порядке, установленном в законодательстве о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедур банкротства. Задолженность по пеням не подлежит включению в реестр требований кредиторов.
В силу пунктов 1, 2, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Исходя из вышесказанного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что сумма пеней по НДФЛ, независимо от момента возникновения задолженности, не подлежит включению в реестр требований кредиторов должника и взыскивается в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, вне зависимости от введения процедуры банкротства.
Доводы уполномоченного органа, изложенные в апелляционной жалобе, отклонены апелляционным судом как не основанные на нормах права.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Приморского края от 15.06.2011 по делу N А51-2101/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.

Председательствующий
С.В.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Л.Ю.РОТКО
И.С.ЧИЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)