Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.10.2014 N Ф09-5708/14 ПО ДЕЛУ N А60-42252/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. N Ф09-5708/14

Дело N А60-42252/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Гусева О.Г., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального автономного учреждения "Свердловский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2014 по делу N А60-42252/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - управление) - Валиев В.В. (доверенность от 09.01.2014 N 09-22/09);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Гордиенко Е.И. (доверенность от 09.01.2013 N 07-18/00043).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решений инспекции от 28.06.2013 N 14/4548 и управления от 16.08.2013 N 986/13.
Решением суда от 26.02.2014 (судья Дегонская Н.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, признать объектом налогообложения по земельному налогу с 01.01.2010 по настоящее время рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:08:0805016:4, общей площадью 13 700 кв. м, расположенного по адресу Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Розы Люксембург, 2, в размере 18 412 800 руб., ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Инспекция в представленном отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, учреждение является пользователем земельного участка с кадастровым номером 66:08:0805016:4.
Заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Налоговым органом проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации, составлен соответствующий акт N 14/14101 от 07.05.2013 и 28.06.2013 вынесено решение N 14/4548, которым учреждению доначислен земельный налог за 2012 год в размере 80 452 руб., пени в размере 3252 руб. 27 коп.
Решением УФНС России по Свердловской области от 16.08.2013 N 968/13 решение налогового органа от 28.06.2013 N 14/4548 оставлено без изменений, что послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения в 2012 году применялась кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой - оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", в том числе земельных участков, принадлежащих заявителю.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2012 по делу N А60-27946/2012, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:08:0805016:4, общей площадью 13 700 кв. м, расположенного по адресу Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Розы Люксембург, 2, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 18 412 800 руб.
В соответствии с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к обоснованному выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:08:0805016:4, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2012 по делу N А60-27946/2012, подлежит применению с момента вступления решения суда в законную силу, а именно - с 12.11.2012.
Учитывая изложенное, суды признали правомерным доначисление инспекцией учреждению земельного налога за 2012 год и соответствующих пеней до 12.11.2012 исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 695-ПП, а с 12.11.2012 - исходя из стоимости земельного участка, признанной равной рыночной по решению Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-27946/2012.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и установленных ими фактов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2014 по делу N А60-42252/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального автономного учреждения "Свердловский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному автономному учреждению "Свердловский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 13.08.2014.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.ЛИМОНОВ

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Г.В.АННЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)