Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 N 17АП-2534/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-14294/2013

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. N 17АП-2534/2014-АК

Дело N А50-14294/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черпаковой К.С.
при участии:
от заявителя Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 5903017727, ОГРН 1045900358338) - Разгуляева Е.А., выписка из ЕГРЮЛ
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми - не явился, извещен
от третьих лиц: 1) ОАО "Российские железные дороги" - Белкина О.В., доверенность от 12.08.2012 2) Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю - Евсеева Е.Р., доверенность от 27.12.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 января 2014 года
по делу N А50-14294/2013, принятое судьей Трефиловой Е.М.
по заявлению Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми
третьи лица: 1) ОАО "Российские железные дороги"; 2) Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю
о признании недействительным решения в части

установил:

НДОУ "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, учреждение) с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 09.07.2013 N 49 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части, касающейся начисления недоимки в сумме 855 775,52 руб., пени в сумме 162 907,62 руб., штрафа по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в сумме 171 155,10 руб., штрафа по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление неполных и (или) недостоверных сведений в сумме 278 126,95 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 января 2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение Управления от 09.07.2013 N 49 в части взыскания штрафа по статье 47 Закона N 212-ФЗ, превышающего сумму 17 115 руб. 51 коп.; в части взыскания штрафа по статье 17 Закона N 27-ФЗ, превышающего сумму 27 812 руб. 69 коп.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований.
Заявитель жалобы указывает на соблюдение учреждением условий ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству.
Иные участники арбитражного процесса отзывов не представили.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании руководитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель Отделения - доводы отзыва, представитель ОАО "Российские железные дороги" указал на обоснованность доводов жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, НДОУ "Детский сад N 139 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми с присвоением регистрационного номера 069-002-025683.
Управлением в отношении учреждения проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 и документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по итогам которой составлен акт от 04.06.2013 N 069/002/38-2013 (т. 1 л.д. 33-52).
В ходе проверки Управлением выявлен факт занижения учреждением в 2011 году базы для начисления страховых взносов на сумму 897 188,50 руб. ввиду необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат, произведенных из полученных доходов от платных услуг и внереализационных доходов.
Также Управлением установлено, что в связи с неверным определением базы для начисления страховых взносов и неверным применением пониженного тарифа страховых взносов данные бухгалтерского учета в реальности не являются достоверными, что, соответственно, повлекло за собой представление недостоверных индивидуальных сведений за 2010-2012 годы в отношении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Управлением принято решение от 09.07.2013 N 49 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 897 188,50 руб., учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 179 437,70 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов предложено произвести уплату начисленных пени в сумме 897 188,50 руб., также учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных индивидуальных сведений, в виде штрафа в размере 278 126,95 руб. (т. 1 л.д. 12-24).
Не согласившись с решением Управления в части, касающейся начисления недоимки в сумме 855 775,52 руб., пени в сумме 162 907,62 руб., штрафа по п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в размере 171 155,10 руб., штрафа по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в размере 278 126,95 руб., учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что оспариваемое решение вынесено в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с установленным Законом N 212-ФЗ порядком.
В части штрафных санкций судом первой инстанции применены положения ст. 44 Закона N 212-ФЗ и санкции снижены в связи со смягчающими обстоятельствами.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения явившихся лиц, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
При этом согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2011 г. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, применялся тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в льготном размере.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
В указанном перечне в числе прочих видов деятельности значится образование.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется по ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 названной статьи тарифы страховых взносов.
В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Пенсионным фондом в ходе проведенной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за 2011 г., выявлено невыполнение страхователем условий, указанных в ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ - необоснованное применение страхователем пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страхователь является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой - негосударственное дошкольное образовательное учреждение, и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
Суд первой инстанции, проверив правильность заполнения раздела 4.4 расчетной ведомости за 2011 г. по форме РСВ-1 ПФР, с учетом представленных в материалы дела данных бухгалтерского учета учреждения, книги учета доходов и расходов за 2011 год, расчета начисленных сумм страховых взносов за 2011 года, доходов учреждения, определенных по ст. 346.15 НК РФ, установил, что льготный тариф применен учреждением в отношении всех выплат, произведенных в пользу физических лиц.
В то время как диспозиция ст. 58 Закона N 212-ФЗ корреспондируется с диспозицией ст. 346.15 НК РФ, из чего следует, что льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Закона N 212-ФЗ, применялся в 2011 г. только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
Между тем, согласно уточненной налоговой декларации по УСН за 2011 г. книги учета доходов и расходов за 2011 год, отчетности по форме РСВ-1 ПФР за 2011 год сумма налогооблагаемых доходов учреждения составила 6 345 878 руб., сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (сотрудников учреждения), в отношении которых учреждением применен пониженный тариф страховых взносов, составила 11 555 708 руб.
Соответственно, сумма, отражающая фонд оплаты труда учреждения за расчетный период 2011 год, вместе с суммой исчисленных и уплаченных страховых взносов составляет величину, в несколько раз превышающую сумму налогооблагаемых доходов учреждения.
Иного учреждением в рамках рассматриваемого дела не доказано.
Таким образом, учитывая, что основным видом деятельности заявителя является осуществление образовательной деятельности, указанный основной вид деятельности учреждения не отвечает условиям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, поскольку не подлежит налогообложению, вследствие чего, учреждение не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене, жалоба учреждения - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 января 2014 года по делу N А50-14294/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА

Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)