Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф06-19591/2013 ПО ДЕЛУ N А55-8353/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N Ф06-19591/2013

Дело N А55-8353/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Воеводина В.П. по доверенности от 26.09.2014,
ответчика - Касаевой Н.В. по доверенности от 23.09.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2014 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-8353/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс", с. Шигоны Самарской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, г. Сызрань Самарской области, о признании незаконными действий, решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шигоныагротранс" (далее - общество, заявитель, ООО "Шигоныагротранс") с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области) о признании незаконными действия по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084, так как за базу была принята не действующая для налогообложения кадастровая стоимость в размере 32 549 833 руб. 99 коп., а также признать недействительным решение от 29.12.2011 N 12 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового нарушения, в части доплаты по земельному налогу штрафам и пеням по нему за 2009 год, в размере 602 396 руб. 53 коп., обязать инспекцию произвести перерасчет земельного налога за 2009 год, отозвать незаконно предъявленные к обществу требования по налогу на землю, штрафам и пеням по нему за 2009 год в сумме 602 396 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014, заявленные обществом требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия налогового органа по расчету земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:0084 на основании недействующей для целей налогообложения кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп., и признал не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) решение от 29.12.2011 N 12-60 в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 82 594 руб., предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб., и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области не согласилась с вышеуказанными судебными актами в части удовлетворения заявленных требований и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии со ст. 388 НК РФ заявитель является плательщиком земельного налога, так как имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 63:37:1603031:84, расположенный по адресу: с. Шигоны, ул. Кооперативная, 2 "Г" - 2, площадью 19 123,90 кв. м.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - постановление) опубликованном в газетах "Волжская коммуна" N 1 (26423) от 11.12.2008 - N 8 (26444) от 20.12.2008, была утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084 в размере 32 549 833 руб. 99 коп. (пункт 6310 раздела "Муниципальный район Шигонский" приложения N 1 к постановлению).
Приняв за базу для расчета земельного налога за 2009 год, указанную кадастровую стоимость, налоговый орган на основании акта выездной налоговой проверки N 12-10 от 05.12.2011 установил расхождения в кадастровой стоимости земельного участка между сведениями, имеющимися у налогового органа, предоставленными регистрирующими органами (32 549 833,99 руб.) и кадастровой стоимостью земельного участка, указанного обществом в декларации по земельному налогу за 2009 год (5 378 023,10 руб.).
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 29.12.2011 N 12-60, на основании которого общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 4 074 руб. за неполную уплату налога на прибыль, в виде штрафа в сумме 82 594 руб. за неполную уплату земельного налога, пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 3 000 руб. за непредставление в установленный срок документов, а также заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в сумме 412 970 руб. и пени по земельному налогу в сумме 77 055,56 руб., которое решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 07.03.2012 N 03-15/05931 оставлены без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Считая решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению, при этом правомерно исходили из следующего.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Согласно пункту 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земельных участков по оценке, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на письмо ФГУ "Земельная кадастровая палата" N 5999 от 04.04.2011, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего обществу по адресу: Шигонский район, с. Шигоны, ул. Кооперативная, 2 "Г"-2 N 63:37:1603031:0084 по состоянию на 01.01.2009 составляет 32 549 833,99 руб.
Как установлено судами данное письмо содержало не только указание на размер кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009, но и прямую ссылку на нормативный правовой акт, установивший данный размер - приложение N 1 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Исходя из правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-п "по проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" суды предыдущих инстанций правомерно указали, что при применении в ходе налоговой проверки нормативного правового акта, устанавливающего размер кадастровой стоимости земельного участка общества по состоянию на 01.01.2009 инспекция обязана была руководствоваться положениями пункта 1 статьи 5 НК РФ, которой установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", которым установлена кадастровая стоимость земельных участков в муниципальном районе Шигонский, было опубликовано 20.12.2008 (Волжская коммуна N 8 (26444), 20.12.2008).
В соответствии с пунктом 3 постановления данный документ вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, однако оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
В рассматриваемом случае для целей налогообложения постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 начинает действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ после 20.01.2009 и как база при расчете земельного налога может быть использовано в расчетах только за 2010 год.
При расчете налога на землю за 2009 год налоговой базой являлась действующая на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603031:84 в размере 359 338 руб., определенная на основании постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
Таким образом, как верно определено судами при расчете земельного налога за 2009 год земельного участка с кадастровым номером 63:37:1603 031:0084 у налогового органа отсутствовали основания для применения для целей налогообложения постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части кадастровой стоимости в размере 32 549 833 руб. 99 коп.
Принимая во внимание вышеизложенное суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о признании решения Инспекции от 28.02.2013 N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб. не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя и отказе в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы ответчика не опровергают сделанных судами предыдущих инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А55-8353/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)