Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.08.2015 N Ф06-26111/2015 ПО ДЕЛУ N А65-29216/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа, об обязании принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф и пени, указав, что налогоплательщик при расчете земельного налога применил ненадлежащую кадастровую стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. N Ф06-26111/2015

Дело N А65-29216/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-29216/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Татарское акционерное производственное объединение" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 22.10.2014 N 28814, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

закрытое акционерное общество "Татарское акционерное производственное объединение" (далее - ЗАО "ТАКПО", общество) обратилось в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ, инспекция, налоговый орган) с заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать недействительным решение инспекции от 22.10.2014 N 28814 и обязать ее принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная ИФНС России N 16 по РТ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.02.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.04.2015 отменить.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ЗАО "ТАКПО" является собственником земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами 16:45:010119:0512, 16:45:050107:605, 16:45:050107:607, 16:45:050107:609, 16:45:050107:610, 16:45:050107:611, 16:45:050107:612, 16:45:050107:613, 16:45:050107:614, 16:45:040102:0010, 16:45:010113:049 и является плательщиком земельного налога по вышеуказанным земельным участкам.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества ЗАО "ТАКПО" на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по итогам которой вынесено решение налогового органа от 22.10.2014 N 28814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено уплатить штраф в размере 70 970 руб. и недоимку в размере 354 850 руб. и пени в сумме 86 774 руб. 98 коп.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление), с заключением которого обжалуемое решение от 22.10 2014 N 28814 оставлено без изменения.
Считая, что решение налогового органа нарушает права и интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, ЗАО "ТАКПО" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общество не согласно с оспариваемым решением налогового органа в связи с доначислением земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 354 850 руб., а также соответствующих пеней в размере 86 774 руб. 98 коп., штрафа в сумме 70 970 руб., поскольку ответчиком при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее постановление N 1102), пунктом 1 указанного Постановления которого утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. В связи с чем, в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2011 год на основании кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены Постановлением N 1102.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
В соответствии со статьей 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного, этот порядок применим и к порядку вступления в силу Постановления N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Таким образом, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012.
При указанных обстоятельствах сумма земельного налога по вышеперечисленным земельным участкам, подлежащая уплате в бюджет за 2011 год, составляет 855 512 руб., а не 1 210 362 руб., как указал в решении N 28814 ответчик.
В данном случае, произошло необоснованное доначисление обществу земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением N 1102.
За 2011 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
На основании изложенного, требования ЗАО "ТАКПО" были обоснованно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций.
С позиции изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А65-29216/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)