Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" Диановой С.И. по доверенности от 25.02.2014, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Непиющей А.Г. по доверенности от 27.11.2012 N 136, Востриковой И.М. по доверенности от 17.04.2014 N 228,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2014 года по делу N А52-744/2014 (судья Радионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" (ИНН 6027073871; ОГРН 1026000969653; место нахождения: 180004, город Псков, проспект Октябрьский, дом 54; далее - ООО "Уно-трейд-инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (ИНН 6027022228; ОГРН 1046000330683; место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2а; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.12.2013 N 14-05/1212 в части взыскания земельного налога за 2012 год в размере 2 251 616 руб., пеней в сумме 282 823 руб. 39 коп. и штрафа в сумме 225 161 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2014 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "Уно-трейд-инвест" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на недостаточное изучение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное толкование законодательства. Указывает на то, что при оценке в 2010 году земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44, из которого образованы спорные земельные участки, была допущена техническая ошибка, выразившаяся в отнесении названного земельного участка к 7 группе разрешенного использования вместо 8 группы и за три дня до даты государственной кадастровой оценки земли эта ошибка была исправлена, после чего с 29.12.2009 данный участок относился к виду разрешенного использования "земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения". Однако орган кадастрового учета в течение более 1,5 лет руководствовался при расчете кадастровой стоимости участка приложением 2 к постановлению администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" (далее - постановление N 477), которое в отношении земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44 содержало техническую ошибку в части отнесения его к 7 группе разрешенного использования, а не приложением 1 к данному постановлению. Полагает, что при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60 органом кадастрового учета допущена кадастровая ошибка в результате информационного взаимодействия в части, касающейся сведений об удельном показателе кадастровой стоимости этих участков. Считает, что инициировать перерасчет кадастровой стоимости в результате изменения удельного показателя кадастровой стоимости спорных участков с 729 руб. 43 коп. на 3308 руб. 60 коп. за 1 кв. м не представляется возможным до нового определения кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнительно пояснил, что общество было лишено возможности самостоятельно исчислить кадастровую стоимость спорных земельных участков, поскольку в постановлении N 477, утвердившем результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области, по месту нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60 указан земельный участок с кадастровым номером 60:27:0080102:44.
Инспекция в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой ответчиком части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты различных налогов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.11.2013 N 14-05/973 и вынесено решение от 18.12.2013 N 14-05-1/1212 о привлечении общества к ответственности с учетом смягчающих обстоятельств по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 225 335 руб. 80 коп., в том числе за неуплату земельного налога - 225 161 руб. 60 коп., за неуплату единого налога по упрощенной системе налогообложения - 174 руб. 20 коп.
Кроме того, в указанном решении обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 2 251 616 руб. и пени по указанному налогу в сумме 282 823 руб. 39 коп., недоимку по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в сумме 1742 руб. и пени по указанному налогу в размере 98 руб. 68 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 24.02.2014 N 2.5-07/1401 решение инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу с момента его утверждения.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его частично недействительным.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в 2012 году за обществом было зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60.
Право собственности ООО "Уно-трейд-инвест" на эти земельные участки зарегистрировано 13.01.2011, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Названные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44 и внесены в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, что подтверждается ответом филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
В представленной обществом в инспекцию 30.01.2013 декларация по земельному налогу за 2012 год отражена кадастровая стоимость, а также налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:59 в размере 32 228 406 руб., по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:60 - в размере 46 376 646 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 1 179 076 руб.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной в инспекцию 31.01.2013, обществом указана кадастровая стоимость, а также налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:59 в размере 9 402 584 руб., по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:60 - в размере 2 982 958 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 185 783 руб.
Во второй уточненной декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной обществом в инспекцию 04.12.2013, отражена кадастровая стоимость, а также налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:59 в размере 32 228 406 руб., по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:60 - в размере 10 224 420 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 636 792 руб.
Также обществом 07.02.2014 и 21.04.2014 представлены в налоговый орган еще две уточненные декларации по земельному налогу за указанный период, не затрагивающие кадастровой стоимости спорных земельных участков и суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет.
В ходе проверки ответчиком в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" запрошены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков и установлено, что с 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:59 составляет 146 183 873 руб. 80 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:60 составляет 46 376 646 руб. 20 коп.
Исчислив земельный налог по ставке 1,5% из указанной кадастровой стоимости, налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом занижен земельный налог за 2012 год в отношении указанных участков.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за использование земли - земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Данный подход, основанный на положениях статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сформулирован в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 393 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), предусмотрено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации данного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области утверждены постановлением N 477, которое в соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения подлежит применению с 01.01.2012.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается тот факт, что постановление N 477 опубликовано в газете "Псковская Правда" (без приложений) в установленном порядке 31.11.2011, вместе с приложениями постановление размещено в сети Интернет на портале государственных органов Псковской области, ссылка на опубликование приложений 1 и 2 к постановлению N 477 на данном сайте дана в тексте публикации.
С учетом разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Уно-трейд-инвест", являясь в 2012 году собственником спорных земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60, обязано было самостоятельно определить налоговую базу в целях исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных администрацией Псковской области.
При этом суд правомерно отклонил доводы общества о том, что заявитель был лишен возможности самостоятельно исчислить кадастровую стоимость спорных земельных участков, поскольку в постановлении N 477 указан земельный участок с кадастровым номером 60:27:0080102:44, а фактически за обществом в спорный налоговый период числились на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60.
Как установлено налоговым органом в ходе проверки, а также вступившим в силу решением Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-461/2014, земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, площадью и 60:27:0080102:60, площадью, соответственно, 44 183 кв. м и 14 017 кв. м, образованы путем деления земельного участка с кадастровым номером 60:27:010208:44, площадью 58 200 кв. м, расположенного по адресу: город Псков, улица Кузбасской дивизии.
Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах настоящего дела кадастровыми выписками в отношении этих земельных участков.
Согласно постановлению N 477 кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером 60:27:010208:44 рассчитана с применением удельного показателя 3308 руб. 80 коп. за 1 кв. м, соответствующем виду разрешенного использования 7 группы, и составляла 192 560 520 руб., расчет которой произведен исходя из общей площади этого участка - 58 200 кв. м (44 183 кв. м + 14 017 кв. м).
Как верно отмечено судом первой инстанции определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков осуществляется органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
Согласно пункту 2.1.17 названных Методических указаний, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В силу пункта 2.4 Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В данном случае доказательств утверждения нормативным правовым актом органа местного самоуправления кадастровой стоимости каждого спорного земельного участка в материалах дела не имеется.
Следовательно, при разделе первоначального земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации, соответствующих сведений как ошибочных, а также указание на то, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об изменении в установленном порядке вида разрешенного использования занимаемых им в 2012 году земельных участков, а также их удельного показателя кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-461/2014 отказано в удовлетворении требований общества к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании кадастровой ошибкой, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, сведений, выражающихся в том, что земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60 отнесены к группе 7 вместо группы 8 и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исправления кадастровой ошибки по состоянию на 29.11.2011 и начало налогового периода с 01.01.2012.
В данном решении суда указано, что при внесении ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений об удельном показателе стоимости вновь образованных земельных участках с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, 60:27:0080102:60, учтены прежние данные о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44. При этом нарушений порядка внесения таких сведений суд не установил, и указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровой ошибки не допущено, а внесенные сведения соответствовали исходным данным, на основании которых они внесены в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" не создали новых сведений о спорных объектах недвижимости, а были направлены на исправление недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости каждого вновь образованного земельного участка.
Тот факт, что сведения о спорных земельных участках в части, касающейся удельного показателя кадастровой стоимости 3308 руб. 60 коп. за 1 кв. м внесены ФГБУ "ФКП Росреестра" уже после срока представления обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, не изменяет налоговых обязательств заявителя по уплате этого налога и не изменяет налогооблагаемую базу в целях исчисления земельного налога, поскольку как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 вид разрешенного использования земельного участка, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в сведениях государственного земельного кадастра только отображается, а не устанавливается этим документом.
Как верно указано судом, на 01.01.2012 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с КН 60:27:010208:44 составлял 3308 руб. 60 коп. за 1 кв. м.
Таким образом, по состоянию на 01.02.2013 года обществу были известны размеры спорных земельных участков и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, в результате деления которого образовались эти участки.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств общество имело возможность исчислить кадастровую стоимость спорных земельных участков путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости предыдущего участка на площадь каждого их вновь образованных земельных участков. Данное обстоятельство подтверждается также данными первичной налоговой декларации, представленной заявителем 30.01.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:60, в которой кадастровая стоимость этого участка исчислена обществом в размере 46 376 646 руб.
Со стороны заявителя спора по арифметическому расчету доначисленных сумм не усматривается.
Таким образом, выводы налоговой инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2012 год и неуплате налога за указанный период являются обоснованными, доначисление земельного налога, а также начисление пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в спорных суммах произведено правомерно.
Решение налогового органа в оспариваемой заявителем части не противоречит положениям действующего законодательства, в связи с этим суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и направлены, по сути, на оспаривание кадастровой стоимости спорных земельных участков со ссылкой на неправильное применение ответчиком вида разрешенного использования этих участков. Однако данный вопрос являлся предметом исследования арбитражными судами в рамках дела N А52-461/2014 и не подлежит переоценке судом в рамках настоящего дела.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2014 года по делу N А52-744/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N А52-744/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А52-744/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" Диановой С.И. по доверенности от 25.02.2014, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Непиющей А.Г. по доверенности от 27.11.2012 N 136, Востриковой И.М. по доверенности от 17.04.2014 N 228,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2014 года по делу N А52-744/2014 (судья Радионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" (ИНН 6027073871; ОГРН 1026000969653; место нахождения: 180004, город Псков, проспект Октябрьский, дом 54; далее - ООО "Уно-трейд-инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (ИНН 6027022228; ОГРН 1046000330683; место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2а; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.12.2013 N 14-05/1212 в части взыскания земельного налога за 2012 год в размере 2 251 616 руб., пеней в сумме 282 823 руб. 39 коп. и штрафа в сумме 225 161 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2014 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "Уно-трейд-инвест" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на недостаточное изучение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное толкование законодательства. Указывает на то, что при оценке в 2010 году земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44, из которого образованы спорные земельные участки, была допущена техническая ошибка, выразившаяся в отнесении названного земельного участка к 7 группе разрешенного использования вместо 8 группы и за три дня до даты государственной кадастровой оценки земли эта ошибка была исправлена, после чего с 29.12.2009 данный участок относился к виду разрешенного использования "земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения". Однако орган кадастрового учета в течение более 1,5 лет руководствовался при расчете кадастровой стоимости участка приложением 2 к постановлению администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" (далее - постановление N 477), которое в отношении земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44 содержало техническую ошибку в части отнесения его к 7 группе разрешенного использования, а не приложением 1 к данному постановлению. Полагает, что при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60 органом кадастрового учета допущена кадастровая ошибка в результате информационного взаимодействия в части, касающейся сведений об удельном показателе кадастровой стоимости этих участков. Считает, что инициировать перерасчет кадастровой стоимости в результате изменения удельного показателя кадастровой стоимости спорных участков с 729 руб. 43 коп. на 3308 руб. 60 коп. за 1 кв. м не представляется возможным до нового определения кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнительно пояснил, что общество было лишено возможности самостоятельно исчислить кадастровую стоимость спорных земельных участков, поскольку в постановлении N 477, утвердившем результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области, по месту нахождения земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60 указан земельный участок с кадастровым номером 60:27:0080102:44.
Инспекция в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой ответчиком части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты различных налогов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.11.2013 N 14-05/973 и вынесено решение от 18.12.2013 N 14-05-1/1212 о привлечении общества к ответственности с учетом смягчающих обстоятельств по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 225 335 руб. 80 коп., в том числе за неуплату земельного налога - 225 161 руб. 60 коп., за неуплату единого налога по упрощенной системе налогообложения - 174 руб. 20 коп.
Кроме того, в указанном решении обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 2 251 616 руб. и пени по указанному налогу в сумме 282 823 руб. 39 коп., недоимку по единому налогу по упрощенной системе налогообложения в сумме 1742 руб. и пени по указанному налогу в размере 98 руб. 68 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 24.02.2014 N 2.5-07/1401 решение инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу с момента его утверждения.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его частично недействительным.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в 2012 году за обществом было зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60.
Право собственности ООО "Уно-трейд-инвест" на эти земельные участки зарегистрировано 13.01.2011, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Названные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44 и внесены в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, что подтверждается ответом филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
В представленной обществом в инспекцию 30.01.2013 декларация по земельному налогу за 2012 год отражена кадастровая стоимость, а также налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:59 в размере 32 228 406 руб., по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:60 - в размере 46 376 646 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 1 179 076 руб.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной в инспекцию 31.01.2013, обществом указана кадастровая стоимость, а также налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:59 в размере 9 402 584 руб., по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:60 - в размере 2 982 958 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 185 783 руб.
Во второй уточненной декларации по земельному налогу за 2012 год, представленной обществом в инспекцию 04.12.2013, отражена кадастровая стоимость, а также налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:59 в размере 32 228 406 руб., по земельному участку с кадастровым номером 60:27:0080102:60 - в размере 10 224 420 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 636 792 руб.
Также обществом 07.02.2014 и 21.04.2014 представлены в налоговый орган еще две уточненные декларации по земельному налогу за указанный период, не затрагивающие кадастровой стоимости спорных земельных участков и суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет.
В ходе проверки ответчиком в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" запрошены сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков и установлено, что с 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:59 составляет 146 183 873 руб. 80 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:60 составляет 46 376 646 руб. 20 коп.
Исчислив земельный налог по ставке 1,5% из указанной кадастровой стоимости, налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом занижен земельный налог за 2012 год в отношении указанных участков.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за использование земли - земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Данный подход, основанный на положениях статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сформулирован в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 393 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), предусмотрено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации данного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области утверждены постановлением N 477, которое в соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения подлежит применению с 01.01.2012.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается тот факт, что постановление N 477 опубликовано в газете "Псковская Правда" (без приложений) в установленном порядке 31.11.2011, вместе с приложениями постановление размещено в сети Интернет на портале государственных органов Псковской области, ссылка на опубликование приложений 1 и 2 к постановлению N 477 на данном сайте дана в тексте публикации.
С учетом разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Уно-трейд-инвест", являясь в 2012 году собственником спорных земельных участков с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60, обязано было самостоятельно определить налоговую базу в целях исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных администрацией Псковской области.
При этом суд правомерно отклонил доводы общества о том, что заявитель был лишен возможности самостоятельно исчислить кадастровую стоимость спорных земельных участков, поскольку в постановлении N 477 указан земельный участок с кадастровым номером 60:27:0080102:44, а фактически за обществом в спорный налоговый период числились на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60.
Как установлено налоговым органом в ходе проверки, а также вступившим в силу решением Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-461/2014, земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, площадью и 60:27:0080102:60, площадью, соответственно, 44 183 кв. м и 14 017 кв. м, образованы путем деления земельного участка с кадастровым номером 60:27:010208:44, площадью 58 200 кв. м, расположенного по адресу: город Псков, улица Кузбасской дивизии.
Указанное обстоятельство подтверждается также имеющимися в материалах настоящего дела кадастровыми выписками в отношении этих земельных участков.
Согласно постановлению N 477 кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером 60:27:010208:44 рассчитана с применением удельного показателя 3308 руб. 80 коп. за 1 кв. м, соответствующем виду разрешенного использования 7 группы, и составляла 192 560 520 руб., расчет которой произведен исходя из общей площади этого участка - 58 200 кв. м (44 183 кв. м + 14 017 кв. м).
Как верно отмечено судом первой инстанции определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков осуществляется органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
Согласно пункту 2.1.17 названных Методических указаний, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В силу пункта 2.4 Методических указаний N 222 в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В данном случае доказательств утверждения нормативным правовым актом органа местного самоуправления кадастровой стоимости каждого спорного земельного участка в материалах дела не имеется.
Следовательно, при разделе первоначального земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации, соответствующих сведений как ошибочных, а также указание на то, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об изменении в установленном порядке вида разрешенного использования занимаемых им в 2012 году земельных участков, а также их удельного показателя кадастровой стоимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-461/2014 отказано в удовлетворении требований общества к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании кадастровой ошибкой, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, сведений, выражающихся в том, что земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60 отнесены к группе 7 вместо группы 8 и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем исправления кадастровой ошибки по состоянию на 29.11.2011 и начало налогового периода с 01.01.2012.
В данном решении суда указано, что при внесении ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений об удельном показателе стоимости вновь образованных земельных участках с кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, 60:27:0080102:60, учтены прежние данные о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:44. При этом нарушений порядка внесения таких сведений суд не установил, и указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" кадастровой ошибки не допущено, а внесенные сведения соответствовали исходным данным, на основании которых они внесены в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" не создали новых сведений о спорных объектах недвижимости, а были направлены на исправление недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости каждого вновь образованного земельного участка.
Тот факт, что сведения о спорных земельных участках в части, касающейся удельного показателя кадастровой стоимости 3308 руб. 60 коп. за 1 кв. м внесены ФГБУ "ФКП Росреестра" уже после срока представления обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, не изменяет налоговых обязательств заявителя по уплате этого налога и не изменяет налогооблагаемую базу в целях исчисления земельного налога, поскольку как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 вид разрешенного использования земельного участка, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в сведениях государственного земельного кадастра только отображается, а не устанавливается этим документом.
Как верно указано судом, на 01.01.2012 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с КН 60:27:010208:44 составлял 3308 руб. 60 коп. за 1 кв. м.
Таким образом, по состоянию на 01.02.2013 года обществу были известны размеры спорных земельных участков и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, в результате деления которого образовались эти участки.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств общество имело возможность исчислить кадастровую стоимость спорных земельных участков путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости предыдущего участка на площадь каждого их вновь образованных земельных участков. Данное обстоятельство подтверждается также данными первичной налоговой декларации, представленной заявителем 30.01.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером 60:27:0080102:60, в которой кадастровая стоимость этого участка исчислена обществом в размере 46 376 646 руб.
Со стороны заявителя спора по арифметическому расчету доначисленных сумм не усматривается.
Таким образом, выводы налоговой инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2012 год и неуплате налога за указанный период являются обоснованными, доначисление земельного налога, а также начисление пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в спорных суммах произведено правомерно.
Решение налогового органа в оспариваемой заявителем части не противоречит положениям действующего законодательства, в связи с этим суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда, и направлены, по сути, на оспаривание кадастровой стоимости спорных земельных участков со ссылкой на неправильное применение ответчиком вида разрешенного использования этих участков. Однако данный вопрос являлся предметом исследования арбитражными судами в рамках дела N А52-461/2014 и не подлежит переоценке судом в рамках настоящего дела.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2014 года по делу N А52-744/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уно-трейд-инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)