Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка был неверно указан вид его разрешенного использования, также не были учтены факторы, влияющие на его действительную рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области на решение Кировского областного суда от 01 апреля 2015 года, которым удовлетворено заявление Зубарева Е.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кировской области, администрации Слободского муниципального района Кировской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Зубарев Е.В. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области, администрации Слободского муниципального района Кировской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, площадью <...> кв. м, равной его рыночной стоимости - <...> рублей по состоянию на 01 января 2012 г.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является арендатором указанного земельного участка. Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27 мая 2013 г. N 243 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе удельный показатель кадастровой стоимости названного земельного участка в размере <...> рублей за кв. м.
Однако при определении кадастровой стоимости земельного участка был неверно указан вид его разрешенного использования, также не были учтены факторы, влияющие на его действительную рыночную стоимость, отраженные в отчете N 2909-14/р. При этом от кадастровой стоимости земельного участка зависит размер арендной платы за пользование земельным участком.
Решением Кировского областного суда от 01 апреля 2015 года заявление Зубарева Е.В. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей.
В апелляционных жалобах ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предписано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. При этом данная статья в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Зубарев Е.В. на основании договора купли-продажи от 28 сентября 2012 г., свидетельства о государственной регистрации права от 19 октября 2012 г. является собственником не завершенного строительством объекта, назначение: нежилое, площадью <...> кв. м, степень готовности: 60%, инв. N <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>.
В силу договора аренды земельного участка N <...> от 26 февраля 2009 г. и соглашения от 28 сентября 2012 г. о переводе прав аренды на земельный участок, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием: для строительства здания станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов.
Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27 мая 2013 г. N 243 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов по муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области, в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> рубля по состоянию на 01 января 2012 г.; удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере <...> рублей кв. м.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, Зубарев Е.В. представил в суд отчет от 03 октября 2014 г. N 2909-14/р об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком индивидуальным предпринимателем Б., согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составляет <...> рублей.
Определением Кировского областного суда от 11 февраля 2015 г. в целях установления соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности отчета об оценке от 03 октября 2014 г. N 2909-14/р, составленного ИП Б., а также для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: <...> по состоянию на 01 января 2012 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Независимая экспертно-оценочная корпорация".
Как следует из экспертного заключения от 12 марта 2015 г. N 61 СЭ, выполненного ООО "Независимая экспертно-оценочная корпорация" на основании определения Кировского областного суда от 11 февраля 2015 г., отчет об оценке от 03 октября 2014 г. N 2909-14/р, составленный ИП Б., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...>, площадью <...> кв. м, по состоянию на 01 января 2012 г., определена указанным экспертным заключением в размере <...> рублей.
Оценивая представленное экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, суд отметил, что оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертиза проведена на основании определения суда.
Участвующие в деле лица о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не просили. Доказательств того, что на 01 января 2012 г. - дату установления кадастровой стоимости спорного земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
На основании заключения эксперта представитель заявителя уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей по состоянию на 01 января 2012 г.
Поскольку доказательств, опровергающих выводы суда, в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
Довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по Кировской области о неправомерном привлечении его к участию в деле, основан на неправильном толковании норм материального права.
Отношения по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Исходя из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24 Закона об оценочной деятельности следует, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
С учетом указанных обстоятельств в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кировского областного суда от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.07.2015 N 10-АПГ15-3
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка был неверно указан вид его разрешенного использования, также не были учтены факторы, влияющие на его действительную рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. N 10-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области на решение Кировского областного суда от 01 апреля 2015 года, которым удовлетворено заявление Зубарева Е.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кировской области, администрации Слободского муниципального района Кировской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Зубарев Е.В. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области, администрации Слободского муниципального района Кировской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, площадью <...> кв. м, равной его рыночной стоимости - <...> рублей по состоянию на 01 января 2012 г.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является арендатором указанного земельного участка. Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27 мая 2013 г. N 243 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе удельный показатель кадастровой стоимости названного земельного участка в размере <...> рублей за кв. м.
Однако при определении кадастровой стоимости земельного участка был неверно указан вид его разрешенного использования, также не были учтены факторы, влияющие на его действительную рыночную стоимость, отраженные в отчете N 2909-14/р. При этом от кадастровой стоимости земельного участка зависит размер арендной платы за пользование земельным участком.
Решением Кировского областного суда от 01 апреля 2015 года заявление Зубарева Е.В. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, в размере, равном его рыночной стоимости - <...> рублей.
В апелляционных жалобах ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предписано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. При этом данная статья в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Зубарев Е.В. на основании договора купли-продажи от 28 сентября 2012 г., свидетельства о государственной регистрации права от 19 октября 2012 г. является собственником не завершенного строительством объекта, назначение: нежилое, площадью <...> кв. м, степень готовности: 60%, инв. N <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>.
В силу договора аренды земельного участка N <...> от 26 февраля 2009 г. и соглашения от 28 сентября 2012 г. о переводе прав аренды на земельный участок, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...> район, <...>, площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием: для строительства здания станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов.
Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 27 мая 2013 г. N 243 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов по муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области, в том числе кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена в размере <...> рубля по состоянию на 01 января 2012 г.; удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере <...> рублей кв. м.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, Зубарев Е.В. представил в суд отчет от 03 октября 2014 г. N 2909-14/р об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком индивидуальным предпринимателем Б., согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2012 г. составляет <...> рублей.
Определением Кировского областного суда от 11 февраля 2015 г. в целях установления соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности отчета об оценке от 03 октября 2014 г. N 2909-14/р, составленного ИП Б., а также для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: <...> по состоянию на 01 января 2012 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Независимая экспертно-оценочная корпорация".
Как следует из экспертного заключения от 12 марта 2015 г. N 61 СЭ, выполненного ООО "Независимая экспертно-оценочная корпорация" на основании определения Кировского областного суда от 11 февраля 2015 г., отчет об оценке от 03 октября 2014 г. N 2909-14/р, составленный ИП Б., не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> область, <...>, площадью <...> кв. м, по состоянию на 01 января 2012 г., определена указанным экспертным заключением в размере <...> рублей.
Оценивая представленное экспертное заключение в качестве допустимого и достоверного доказательства, суд отметил, что оно является подробным, мотивированным и обоснованным, составивший заключение эксперт имеет соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертиза проведена на основании определения суда.
Участвующие в деле лица о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не просили. Доказательств того, что на 01 января 2012 г. - дату установления кадастровой стоимости спорного земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
На основании заключения эксперта представитель заявителя уточнил требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, равной <...> рублей по состоянию на 01 января 2012 г.
Поскольку доказательств, опровергающих выводы суда, в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
Довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по Кировской области о неправомерном привлечении его к участию в деле, основан на неправильном толковании норм материального права.
Отношения по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Исходя из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24 Закона об оценочной деятельности следует, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
С учетом указанных обстоятельств в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кировского областного суда от 01 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кировской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)