Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2014 N Ф09-4588/14 ПО ДЕЛУ N А47-9706/2013

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. N Ф09-4588/14

Дело N А47-9706/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Лимонова И.В., Анненковой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (ИНН: 5615012994, ОГРН: 1045610209776); (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2014 по делу N А47-9706/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- инспекции - Ястребов А.А. (доверенность от 07.10.2013 N 05/14), Полякова О.П. (доверенность от 09.01.2014 N 03/01);
- открытого акционерного общества "Оренбургские авиалинии" (ИНН: 5638057840, ОГРН: 1115658000754); (далее - общество "Оренбургские авиалинии") - Новиков О.А. (доверенность от 09.09.2013 N 237).

Общество "Оренбургские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2013 N 19 в части:
- доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 15 118 691 руб., в том числе: за 1 квартал 2010 г. в сумме 970 573 руб.,
за 2 квартал 2010 г. в сумме 1 971 089 руб.,
за 3 квартал 2010 г. в сумме 3 000 198 руб.,
за 4 квартал 2010 г. в сумме 1 971 129 руб.,
за 1 квартал 2011 г. в сумме 951 979 руб.,
за 2 квартал 2011 г. в сумме 1 214 370 руб.,
за 3 квартал 2011 г. в сумме 1 443 980 руб.,
- за 4 квартал 2011 г. в сумме 3 595 373 руб.;
- - начисления пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС в сумме 2 220 308 руб. Заявителем также представлено ходатайство об уменьшении налоговых санкций по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в пятьдесят раз до 427 674 руб. 46 коп.
Решением суда от 06.02.2014 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 28.06.2013 N 19 признано недействительным в части: пункта 1 в части доначисления НДС в сумме 15 051 006 рублей; пункта 2 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 19 245 350 рублей 70 копеек; пункта 3 в части начисления соответствующих сумм пени, начисленных за несвоевременную уплату в бюджет НДС в сумме 15 051 006 рублей. Инспекции вменено в обязанность устранить нарушенные права и законные интересы заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 (судьи Баканов В.В., Арямов А.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительным решения о доначислении НДС в сумме 15 051 006 руб., начисления соответствующих сумм пени, в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению инспекции, общество "Оренбургские авиалинии" не осуществляло реализацию услуг по перевозке пассажиров в рамках договора перевозки, в том значении, которое предусмотрено действующим законодательством, право на применение ставки 0% по НДС предоставлено налоговым законодательством не субъекту, осуществляющему определенный вид деятельности (в данном случае перевозчику), а при возникновении объекта (операций по реализации), подлежащего обложению по льготной ставке. В данном случае, налоговая база при реализации услуг по перевозке пассажиров состоит из стоимости услуг, оказанных конкретным пассажирам - физическим лицам, по цене, уплаченной этими пассажирами за перевозку.
Налоговый орган считает, что налоговая база фрахтовщика формируется не из выручки от реализации услуг по международной перевозке пассажиров и багажа, а из выручки от реализации услуг по фрахтованию воздушного судна. Наличие налоговой базы в виде стоимости услуг по перевозке пассажиров материалами дела не подтверждается.
Инспекция также указывает, что судами не учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 20.05.2008 N 412/08 по делу N А40-1627/07-126-12, в соответствии с которой сумма, в отношении которой может быть заявлена ставка НДС 0% является платой, полученной с пассажиров за услуги по международной перевозке.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбургские авиалинии" просит оставить указанные судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества "Оренбургские авиалинии", по результатам которой 28.06.2013 принято решение N 19 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению, между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии" с 20.01.2011, перевозчик) (фрахтовщик) и закрытым акционерным обществом "Донг Мун" (фрахтователь) заключены договоры фрахтования воздушного судна (воздушный чартер): от 30.12.2004 N 725/ДО-04, от 01.06.2011 N 957/ДО-2011.
Предметом договоров является предоставление фрахтователю (закрытое акционерное общество "Донг Мун") коммерческой вместимости воздушного судна для воздушной чартерной перевозки пассажиров, багажа, и грузов по маршруту Оренбург - Ереван - Оренбург на воздушных судах типа Boeing 737-400/500/800, Ту-154, Ту-134. Налоговая база в 2010 году составила 9 634 178 рублей, в 2011 году - 10 902 735 рублей.
Также проверкой установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии) и обществом с ограниченной ответственностью "Музенидис Трэвел Оренбург" заключен договор фрахтования воздушных судов N 655/ДО-2010 от 24.05.2010. Налогоплательщик применил ставку 0% по НДС по указанным операциям. Налоговая база в 2010 году составила 16 697 376 рублей.
Предметом договора является выполнение фрахтовщиком (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (общество с ограниченной ответственностью "Музенидис Трэвел Оренбург") согласованных сторонами авиарейсов и предоставление фрахтователю коммерческой вместимости воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Также оспариваемым решением налогового органа установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и Оренбургской городской общественной организации "Баскетбольный клуб "Надежда" заключен договор фрахтования воздушных судов от 22.03.2010 N 341/ДО-2010. Налоговая база за II квартал 2010 года составила 1 855 181 руб.
Предметом данного договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (Оренбургской городской общественной организации "Баскетбольный клуб "Надежда") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Также между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и обществом с ограниченной ответственностью "КруизЦентр" заключен договор фрахтования воздушных судов N 105/ДО-07 от 01.03.2006. Налогоплательщик применил ставку 0% по НДС. Налоговая база по НДС, заявленная налогоплательщиком по данным операциям составила 2 176 457 руб.
Предметом договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") обязуется предоставить фрахтователю (общество с ограниченной ответственностью "КруизЦентр") за плату всю вместимость воздушного судна на один или несколько рейсов.
В ходе проверки также установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и обществом с ограниченной ответственностью "Авиационный чартерный сервис" заключен договор фрахтования воздушных судов от 05.02.2010 N 137/ДО-2010. Налоговая база по данным операциям составила 8 162 254 руб.
Предметом данного договора (пункт 1.1.) является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (общество с ограниченной ответственностью "Авиационный чартерный сервис") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Также, согласно п. 2.2.6. оспариваемого решения налоговым органом установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и обществом с ограниченной ответственностью "ОБК" заключен договор фрахтования воздушных судов от 01.11.2010 N 1234/ДО-2010. Налоговая база по данным операциям составила за IV квартал 2010 года в сумме 3 070 000 руб., в 2011 году в общей сумме 14 212 897 руб.
Предметом данного договора (пункт 1.1.) является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (общество с ограниченной ответственностью "Музенидис Трэвел Оренбург") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Согласно п. 2.2.7. оспариваемого решения налоговым органом установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и открытым акционерным обществом "Костромское авиапредприятие" заключен договор фрахтования воздушных судов N 1284/ДО-2010 от 24.05.2010. Налоговая база по данным операциям составила за 4 квартал 2010 года в сумме 2 365 600 руб.
Предметом данного договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (открытое акционерное общество "Костромское авиапредприятие") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Согласно п. 2.2.8. оспариваемого решения налоговым органом установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и открытым акционерным обществом "Костромское авиапредприятие" заключен договор фрахтования воздушных судов от 15.04.2011 N 788/ДО-2011. Налогоплательщик применил ставку 0% по НДС. Налоговая база по НДС, заявленная налогоплательщиком по данным операциям за IV квартал 2011 года в сумме 2 713 350 руб.
Предметом данного договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (открытое акционерное общество "Костромское авиапредприятие") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Согласно п. 2.2.9. оспариваемого решения, между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и обществом с ограниченной ответственностью "ПЕГАС и К" заключен договор фрахтования воздушных судов от 12.01.2010 N 24/ДО-2010. Налоговая база по данным операциям составила за 2011 год в сумме 7 517 344 руб.
Предметом данного договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (общество с ограниченной ответственностью "ПЕГАС и К") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
Также, согласно п. 2.2.10 оспариваемого решения налоговым органом установлено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Оренбургские авиалинии" (общество "Оренбургские авиалинии") и обществом с ограниченной ответственностью "Авиаальянс" заключен договор об общих условиях фрахтования воздушных судов от 03.10.2011 N 1732/ДО-2011.
Предметом данного договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (общество с ограниченной ответственностью "Авиаальянс") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора. Налоговая база по данным операциям составила за IV квартал 2011 года в сумме 2 309 325 руб.
Кроме того, согласно оспариваемому решению налоговым органом установлено, что между обществом "Оренбургские авиалинии" и открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Татарстан" заключен договор фрахтования воздушных судов от 01.06.2011 N 1170/ДО-2011. Налоговая база по данным операциям составила за IV квартал 2011 года в сумме 2 000 000 руб.
Предметом данного договора является то, что фрахтовщик (общество "Оренбургские авиалинии") по заявке фрахтователя (открытое акционерное общество "Авиакомпания "Татарстан") выполняет согласованные сторонами авиарейсы и предоставляет фрахтователю коммерческую вместимость воздушного судна, а фрахтователь оплачивает авиарейсы в порядке, предусмотренном условиями договора.
В соответствии с заключенными договорами фрахтователи обязаны в течение 10 дней с момента выполнения каждого рейса предоставить в адрес общества "Оренбургские авиалинии" комплекты полетных купонов.
По мнению налогового органа, общество "Оренбургские авиалинии" плату с пассажиров за перевозку не получает, то есть выручка от реализации услуг по международной перевозке у фрахтовщика отсутствует, в связи с чем, общество, осуществляя международные авиарейсы, получало плату не с пассажиров за услуги по перевозке, а от контрагента за услуги по фрахтованию воздушного судна, соответственно, налогоплательщиком завышен НДС к возмещению за 2010 год.
Налоговый орган включил в налоговую базу по НДС суммы расчетов по указанным договорам, полагая, что налогоплательщик неправомерно применил ставку 0 процентов по НДС при оказании услуг по предоставлению воздушного судна по договорам фрахтования. Инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщиком завышены суммы НДС к возмещению.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, пришел к выводу о том, что совокупностью представленных документов общество "Оренбургские авиалинии" подтвердило право на применение ставки НДС 0% применительно к услугам международной перевозки пассажиров и багажа, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Уральского округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.
Доводы инспекции, приведенные в жалобе, были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 названной статьи; работы, услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество на основании договоров фрахтования воздушного судна выполняло международные воздушные перевозки пассажиров и багажа.
В силу положений ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом.
Статьи 103 и 105 Воздушного кодекса Российской Федерации также предусматривают обязанность перевозчика перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне в силу договора воздушной перевозки, который удостоверяется билетом.
В соответствии со ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.
Согласно ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Пунктом 3 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации определяется понятие эксплуатанта - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
В соответствии со ст. 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации.
В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила, Федеральные авиационные правила) перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление (что и делают фрахтователи-туроператоры, но услугу по международной перевозки оказывает перевозчик) на перевозочных документах, лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (п. 6 указанных выше Правил перевозки).
В п. 2 Правил указано, что Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).
Согласно п. 44 Правил к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется, соответственно, билетом и багажной квитанцией, в случае перевозки пассажиром багажа - грузовой накладной.
В соответствии с п. 45 Правил, перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается (п. 32 Правил). На каждого пассажира оформляется отдельный билет. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе (п. 50 Правил).
В соответствии со Стандартом отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 "Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте, требования и порядок их регистрации", утв. Минтрансом РФ от 25.04.2001 одной из обязательных частей пассажирского билета, применяемого на международных воздушных линиях, являются текстовые страницы, которые содержат условия договора для международных воздушных перевозок и извещение пассажира международного рейса об ограничении ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суды верно указали, что действующее воздушное законодательство предусматривает механизм (возможность) заключения договора воздушной перевозки пассажира без заключения прямой двусторонней сделки между пассажиром и авиаперевозчиком, путем заключения договора фрахтования (чартера).
Исследовав, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что общество "Оренбургские авиалинии" оказывало услуги по международной воздушной перевозке пассажиров, выступая в качестве перевозчика в рамках договоров фрахтования. При этом осуществляло оформление перевозочной документации (билетов) на пассажиров на собственных бланках, с указанием своего кода перевозчика, принимая на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров, указанных в билетах, и их багажа. Фрахтователи не осуществляли реализацию авиабилетов, а вносили данных пассажиров в договоры перевозки, по которым общество "Оренбургские авиалинии" обязано было оказать услугу по перевозке пассажиров и багажа, а не фрахтователь. Судами также установлено, что общество "Оренбургские авиалинии" получало разрешения Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиации) на совершение международных нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок, осуществляло организационное обеспечение выполняемых полетов силами собственной диспетчерской службы, поскольку имело лицензию на осуществление нерегулярных (чартерных) международных перевозок пассажиров и багажа воздушным транспортом, сертификат (свидетельство) эксплуатанта и эксплуатационные спецификации к нему, позволяющие осуществлять коммерческие воздушные перевозки на имеющихся воздушных судах по заявленным маршрутам, заключало договоры страхования гражданской ответственности авиаперевозчика, что также подтверждает довод заявителя об оказании обществом всего комплекса услуг по перевозке пассажиров.
Полетный (электронный) купон перевозчика является составной частью пассажирского билета (экземпляр договора перевозки) и подтверждает факт заключения договора воздушной перевозки, в котором содержится вся необходимая информация.
Судами правомерно отклонен довод налогового органа о том, что в перевозочных документах не указана цена билета, в связи, с чем отсутствует информация о цене услуг, реализованных пассажирам, поскольку Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 г. предписано, что плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в перевозочном документе не указывается. Существенным условием договора перевозки является внесение платы, а неотражение ее в билете, плата была внесена пассажирами фрахтователям, которые ее перечислили на расчетный счет общества "Оренбургские авиалинии". Кроме того, при отсутствии оплаты перевозки, пассажиры не были бы допущены к регистрации и к международной перевозке.
Ссылка налогового органа на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2008 N 412/08 по делу N А40-1627/07-126-12, в качестве подтверждения правовой позиции инспекции, также обоснованно отклонена судами первой и апелляционной инстанции, так как Воздушный кодекс Российской Федерации не воспрещает совпадение в одном лице перевозчика и эксплуатанта конкретного воздушного судна.
Указанный судебный акт основан на иных обстоятельствах дела, при которых в конкретном случае фрахтователь признан перевозчиком ввиду наличия доказательств вступления непосредственно фрахтователя в правовые отношения с пассажирами в качестве перевозчика.
Принимая во внимание положения подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ, и учитывая установленные по делу обстоятельства, суды правомерно пришли к выводу о том, что общество "Оренбургские авиалинии" в рамках заключенных договоров фрахтования оказывало услуги по перевозкам пассажиров и багажа, а фактическими плательщиками денежных средств за оказанные услуги выступали фрахтователи в силу правовых особенностей данной разновидности договоров перевозки, их смешанного характера.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами, заявитель подтвердил правомерность применения ставки НДС 0% при оказании услуг по перевозке пассажиров на основании договоров фрахтования.
Выводы судов являются правильными.
Доводы, приведенные инспекцией в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.02.2014 по делу N А47-9706/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
Г.В.АННЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)