Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сода-Хлорат" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю на решение Пермского краевого суда от 22 июня 2015 г., которым заявление Общества с ограниченной ответственностью "Сода-Хлорат" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя ООО "Сода-Хлорат" Чащухина А.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Сода-Хлорат" (далее - Общество, ООО "Сода-Хлорат") обратилось в суд с заявлением (с учетом изменений) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:99, общей площадью 49227 +/-94 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый промплощадкой N 2, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в западной части городской черты г. Березники, в размере, равном его рыночной стоимости 6 301 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере 94 159 928 руб. 79 коп. значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права как налогоплательщика земельного налога.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Березники Пермского края, Правительство Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю).
Решением Пермского краевого суда от 22 июня 2015 года заявление ООО "Сода-Хлорат" удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:99 установлена в размере, равном его рыночной стоимости, 6 301 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что филиал названного учреждения не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку земельный участок в данном случае не относится к объектам, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, в отношении которых названное учреждение вправе определять кадастровую стоимость. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-п, которое никем не оспорено.
В судебном заседании представитель ООО "Сода-Хлорат" Чащухин А.С. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что заявитель является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Сода-Хлорат" является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:99 общей площадью 49227,24 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в западной части городской черты г. Березники, внесенного в государственный кадастр недвижимости 30 апреля 2010 года.
Кадастровая стоимость данного участка определена по состоянию на 01 января 2013 г. в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" и составляет 94 159 928 рублей 79 копейки.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30 мая 2014 года N 3/10/14, составленному ООО "СБ-Ресурс", рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года составляет 17 927 000 рублей. На отчет получено положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный Совет" от 26 июня 2014 года N Э-230614/35-П.
Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения которого принято решение от 29 июня 2014 года об отклонении заявления в связи с отличием рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости более чем на 30 процентов.
По ходатайству представителя администрации города Березники судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости данного земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "МВМ-Оценка".
В соответствии с заключением эксперта от 15 мая 2015 г. N 58/Н-15 рыночная стоимость указанного участка определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 6 301 000 рублей. Возражений относительно данного заключения экспертизы лицами, участвующими в деле, не представлено.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы не заявлено, суд правомерно признал требования ООО "Сода-Хлорат" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пермскому краю о нарушении судом первой инстанции процессуального законодательства не могут служить основаниями для отмены судебного постановления.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заинтересованными лицами по делам названной категории выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил круг лиц, участвующих в деле и, вопреки мнению автора жалобы, сделал обоснованный вывод о необходимости участия в деле в качестве заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Пермскому краю.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 22 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.09.2015 N 44-АПГ15-14
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сода-Хлорат" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю на решение Пермского краевого суда от 22 июня 2015 г., которым заявление Общества с ограниченной ответственностью "Сода-Хлорат" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя ООО "Сода-Хлорат" Чащухина А.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Сода-Хлорат" (далее - Общество, ООО "Сода-Хлорат") обратилось в суд с заявлением (с учетом изменений) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:99, общей площадью 49227 +/-94 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый промплощадкой N 2, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в западной части городской черты г. Березники, в размере, равном его рыночной стоимости 6 301 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в размере 94 159 928 руб. 79 коп. значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права как налогоплательщика земельного налога.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Березники Пермского края, Правительство Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю).
Решением Пермского краевого суда от 22 июня 2015 года заявление ООО "Сода-Хлорат" удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:99 установлена в размере, равном его рыночной стоимости, 6 301 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что филиал названного учреждения не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку земельный участок в данном случае не относится к объектам, указанным в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, в отношении которых названное учреждение вправе определять кадастровую стоимость. Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-п, которое никем не оспорено.
В судебном заседании представитель ООО "Сода-Хлорат" Чащухин А.С. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что заявитель является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Сода-Хлорат" является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200007:99 общей площадью 49227,24 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в западной части городской черты г. Березники, внесенного в государственный кадастр недвижимости 30 апреля 2010 года.
Кадастровая стоимость данного участка определена по состоянию на 01 января 2013 г. в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" и составляет 94 159 928 рублей 79 копейки.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 30 мая 2014 года N 3/10/14, составленному ООО "СБ-Ресурс", рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года составляет 17 927 000 рублей. На отчет получено положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный Совет" от 26 июня 2014 года N Э-230614/35-П.
Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения которого принято решение от 29 июня 2014 года об отклонении заявления в связи с отличием рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости более чем на 30 процентов.
По ходатайству представителя администрации города Березники судом была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости данного земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "МВМ-Оценка".
В соответствии с заключением эксперта от 15 мая 2015 г. N 58/Н-15 рыночная стоимость указанного участка определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 6 301 000 рублей. Возражений относительно данного заключения экспертизы лицами, участвующими в деле, не представлено.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы не заявлено, суд правомерно признал требования ООО "Сода-Хлорат" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пермскому краю о нарушении судом первой инстанции процессуального законодательства не могут служить основаниями для отмены судебного постановления.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заинтересованными лицами по делам названной категории выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил круг лиц, участвующих в деле и, вопреки мнению автора жалобы, сделал обоснованный вывод о необходимости участия в деле в качестве заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Пермскому краю.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 22 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)