Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.В.Ширяева
Судей: Г.В. Котиковой, Л.К. Кургузовой
при участии
- от заявителя - открытого акционерного общества "Строительное управление Дальневосточного военного округа": Романчич А.С., представитель по доверенности от 13.10.2013; Снеткова Э.В., представитель по доверенности от 14.01.2014;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Приходько Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 04-19/000048; Белашов Т.С., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 04-19/000285;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Строительное управление Дальневосточного военного округа"
на решение от 26.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013
по делу N А73-4483/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н.; в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Пескова Т.Д., Швец Е.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Строительное управление Дальневосточного военного округа"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, о признании недоимки по НДФЛ и пени безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, об обязании возвратить НДФЛ с начислением процентов
Открытое акционерное общество "Строительное управление Дальневосточного военного округа" (ОГРН 1092722003395, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Серышева, 17, далее по тексту - ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений заявленных требований, о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений от 22.03.2012 N 20190/1, от 22.03.2012 N 48288/1, от 21.12.2012 N 27181/1, от 27.03.2012 N 48298/1, от 22.03.2012 N 20191/1, от 25.01.2013 N 17330/1, от 25.01.2013 N 14898/1; о признании недоимки по НДФЛ в сумме 17 820 460,99 руб. и пени в сумме 25 478 846,01 руб., всего 43 299 307 руб. безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной; об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю, налоговый орган) возвратить НДФЛ в сумме 2 930 190,63 руб. с начислением процентов на дату фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 22.03.2012 N 20190/1, от 22.03.2012 N 48288/1, от 21.12.2012 N 27181/1, от 27.03.2012 N 48298/1, от 22.03.2012 N 20191/1, от 25.01.2013 N 17330/1, от 25.01.2013 N 14898/1 недоимка по НДФЛ в сумме 14 890 270,36 руб. и пени в сумме 15 681 131,11 руб. признаны безнадежными к взысканию, обязанность по их уплате прекращенной. В остальной части заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа", полагающего, что судебные акты об отказе в удовлетворении части требований общества приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в возврате ему 2 930 190,63 руб. излишне взысканного налога на доходы физических лиц с начислением на них процентов отменить.
Общество полагает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно посчитали не основанными на законе требования общества о возврате излишне взысканного, по одному из признанных не подлежащим исполнению инкассовому поручению, налога на доходы физических лиц в сумме 2 930 190,63 руб.
МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе в полном объеме.
Представители налогового органа возражали относительно доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как подтверждается материалами дела, по результатам выездных налоговых проверок в отношении ФГУП "Строительное Управление Дальневосточного Военного Округа Минобороны РФ" (правопредшественник ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа") налоговым органом приняты решения:
- решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю от 31.01.2007 N 16-14/13 ФГУП "СУ ДВО МО РФ" предложено перечислить удержанный НДФЛ в сумме 39 641 809 руб. и пени 22 866 197,27 руб., в том числе по филиалам: 47 УНР налог в сумме 12 294 766 руб. и 6 852 054 руб. пени, 259 УНР налог в сумме 4 046 032 руб. и 2 757 767 руб. пени, 247 УНР подразделение в г. Уссурийск налог в сумме 4 815 785 руб. и 3 109 831 руб. пени.
- решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю от 19.09.2009 N 15-18/94 обществу предложено перечислить удержанный НДФЛ в сумме 96 324 681 руб. и 35 552 257 руб. пени.
В связи с неперечислением налогоплательщиком в установленном порядке налога и пени в бюджет, налоговые органы выставили в адрес общества требования об уплате налога, пени: N 88176 по состоянию на 13.02.2007, в числе прочих начислений на сумму НДФЛ 12 294 766 руб., пени по НДФЛ в размере 6 852 054 руб., со сроком уплаты 18.02.2007, N 484078 по состоянию на 28.02.2007, в числе прочих начислений на сумму НДФЛ в размере 8 861 817 руб., пени по НДФЛ в размере 5 867 598 руб., со сроком уплаты 10.03.2007.
Поскольку за налогоплательщиком числилась недоимка по НДФЛ, выявленная решениями по результатам выездных проверок, налоговый орган начислял пени на эти суммы последовательно, период за периодом и выставил требования: N 5092 по состоянию на 19.07.2010 на сумму пени по НДФЛ в размере 1 931 377,58 руб., со сроком уплаты 04.08.2010, N 7791 по состоянию на 18.02.2011 на сумму пени по НДФЛ в размере 3 442 008,54 руб., со сроком уплаты 14.03.2011, N 11361 по состоянию на 14.11.2011 на сумму пени по НДФЛ в размере 8 614 105,78 руб., со сроком уплаты 02.12.2011.
В связи с неисполнением вышеуказанных требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговым органом в отношении общества в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств: N 6402 от 20.02.2007 о взыскании налога 12 468 622 руб. и 5 717 875,86 руб. пени, на основании требования N 88176 от 13.02.2007, срок которого истек 18.02.2007, N 25954 от 20.03.2007 о взыскании налога 9 391 551 руб. и 6 351 562 руб. пени, на основании требования N 484078 от 28.02.2007, срок исполнения которого истек 10.03.2007, N 7821 от 29.09.2010 о взыскании пеней 1 931 377,58 руб., на основании требования N 5092 от 19.07.2010, срок исполнения которого истек 04.08.2010, N 13541 от 13.04.2011 о взыскании пеней 3 415 597,65 руб., на основании требования N 7791 от 18.02.2011, срок исполнения которого истек 14.03.2011, N 21898 от 28.12.2011 о взыскании пеней 8 614 105,78 руб., на основании требования N 11361 от 14.11.2011, срок исполнения которого истек 02.12.2011.
На основании указанных решений налоговым органом в банки направлены соответствующие инкассовые поручения. Поручения в установленном порядке не исполнены.
В связи с отсутствием на счетах налогоплательщика денежных средств, необходимых для уплаты налогов, пени и штрафа налоговым органом в порядке статьи 47 НК РФ были приняты решения о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам за счет имущества, на основании чего налоговым органом приняты постановления о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет имущества, а именно: постановление N 1873 от 22.02.2007 о взыскании в числе прочих по требованию N 88176, постановление N 21 от 21.03.2007 о взыскании в числе прочих по требованию N 484078, постановление N 1096 от 11.03.2011 о взыскании в числе прочих по требованию N 5092, постановление N 1402 от 24.06.2011 о взыскании в числе прочих по требованию N 7791.
На основании указанных постановлений судебным приставом-исполнителем в отношении ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа" возбуждены исполнительные производства, а затем окончены в связи с признанием должника банкротом.
После чего, налоговый орган возобновил действия по бесспорному взысканию за счет денежных средств на счетах общества и выставил к расчетному счету, открытому в ЗАО БАНК "Советский" инкассовые поручения от 22.03.2012 N 20190/1, от 22.03.2012 N 48288/1, от 21.12.2012 N 27181/1, от 27.03.2012 N 48298/1, от 22.03.2012 N 20191/1, от 25.01.2013 N 17330/1, от 25.01.2013 N 14898/1 на взыскание задолженности и пени по НДФЛ в общей сумме 43 299 307 руб., в том числе налог 17 820 460,99 руб. и пени в сумме 25 478 846,01 руб., которые были отозваны в последующем налоговым органом, что подтверждается письмом от 22.05.2013 N 19-37/007204.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части отказа в возврате ему 2 930 190,63 руб. излишне взысканного налога на доходы физических лиц с начислением на них процентов суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
В пункте 3 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов (пункт 9 статьи 79 НК РФ).
Налоговыми агентами в соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 226 НК РФ регламентированы особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы - налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению - на счета третьих лиц в банках (пункт 6 статьи 226 НК РФ).
Пунктом 9 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
При этом за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога в бюджет налоговый агент обязан уплатить пеню по общим правилам статьи 75 НК РФ, то есть за счет собственных денежных средств.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определенные пунктом 14 статьи 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего; если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Учитывая, что доказательств излишнего удержания сумм налога из доходов работников общества судами не установлено, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у общества прав на возврат из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме 2 930 190,63 руб.
При этом судами правомерно учтено, что в ходе проведения выездной налоговой проверки установлен факт удержания ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа" налога из доходов работников и неперечисления его в бюджет. Кроме того, исполняя обязанности налогового агента, общество перечисляет в бюджет суммы налога, подлежащие уплате физическими лицами, в связи этим денежные средства в размере 2 930 190,63 руб. не могут рассматриваться как имущество общества.
Доводы общества не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах дела, а фактически направлены на их переоценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 26.08.2013 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А73-4483/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Строительное управление Дальневосточного военного округа" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку ордеру от 20.01.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Л.К.КУРГУЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2014 N Ф03-340/2014 ПО ДЕЛУ N А73-4483/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. N Ф03-340/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.В.Ширяева
Судей: Г.В. Котиковой, Л.К. Кургузовой
при участии
- от заявителя - открытого акционерного общества "Строительное управление Дальневосточного военного округа": Романчич А.С., представитель по доверенности от 13.10.2013; Снеткова Э.В., представитель по доверенности от 14.01.2014;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Приходько Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 04-19/000048; Белашов Т.С., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 04-19/000285;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Строительное управление Дальневосточного военного округа"
на решение от 26.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013
по делу N А73-4483/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н.; в апелляционном суде судьи: Гричановская Е.В., Пескова Т.Д., Швец Е.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Строительное управление Дальневосточного военного округа"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, о признании недоимки по НДФЛ и пени безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, об обязании возвратить НДФЛ с начислением процентов
Открытое акционерное общество "Строительное управление Дальневосточного военного округа" (ОГРН 1092722003395, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Серышева, 17, далее по тексту - ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений заявленных требований, о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений от 22.03.2012 N 20190/1, от 22.03.2012 N 48288/1, от 21.12.2012 N 27181/1, от 27.03.2012 N 48298/1, от 22.03.2012 N 20191/1, от 25.01.2013 N 17330/1, от 25.01.2013 N 14898/1; о признании недоимки по НДФЛ в сумме 17 820 460,99 руб. и пени в сумме 25 478 846,01 руб., всего 43 299 307 руб. безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной; об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю, налоговый орган) возвратить НДФЛ в сумме 2 930 190,63 руб. с начислением процентов на дату фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 22.03.2012 N 20190/1, от 22.03.2012 N 48288/1, от 21.12.2012 N 27181/1, от 27.03.2012 N 48298/1, от 22.03.2012 N 20191/1, от 25.01.2013 N 17330/1, от 25.01.2013 N 14898/1 недоимка по НДФЛ в сумме 14 890 270,36 руб. и пени в сумме 15 681 131,11 руб. признаны безнадежными к взысканию, обязанность по их уплате прекращенной. В остальной части заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа", полагающего, что судебные акты об отказе в удовлетворении части требований общества приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в возврате ему 2 930 190,63 руб. излишне взысканного налога на доходы физических лиц с начислением на них процентов отменить.
Общество полагает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно посчитали не основанными на законе требования общества о возврате излишне взысканного, по одному из признанных не подлежащим исполнению инкассовому поручению, налога на доходы физических лиц в сумме 2 930 190,63 руб.
МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе в полном объеме.
Представители налогового органа возражали относительно доводов кассационной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как подтверждается материалами дела, по результатам выездных налоговых проверок в отношении ФГУП "Строительное Управление Дальневосточного Военного Округа Минобороны РФ" (правопредшественник ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа") налоговым органом приняты решения:
- решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю от 31.01.2007 N 16-14/13 ФГУП "СУ ДВО МО РФ" предложено перечислить удержанный НДФЛ в сумме 39 641 809 руб. и пени 22 866 197,27 руб., в том числе по филиалам: 47 УНР налог в сумме 12 294 766 руб. и 6 852 054 руб. пени, 259 УНР налог в сумме 4 046 032 руб. и 2 757 767 руб. пени, 247 УНР подразделение в г. Уссурийск налог в сумме 4 815 785 руб. и 3 109 831 руб. пени.
- решением Межрайонной ИФНС России N 6 по Хабаровскому краю от 19.09.2009 N 15-18/94 обществу предложено перечислить удержанный НДФЛ в сумме 96 324 681 руб. и 35 552 257 руб. пени.
В связи с неперечислением налогоплательщиком в установленном порядке налога и пени в бюджет, налоговые органы выставили в адрес общества требования об уплате налога, пени: N 88176 по состоянию на 13.02.2007, в числе прочих начислений на сумму НДФЛ 12 294 766 руб., пени по НДФЛ в размере 6 852 054 руб., со сроком уплаты 18.02.2007, N 484078 по состоянию на 28.02.2007, в числе прочих начислений на сумму НДФЛ в размере 8 861 817 руб., пени по НДФЛ в размере 5 867 598 руб., со сроком уплаты 10.03.2007.
Поскольку за налогоплательщиком числилась недоимка по НДФЛ, выявленная решениями по результатам выездных проверок, налоговый орган начислял пени на эти суммы последовательно, период за периодом и выставил требования: N 5092 по состоянию на 19.07.2010 на сумму пени по НДФЛ в размере 1 931 377,58 руб., со сроком уплаты 04.08.2010, N 7791 по состоянию на 18.02.2011 на сумму пени по НДФЛ в размере 3 442 008,54 руб., со сроком уплаты 14.03.2011, N 11361 по состоянию на 14.11.2011 на сумму пени по НДФЛ в размере 8 614 105,78 руб., со сроком уплаты 02.12.2011.
В связи с неисполнением вышеуказанных требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговым органом в отношении общества в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации (ответственного участника (участников) консолидированной группы налогоплательщиков, индивидуального предпринимателя) в банках, а также электронных денежных средств: N 6402 от 20.02.2007 о взыскании налога 12 468 622 руб. и 5 717 875,86 руб. пени, на основании требования N 88176 от 13.02.2007, срок которого истек 18.02.2007, N 25954 от 20.03.2007 о взыскании налога 9 391 551 руб. и 6 351 562 руб. пени, на основании требования N 484078 от 28.02.2007, срок исполнения которого истек 10.03.2007, N 7821 от 29.09.2010 о взыскании пеней 1 931 377,58 руб., на основании требования N 5092 от 19.07.2010, срок исполнения которого истек 04.08.2010, N 13541 от 13.04.2011 о взыскании пеней 3 415 597,65 руб., на основании требования N 7791 от 18.02.2011, срок исполнения которого истек 14.03.2011, N 21898 от 28.12.2011 о взыскании пеней 8 614 105,78 руб., на основании требования N 11361 от 14.11.2011, срок исполнения которого истек 02.12.2011.
На основании указанных решений налоговым органом в банки направлены соответствующие инкассовые поручения. Поручения в установленном порядке не исполнены.
В связи с отсутствием на счетах налогоплательщика денежных средств, необходимых для уплаты налогов, пени и штрафа налоговым органом в порядке статьи 47 НК РФ были приняты решения о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафам за счет имущества, на основании чего налоговым органом приняты постановления о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет имущества, а именно: постановление N 1873 от 22.02.2007 о взыскании в числе прочих по требованию N 88176, постановление N 21 от 21.03.2007 о взыскании в числе прочих по требованию N 484078, постановление N 1096 от 11.03.2011 о взыскании в числе прочих по требованию N 5092, постановление N 1402 от 24.06.2011 о взыскании в числе прочих по требованию N 7791.
На основании указанных постановлений судебным приставом-исполнителем в отношении ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа" возбуждены исполнительные производства, а затем окончены в связи с признанием должника банкротом.
После чего, налоговый орган возобновил действия по бесспорному взысканию за счет денежных средств на счетах общества и выставил к расчетному счету, открытому в ЗАО БАНК "Советский" инкассовые поручения от 22.03.2012 N 20190/1, от 22.03.2012 N 48288/1, от 21.12.2012 N 27181/1, от 27.03.2012 N 48298/1, от 22.03.2012 N 20191/1, от 25.01.2013 N 17330/1, от 25.01.2013 N 14898/1 на взыскание задолженности и пени по НДФЛ в общей сумме 43 299 307 руб., в том числе налог 17 820 460,99 руб. и пени в сумме 25 478 846,01 руб., которые были отозваны в последующем налоговым органом, что подтверждается письмом от 22.05.2013 N 19-37/007204.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части отказа в возврате ему 2 930 190,63 руб. излишне взысканного налога на доходы физических лиц с начислением на них процентов суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
В пункте 3 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов (пункт 9 статьи 79 НК РФ).
Налоговыми агентами в соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Статьей 226 НК РФ регламентированы особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы - налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению - на счета третьих лиц в банках (пункт 6 статьи 226 НК РФ).
Пунктом 9 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
При этом за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога в бюджет налоговый агент обязан уплатить пеню по общим правилам статьи 75 НК РФ, то есть за счет собственных денежных средств.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определенные пунктом 14 статьи 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего; если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Учитывая, что доказательств излишнего удержания сумм налога из доходов работников общества судами не установлено, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у общества прав на возврат из бюджета налога на доходы физических лиц в сумме 2 930 190,63 руб.
При этом судами правомерно учтено, что в ходе проведения выездной налоговой проверки установлен факт удержания ОАО "Строительное управление Дальневосточного военного округа" налога из доходов работников и неперечисления его в бюджет. Кроме того, исполняя обязанности налогового агента, общество перечисляет в бюджет суммы налога, подлежащие уплате физическими лицами, в связи этим денежные средства в размере 2 930 190,63 руб. не могут рассматриваться как имущество общества.
Доводы общества не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах дела, а фактически направлены на их переоценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 1 000 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 26.08.2013 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А73-4483/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Строительное управление Дальневосточного военного округа" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку ордеру от 20.01.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ
Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Л.К.КУРГУЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)