Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N А60-16929/2014

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N А60-16929/2014


Резолютивная часть решения принята 27 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Красовской рассмотрел в судебном заседании дело N А60-16929/2014
по заявлению Открытого акционерного общества "Полевской криолитовый завод" (ИНН 6626001851, ОГРН 1026601608494)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775)
о признании ненормативного акта недействительным в части,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;
- от заинтересованного лица - А.А. Цоль, представитель по доверенности от 17.05.2014; Т.Ю. Быкова, представитель по доверенности от 14.01.2014.
Представителям заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
В судебном заседании 25.06.2014 объявлен перерыв до 27.06.2014 до 11 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Представители участвующих в деле лиц, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество "Полевской криолитовый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области N 19-26/14 от 26.12.2013 недействительным в части:
1. признания виновным в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в доначислении единого социального налога (п. 1.3. Решения), начислении пени (п. 3.3. Решения) и в требовании (п. п. 4.1 и 7 Решения) в части:
- - начисления и уплаты единого социального налога в сумме 64880 руб.;
- - начисления и уплаты пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 23903,68 руб.;
- 2. признания виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании РФ", в доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 1.4. Решения), начислении пени (п. 3.4. Решения) и в требовании (п. п. 4.1 и 7 Решения) в части:
- - начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 34939 руб.;
- - начисления и уплаты пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 12872 руб.
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями по заявленным требованиям.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества "Полевской криолитовый завод". Проверяемый период - с 01.01.2009 по 31.12.2011.
По окончании проверки составлен акт от 22.10.2013 N 19-26/12.
В результате рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика вынесено решение от 26.12.2013 N 19-26/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата единого социального налога в сумме 64880 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 34939 рублей, доначислены указанные суммы, а также начислены пени в общей сумме 36776 рублей.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 203/14 от 12.03.2013 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области от 26.12.2013 N 19-26/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления спорных сумм налога и страховых взносов, послужил вывод Инспекции о неправомерном невключении выплат, производимых работникам, на лечение зубов в здравпункте Общества и на дотационное питание в собственной столовой Общества, при исчислении налоговой базы по ЕСН за 2009 год.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) (далее - Кодекс) плательщиками ЕСН признаются работодатели, производящие выплаты наемным рабочим.
В силу п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в пп. 1 и 2 данной статьи выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщика такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль предприятий и организаций.
Согласно ст. 237 Кодекса налоговая база по ЕСН для налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.
Предоставление дотаций на питание и осуществление лечения работников за счет средств организации в соответствии с п. 4 ст. 237 Кодекса признаются выплатами в натуральной форме.
В соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
При решении вопроса об отнесении выплат к расходам, уменьшающим или не уменьшающим налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль организаций, необходимо руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса), к которым согласно ст. 252, 253 Кодекса относятся, в том числе, расходы на оплату труда.
В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно п. 25 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовыми и (или) коллективными договорами.
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Согласно п. 25 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).
Из пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 N 106 следует, что при определении налоговой базы по ЕСН необходимо иметь в виду, что п. 3 ст. 236 Кодекса не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшить налоговую базу на сумму соответствующих выплат, и что данная норма имеет в виду, что при наличии соответствующих норм в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса НК РФ налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.
Из анализа указанных выше норм следует, что налогоплательщик обязан включать в налоговую базу по ЕСН выплаты в пользу работников, если в соответствии с налоговым законодательством их можно отнести к расходам по налогу на прибыль организаций.
Основанием для предоставления работникам Общества дотационного питания и медицинских услуг в 2009 году являлись:
- - внутреннее Положение об организации дотационного питания работникам ОАО "ПКЗ" от 01.07.2008, утвержденное управляющим директором ОАО "ПКЗ";
- - Приказ управляющего директора ОАО "ПКЗ" от 28.12.2006 N 1-8/782 "Об оплате медицинских услуг".
Указанные документы являются локальными нормативными актами заявителя. В данных документах имеется ссылка на то, что их действие (в части льготного предоставления услуг) распространяется только на работников Общества, работающих по трудовому договору. Исходя из содержания рассматриваемых локальных нормативных актов, целью их издания является обеспечение каждого работника качественным горячим питанием в течение рабочей смены и лечением (зубным протезированием). Дотации на питание предоставляются за каждую отработанную смену и т.д.
В соответствии с пп. 2.1.2 п. 2.1 раздела II "Оплата труда, социальные гарантии и льготы" коллективного договора на 2009 год работодатель обязан "вводить системы оплаты труда самостоятельно с учетом мнения профсоюзного комитета ОАО "ПКЗ" и с учетом средств, заработанных предприятием. Оплата труда (в том числе выплата премий и других поощрительных выплат) осуществляется на основании локальных нормативных актов, действующих на предприятии".
Некоторые трудовые договоры, заключенные Обществом с сотрудниками, содержат подп. 1.2 п. 1 ст. 7, где указано, что "работодатель обязуется выплачивать работнику, в том числе, иные (по отношению к установленным в статье 7 трудового договора) выплаты, предусмотренные положениями, действующими на Обществе", (например, лист 752 приложений к отзыву). Вместе с тем, согласно разделу 7 "Льготы и гарантии" всех трудовых договоров на работников Общества распространяются все льготы и гарантии, установленные действующим законодательством и локальными нормативными актами, действующими на предприятии.
Согласно налоговым карточкам формы 1-НДФЛ по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2009 год, расчетным листкам по заработной плате сотрудников, справкам о доходах физических лиц за 2009 год (форма 2-НДФЛ) суммы на дотационное питание и на лечение зубов включались в доход работников и в начисления по заработной плате, с них удерживался НДФЛ. Данные суммы отражались как доходы по коду 2510 - "Доходы в натуральной форме", то есть являлись элементом оплаты труда.
В рассматриваемом случае выплаты носят регулярный характер, осуществляются в соответствии с коллективным и трудовыми договорами, т.е., по сути, имеют характер дополнительной оплаты труда.
В соответствии с Отчетом о прибылях и убытках за 2008 год, Общество получило убыток. Убыток заявителя до налогообложения составил 14825000 рублей. Отсутствие чистой прибыли не позволило налогоплательщику сформировать соответствующие фонды и произвести оплату дотационного питания и лечения сотрудников за счет прибыли.
Исходя из вышеизложенного, доходы работников в натуральной форме в виде предоставленного дотационного питания и лечения не относятся к расходам, поименованным в ст. 270 Кодекса, а, в соответствии со ст. 255 Кодекса, являются расходами на оплату труда, следовательно, подлежат включению в налоговую базу по ЕСН на основании п. 1 ст. 236 Кодекса.
Кроме того, из анализа ст. 210, 236, 237 НК РФ следует, что доход, полученный физическим лицом - налогоплательщиком НДФЛ, одновременно является объектом налогообложения ЕСН, уплачиваемым организацией-налогоплательщиком, в связи с чем признание того или иного вида дохода физического лица в качестве объекта налогообложения НДФЛ (а в рассматриваемом случае суммы на дотационное питание и на лечение зубов включались в доход работников и с них удерживался НДФЛ) влечет за собой признание его и в качестве объекта налогообложения ЕСН.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса с особенностями, предусмотренными п. 3 данной статьи.
Таким образом, выводы инспекции о занижении Обществом налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год правомерным. Оснований для признания недействительным оспариваемого в части решения, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Л.В.КОЛОСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)