Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей О.В.Горбачевой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А.В.Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25863/2014) Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2014 по делу N А42-2602/2014 (судья О.А.Евтушенко), принятое
по заявлению ООО "Катран Кола"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Большаков А.Н. (доверенность от 21.10.2013)
от ответчика: Матвиенко Н.В. (доверенность от 26.08.2014)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Катран Кола" (ОГРН 1025100587885, место нахождения: 184376, Мурманская обл., Кольский р-н, с. Минькино; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.12.2013 N 17 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 346 149 руб., соответствующих пеней и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственной деятельностью с ООО "ЛенОПТ".
Решением суда от 15.09.2014 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права - положений статей 171, 172 НК РФ. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что представленные обществом в обоснование правомерности применения налоговых вычетов по операциям с ООО "ЛенОПТ" документы содержат недостоверную информацию; заявителем при заключении договора с ООО "ЛенОПТ" не проявлена должна осмотрительность.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.01.2010 по 30.04.2013.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 18.11.2013 N 17 и вынесено решение от 30.12.2013 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен налог на прибыль за 2010-2011 годы в сумме 72 436 руб., НДС за 2 и 4 кварталы 2011 года в сумме 346 149 руб., транспортный налог за 2010 и 2011 годы в сумме 1 762 руб., а также пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 57 485,67 руб., пени по транспортному налогу -139, 29 коп., и налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС в сумме 69 230 руб. и транспортному налогу в сумме 353 руб.
Решение инспекции от 30.12.2013 N 17 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 18.03.2014 N 89 решение инспекции от 30.12.2013 N 17 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 30.12.2013 N 17 в части доначислении НДС, соответствующих пеней и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ, общество обратилось с заявлением в суд.
Основанием для доначисления заявителю НДС, соответствующих пеней и применения налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужили выводы налогового органа о том, что представленные налогоплательщиком документы по операциям с ООО "ЛенОПТ" содержат недостоверные сведения. Инспекция посчитала, что обществом завышены налоговые вычеты при исчислении НДС за 2 квартал 2011 в сумме 43 649 руб., и за 4 квартал 2011 в сумме 302 500 руб.
Суд, удовлетворяя заявление, установил, что материалами дела подтверждается правильность исчисления обществом налоговой базы по НДС и начисления налога с реализации товаров, а также выполнение заявителем всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм НДС за 2 и 4 кварталы 2011 года и для возмещения из бюджета превышения по итогам указанного налогового периода налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В пункте 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией, оформленной в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (подлежащего применению к спорным правоотношениям) и статьи 169 НК РФ, достоверно подтверждающей факт совершения хозяйственной операции, лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг).
Уменьшение размера налоговой обязанности вследствие получения налогового вычета, а также получение права на возмещение налога из бюджета признается налоговой выгодой.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также связывают возникновение права налогоплательщика на предъявление к вычету и возмещению из бюджета НДС с осуществлением реальных хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности). Иначе говоря, имеющиеся у налогоплательщика первичные документы должны с бесспорностью свидетельствовать о том, что указанные в них хозяйственные операции реальны и действительно совершены с заявленными контрагентами.
Статья 71 АПК РФ обязывает суд оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поэтому делая вывод об обоснованности заявленных вычетов по НДС, суду необходимо исходить не только из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, но и из установленной реальности финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагента.
Таким образом, для подтверждения обоснованности заявленных налоговых вычетов судам необходимо устанавливать наряду с достоверностью, полнотой и непротиворечивостью сведений, содержащихся в первичных документах, представленных налогоплательщиком, реальность заявленных им хозяйственных операций.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛенОПТ" по договору поставки от 12.04.2011 N 215 поставляло обществу рыбу (форель свежемороженую).
Во 2 квартале 2011 года общество приобрело у ООО "ЛенОПТ" по счету - фактуре от 31.05.2011 N 265 продукцию (форель свежемороженую) в количестве 1,8 т на сумму 480 137,50 руб., в том числе НДС 10% - 43 648, 86 руб.
В 4 квартале 2011 года общество приобрело у ООО "ЛенОПТ" по счету-фактуре от 03.10.2011 N 506 продукцию (форель свежемороженую) в количестве 12,5 т на сумму 687 500 руб., в том числе НДС 10% - 62 500 руб., по счету-фактуре от 01.11.2011 N Лен581 на сумму 1 300 000 руб., в том числе НДС 10% - 118 181, 82 руб.; по счету-фактуре от 23.11.2011 N 624 на сумму 1 340 000 руб., в том числе НДС 10% - 121 818, 18 руб.
Факт приобретения обществом товара и принятия его на учет подтверждается представленными в налоговый орган и в материалы дела договором поставки от 12.04.2011 N 215, счетами-фактурами, товарными и товарно-транспортными накладными, книгами покупок за 2 и 4 кварталы 2011 года.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 следует, что, оценивая обоснованность заявленных вычетов, необходимо исходить не только из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, но также устанавливать реальность финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагента.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что представленные обществом первичные документы от имени ООО "ЛенОПТ" подписаны руководителем Жуковой Т.В.
В соответствии со статьей 95 НК РФ инспекцией вынесено постановление о проведении почерковедческой экспертизы от 18.09.2013.
Согласно заключению эксперта ФБУ Мурманская лаборатория судебной экспертизы Минюста России от 07.10.2013 N 1285/01 подписи от имени Жуковой Т.В. в договоре поставки от 12.04.2011 N 215, счете-фактуре от 31.05.2011 N 265, товарной накладной от 31.05.2011 N 265, счете-фактуре от 03.10.2011 N 506, товарной накладной от 03.10.2011 N 506, товарно-транспортной накладной от 03.10.2011 N 506, счете-фактуре от 23.11.2011 N 624, товарной накладной от 23.11.2011 N 624, товарно-транспортной накладной от 23.11.2011 N 624, счете-фактуре от 01.11.2011 N Лен581, товарной накладной от 01.11.2011 N 581, товарно-транспортной накладной от 01.11.2011 N 581, выполнены не Жуковой Татьяной Валерьевной, а другим (одним) лицом.
На основании заключения почерковедческой экспертизы налоговый орган пришел к выводу о том, что факт подписания Жуковой Т.В. от имени ООО "ЛенОПТ", в том числе, счетов-фактур от 31.05.2011 N 265, от 03.10.2011 N 506, от 01.11.2011 N Лен581, от 23.11.2011 N. 624, не подтвержден.
В ходе проведенных налоговым органом в 2012 году мероприятий налогового контроля, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу 07.12.2012 в инспекцию представлены сведения в отношении ООО "ЛенОПТ" с копиями учредительных документов.
На основании представленных документов установлено, что ООО "ЛенОПТ" 26.08.2010 поставлено на учет в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу; зарегистрировано по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Задворная, д. 8, литер А, пом. ЗН; основной вид деятельности - прочая оптовая торговля; учредителем и руководителем организации является Жукова Татьяна Валерьевна.
Согласно содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.12.2012 сведениям, генеральный директор ООО "ЛенОПТ" Жукова Т.В. была дисквалифицирована на срок с 13.12.2010 по 12.12.2011 на основании постановления мирового судьи судебного участка N 156 Петроградского района г. Санкт-Петербурга от 13.12.2010 о назначении административного наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год.
Из материалов дела следует, что Жукова Т.В. совершила административное правонарушение, выразившееся в предоставлении в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу документов, содержащих заведомо ложные сведения, а именно, Жукова Т.В. в августе 2010 года, достоверно зная о том, что в заявлении о регистрации по форме Р11001 указаны заведомо ложные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Профит", а также об учредителе ООО "Профит", и об адресе места нахождения юридического лица ООО "Профит" Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 8, литер А пом. 29 Н, неоднократно представила в регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу документы, содержащие заведомо ложные сведения, заведомо не имея намерений заниматься предпринимательской деятельностью.
На основании изложенного инспекция пришла к выводу о том, что в период подписания счетов-фактур от 31.05.2011 N 265, от 03.10.2011 N 506, от 01.11.2011 N Лен581, и от 23.11.2011 N 624 у Жуковой Т.В. отсутствовали полномочия на подписание указанных документов.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил перечисленные доводы налогового органа, поскольку, как указано в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
В представленной заявителем в ходе проведения выездной налоговой проверки выписке из Единого государственного треста юридических лиц в отношении ООО "ЛенОПТ" от 26.08.2010 отсутствуют сведения о дисквалификации Жуковой Т.В.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель пояснил, что при заключении договора обществу была представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЛенОПТ", копия указанной выписки представлена в налоговый орган, каких-либо сведений о дисквалификации Жуковой Т.В. в выписке не содержалось.
В отношении получения информации на сайте ФНС России на информационном ресурсе "Учет лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений (решений) судов о дисквалификации" пояснил, что данный информационный ресурс появился на сайте ФНС России в сети Интернет после издания Приказа ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/114@, который зарегистрирован Минюстом России 18.05.2012 за N 24209, а официально опубликован в Российской газете 30.05.2013, то есть после заключения налогоплательщиком договора с ООО "ЛенОПТ".
Кроме того, факт реальности хозяйственной операции по приобретению у ООО "ЛенОПТ" сырья, как и экономическая обоснованность данной хозяйственной операции, инспекцией не оспаривается.
Приобретенный обществом товар оприходован, отражен в бухгалтерском учете, а также оплачен путем перевода денежных средств на расчетный счет ООО "ЛенОПТ" безналичным платежом, и использован в дальнейшем при производстве готовой продукции, которая впоследствии была реализована.
Налогоплательщиком не оспаривается тот факт, что в рассматриваемый период Жукова Т.В. была дисквалифицирована и не могла исполнять обязанности руководителя ООО "ЛенОПТ", что не было известно заявителю в момент заключения договора и проведения хозяйственных операций. Вместе с тем, факт дисквалификации руководителя, сам по себе, не означает ликвидации организации и невозможности осуществления ею деятельности, поскольку юридическое лицо является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.
В силу Постановления N 18162/09 обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что общество не проявило должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, поскольку, как установлено судом первой инстанции, общество при заключении договора удостоверилось в правоспособности поставщика, проверив наличие данных о ООО "ЛенОПТ" в Едином государственном реестре юридических лиц.
Инспекция не представила доказательств, подтверждающих взаимозависимость, аффилированность общества с его поставщиком, согласованность действий указанных лиц, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды.
Как указано в Постановлении N 18162/09, о необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности общества. Следовательно, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицом, значащимся в учредительных документах поставщика в качестве руководителя ООО "ЛенОПТ", не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Кроме того, при установленной реальности совершения хозяйственной операции между заявителем и ООО "ЛенОПТ", выводы налогового органа о том, что счета-фактуры, подписанные неустановленным лицом, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм НДС, прямо противоречит правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда от 16.10.2003 N 329-0, Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 11871/06, от 20.04.2010 N 18162/09.
Суд первой инстанции подтвердил реальный характер хозяйственных операций по приобретению обществом товара у ООО "ЛенОПТ". Нарушение обществом условий пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 судом не установлено.
Обстоятельства, на которые ссылается инспекция, не опровергают факт осуществления обществом и его контрагентом реальных хозяйственных операций по приобретению и реализации товара. В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ инспекция не представила доказательств совершения заявителем и его контрагентом согласованных умышленных действий, лишенных экономического содержания.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2014 по делу N А42-2602/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 13АП-25863/2014 ПО ДЕЛУ N А42-2602/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А42-2602/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей О.В.Горбачевой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А.В.Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25863/2014) Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2014 по делу N А42-2602/2014 (судья О.А.Евтушенко), принятое
по заявлению ООО "Катран Кола"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Большаков А.Н. (доверенность от 21.10.2013)
от ответчика: Матвиенко Н.В. (доверенность от 26.08.2014)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Катран Кола" (ОГРН 1025100587885, место нахождения: 184376, Мурманская обл., Кольский р-н, с. Минькино; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.12.2013 N 17 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 346 149 руб., соответствующих пеней и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по эпизоду, связанному с финансово-хозяйственной деятельностью с ООО "ЛенОПТ".
Решением суда от 15.09.2014 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права - положений статей 171, 172 НК РФ. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что представленные обществом в обоснование правомерности применения налоговых вычетов по операциям с ООО "ЛенОПТ" документы содержат недостоверную информацию; заявителем при заключении договора с ООО "ЛенОПТ" не проявлена должна осмотрительность.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: по всем налогам и сборам, кроме налога на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц (налоговый агент) за период с 01.01.2010 по 30.04.2013.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 18.11.2013 N 17 и вынесено решение от 30.12.2013 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен налог на прибыль за 2010-2011 годы в сумме 72 436 руб., НДС за 2 и 4 кварталы 2011 года в сумме 346 149 руб., транспортный налог за 2010 и 2011 годы в сумме 1 762 руб., а также пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 57 485,67 руб., пени по транспортному налогу -139, 29 коп., и налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС в сумме 69 230 руб. и транспортному налогу в сумме 353 руб.
Решение инспекции от 30.12.2013 N 17 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 18.03.2014 N 89 решение инспекции от 30.12.2013 N 17 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 30.12.2013 N 17 в части доначислении НДС, соответствующих пеней и налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ, общество обратилось с заявлением в суд.
Основанием для доначисления заявителю НДС, соответствующих пеней и применения налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужили выводы налогового органа о том, что представленные налогоплательщиком документы по операциям с ООО "ЛенОПТ" содержат недостоверные сведения. Инспекция посчитала, что обществом завышены налоговые вычеты при исчислении НДС за 2 квартал 2011 в сумме 43 649 руб., и за 4 квартал 2011 в сумме 302 500 руб.
Суд, удовлетворяя заявление, установил, что материалами дела подтверждается правильность исчисления обществом налоговой базы по НДС и начисления налога с реализации товаров, а также выполнение заявителем всех условий, необходимых для принятия к вычету сумм НДС за 2 и 4 кварталы 2011 года и для возмещения из бюджета превышения по итогам указанного налогового периода налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В пункте 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычеты указанных сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией, оформленной в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (подлежащего применению к спорным правоотношениям) и статьи 169 НК РФ, достоверно подтверждающей факт совершения хозяйственной операции, лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг).
Уменьшение размера налоговой обязанности вследствие получения налогового вычета, а также получение права на возмещение налога из бюджета признается налоговой выгодой.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также связывают возникновение права налогоплательщика на предъявление к вычету и возмещению из бюджета НДС с осуществлением реальных хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности). Иначе говоря, имеющиеся у налогоплательщика первичные документы должны с бесспорностью свидетельствовать о том, что указанные в них хозяйственные операции реальны и действительно совершены с заявленными контрагентами.
Статья 71 АПК РФ обязывает суд оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поэтому делая вывод об обоснованности заявленных вычетов по НДС, суду необходимо исходить не только из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, но и из установленной реальности финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагента.
Таким образом, для подтверждения обоснованности заявленных налоговых вычетов судам необходимо устанавливать наряду с достоверностью, полнотой и непротиворечивостью сведений, содержащихся в первичных документах, представленных налогоплательщиком, реальность заявленных им хозяйственных операций.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛенОПТ" по договору поставки от 12.04.2011 N 215 поставляло обществу рыбу (форель свежемороженую).
Во 2 квартале 2011 года общество приобрело у ООО "ЛенОПТ" по счету - фактуре от 31.05.2011 N 265 продукцию (форель свежемороженую) в количестве 1,8 т на сумму 480 137,50 руб., в том числе НДС 10% - 43 648, 86 руб.
В 4 квартале 2011 года общество приобрело у ООО "ЛенОПТ" по счету-фактуре от 03.10.2011 N 506 продукцию (форель свежемороженую) в количестве 12,5 т на сумму 687 500 руб., в том числе НДС 10% - 62 500 руб., по счету-фактуре от 01.11.2011 N Лен581 на сумму 1 300 000 руб., в том числе НДС 10% - 118 181, 82 руб.; по счету-фактуре от 23.11.2011 N 624 на сумму 1 340 000 руб., в том числе НДС 10% - 121 818, 18 руб.
Факт приобретения обществом товара и принятия его на учет подтверждается представленными в налоговый орган и в материалы дела договором поставки от 12.04.2011 N 215, счетами-фактурами, товарными и товарно-транспортными накладными, книгами покупок за 2 и 4 кварталы 2011 года.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 следует, что, оценивая обоснованность заявленных вычетов, необходимо исходить не только из формального представления налогоплательщиком всех необходимых документов, но также устанавливать реальность финансово-хозяйственных отношений налогоплательщика и его контрагента.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что представленные обществом первичные документы от имени ООО "ЛенОПТ" подписаны руководителем Жуковой Т.В.
В соответствии со статьей 95 НК РФ инспекцией вынесено постановление о проведении почерковедческой экспертизы от 18.09.2013.
Согласно заключению эксперта ФБУ Мурманская лаборатория судебной экспертизы Минюста России от 07.10.2013 N 1285/01 подписи от имени Жуковой Т.В. в договоре поставки от 12.04.2011 N 215, счете-фактуре от 31.05.2011 N 265, товарной накладной от 31.05.2011 N 265, счете-фактуре от 03.10.2011 N 506, товарной накладной от 03.10.2011 N 506, товарно-транспортной накладной от 03.10.2011 N 506, счете-фактуре от 23.11.2011 N 624, товарной накладной от 23.11.2011 N 624, товарно-транспортной накладной от 23.11.2011 N 624, счете-фактуре от 01.11.2011 N Лен581, товарной накладной от 01.11.2011 N 581, товарно-транспортной накладной от 01.11.2011 N 581, выполнены не Жуковой Татьяной Валерьевной, а другим (одним) лицом.
На основании заключения почерковедческой экспертизы налоговый орган пришел к выводу о том, что факт подписания Жуковой Т.В. от имени ООО "ЛенОПТ", в том числе, счетов-фактур от 31.05.2011 N 265, от 03.10.2011 N 506, от 01.11.2011 N Лен581, от 23.11.2011 N. 624, не подтвержден.
В ходе проведенных налоговым органом в 2012 году мероприятий налогового контроля, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу 07.12.2012 в инспекцию представлены сведения в отношении ООО "ЛенОПТ" с копиями учредительных документов.
На основании представленных документов установлено, что ООО "ЛенОПТ" 26.08.2010 поставлено на учет в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу; зарегистрировано по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Задворная, д. 8, литер А, пом. ЗН; основной вид деятельности - прочая оптовая торговля; учредителем и руководителем организации является Жукова Татьяна Валерьевна.
Согласно содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.12.2012 сведениям, генеральный директор ООО "ЛенОПТ" Жукова Т.В. была дисквалифицирована на срок с 13.12.2010 по 12.12.2011 на основании постановления мирового судьи судебного участка N 156 Петроградского района г. Санкт-Петербурга от 13.12.2010 о назначении административного наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год.
Из материалов дела следует, что Жукова Т.В. совершила административное правонарушение, выразившееся в предоставлении в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу документов, содержащих заведомо ложные сведения, а именно, Жукова Т.В. в августе 2010 года, достоверно зная о том, что в заявлении о регистрации по форме Р11001 указаны заведомо ложные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Профит", а также об учредителе ООО "Профит", и об адресе места нахождения юридического лица ООО "Профит" Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 8, литер А пом. 29 Н, неоднократно представила в регистрирующий орган - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу документы, содержащие заведомо ложные сведения, заведомо не имея намерений заниматься предпринимательской деятельностью.
На основании изложенного инспекция пришла к выводу о том, что в период подписания счетов-фактур от 31.05.2011 N 265, от 03.10.2011 N 506, от 01.11.2011 N Лен581, и от 23.11.2011 N 624 у Жуковой Т.В. отсутствовали полномочия на подписание указанных документов.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил перечисленные доводы налогового органа, поскольку, как указано в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
В представленной заявителем в ходе проведения выездной налоговой проверки выписке из Единого государственного треста юридических лиц в отношении ООО "ЛенОПТ" от 26.08.2010 отсутствуют сведения о дисквалификации Жуковой Т.В.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель пояснил, что при заключении договора обществу была представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЛенОПТ", копия указанной выписки представлена в налоговый орган, каких-либо сведений о дисквалификации Жуковой Т.В. в выписке не содержалось.
В отношении получения информации на сайте ФНС России на информационном ресурсе "Учет лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений (решений) судов о дисквалификации" пояснил, что данный информационный ресурс появился на сайте ФНС России в сети Интернет после издания Приказа ФНС России от 06.03.2012 N ММВ-7-6/114@, который зарегистрирован Минюстом России 18.05.2012 за N 24209, а официально опубликован в Российской газете 30.05.2013, то есть после заключения налогоплательщиком договора с ООО "ЛенОПТ".
Кроме того, факт реальности хозяйственной операции по приобретению у ООО "ЛенОПТ" сырья, как и экономическая обоснованность данной хозяйственной операции, инспекцией не оспаривается.
Приобретенный обществом товар оприходован, отражен в бухгалтерском учете, а также оплачен путем перевода денежных средств на расчетный счет ООО "ЛенОПТ" безналичным платежом, и использован в дальнейшем при производстве готовой продукции, которая впоследствии была реализована.
Налогоплательщиком не оспаривается тот факт, что в рассматриваемый период Жукова Т.В. была дисквалифицирована и не могла исполнять обязанности руководителя ООО "ЛенОПТ", что не было известно заявителю в момент заключения договора и проведения хозяйственных операций. Вместе с тем, факт дисквалификации руководителя, сам по себе, не означает ликвидации организации и невозможности осуществления ею деятельности, поскольку юридическое лицо является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.
В силу Постановления N 18162/09 обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что общество не проявило должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, поскольку, как установлено судом первой инстанции, общество при заключении договора удостоверилось в правоспособности поставщика, проверив наличие данных о ООО "ЛенОПТ" в Едином государственном реестре юридических лиц.
Инспекция не представила доказательств, подтверждающих взаимозависимость, аффилированность общества с его поставщиком, согласованность действий указанных лиц, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды.
Как указано в Постановлении N 18162/09, о необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности общества. Следовательно, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицом, значащимся в учредительных документах поставщика в качестве руководителя ООО "ЛенОПТ", не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Кроме того, при установленной реальности совершения хозяйственной операции между заявителем и ООО "ЛенОПТ", выводы налогового органа о том, что счета-фактуры, подписанные неустановленным лицом, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм НДС, прямо противоречит правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда от 16.10.2003 N 329-0, Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 11871/06, от 20.04.2010 N 18162/09.
Суд первой инстанции подтвердил реальный характер хозяйственных операций по приобретению обществом товара у ООО "ЛенОПТ". Нарушение обществом условий пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 судом не установлено.
Обстоятельства, на которые ссылается инспекция, не опровергают факт осуществления обществом и его контрагентом реальных хозяйственных операций по приобретению и реализации товара. В нарушение требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ инспекция не представила доказательств совершения заявителем и его контрагентом согласованных умышленных действий, лишенных экономического содержания.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.09.2014 по делу N А42-2602/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)