Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А64-6911/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А64-6911/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола": Балакиной Д.А. - представителя по доверенности от 20.05.2013 (сроком до 31.12.2014);
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Черенкова В.И. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 05-24/000020 от 09.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2014 по делу N А64-6911/2013 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" (ОГРН 1106829006129, ИНН 6829068957) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) о признании частично недействительным решения N 13-48/6359 от 18.07.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" (далее - ООО "Управляющая компания "Тамола", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 13-48/6359 от 18.07.2013 в части доначисления земельного налога в сумме 87 995 руб., начисления пени в сумме 3866,97 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 17 598,60 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Управляющая компания "Тамола" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Управляющая компания "Тамола" ссылается на то, что сумму подлежащего уплате за 2012 год земельного налога применительно к периоду после вступления в законную силу решений Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2012 по делу N А64-4136/2012 и от 11.10.2012 по делу N А64-4137/2012 необходимо исчислять исходя из кадастровой стоимости, установленной указанными судебными актами, соглашаясь, при этом, что до вступления в законную силу указанных судебных актов налог должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2012 г.
В ходе судебного разбирательства заявителем апелляционной жалобы представлен соответствующий расчет оспариваемых сумм. Из расчета видно, что ООО "Управляющая компания "Тамола" просит признать недействительным решение N 13-48/6359 от 18.07.2013 в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме 65 988 руб., начисления пени в сумме 2 753,56 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 13 197,20 руб.
Таким образом, с учетом представленного расчета решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2014 по настоящему делу обжалуется ООО "Управляющая компания "Тамола" в части отказа в удовлетворении вышеуказанных требований.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговый орган указывает, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В связи с чем, если в течение налогового периода внесены изменения в данные кадастрового учета в части изменения кадастровой стоимости земельного участка, установленной в размере рыночной стоимости на основании вступившего в законную силу решения суда, указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
На основании изложенного, учитывая отсутствие возражений со стороны налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой заявителем части.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 производство по делу N А64-6911/2013 было приостановлено до принятия Президиумом ВАС РФ судебного акта по делу N А41-14050/2013.
Определением от 07.08.2014 производство по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании 26.08.2014 был объявлен перерыв до 28.08.2014.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Тамола" в спорный период на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 68:29:0208002:142 площадью 26952 кв. м, расположенный по адресу: 392030, г Тамбов, проезд Энергетиков, дата регистрации права 06.04.2012 N 68-68-01/023/2012-492, вид разрешенного использования - под комплекс производственных зданий,
- с кадастровым номером 68:29:0208002:143 площадью 1165 кв. м, расположенный по адресу: 392030, г Тамбов, проезд Энергетиков дата регистрации права 06.04.2012 N 68-68-01/023/2012-493, вид разрешенного использования - под комплекс производственных зданий.
- с кадастровым номером 68:29:0208002:131 площадью 245 кв. м, расположенный по адресу: 392030, г Тамбов, проезд Энергетиков, дата регистрации права 12.07.2012 N 68-68-01/061/2012-151, вид разрешенного использования - под комплекс производственных зданий.
Кроме того, в период с 13.12.2011 до 06.04.2012 Обществу принадлежал земельный участок с кадастровым номером 68:29:0208002:139, площадью 28117 кв. м, расположенный по адресу: 392030 г Тамбов, проезд Энергетиков-30, дата регистрации права 13.12.2011 N 68-68-01/081/2011-749, который в последующем был разделен на два земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0208002:142 и 68:29:0208002:143.
Согласно данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, кадастровая стоимость данных участков на 1.01.2012 г. (на начало спорного налогового периода) была определена в следующих размерах: в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:142-118 666 152 руб., с кадастровым номером 68:29:0208002:143-5 129 344 руб., с кадастровым номером 68:29:0208002:131-1 078 703 руб., с кадастровым номером 68:29:0208002:139-123 795 496 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2012 по делу N А64-4136/2012 установлена кадастровая стоимость, равная рыночной, в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:142 в размере 18 283 698 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:143 в размере 790 313 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.10.2012 по делу N А64-4137/2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:131 установлена кадастровая стоимость, равная рыночной, в размере 166 203 руб.
ООО "УК "Тамола" 28.02.2013 представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тамбову налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год. Согласно данной декларации земельный налог исчислен налогоплательщиком по данным земельным участкам:
- - с кадастровым номером 68:29:0208002:142 в сумме 137 128 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0208002:143 в сумме 5 927 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0208002:131 в сумме 831 руб.;
- - с кадастровым номером 68:29:0208002:139 в сумме 47 685 руб.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, итоги которой отражены в акте N 6750 от 11.06.2013.
Исходя из кадастровой стоимости данных земельных участков по данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области по состоянию на 01.01.2012 года Инспекцией произведен расчет подлежащего уплате налогоплательщиком земельного налога в соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ (с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде). При этом рассчитанная налоговым органом сумма налога, подлежащего уплате, составила в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:142 889996 руб. (118666152 * 1% * 9/12),
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:143 - 38470 руб. (5129344 * 1% * 9/12);
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:131 - 5394 руб. (1078703 * 1% * 6/12);
- - земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208002:139 - 309489 руб. (123795496 * 1% * 3/12).
В результате чего, общая сумма налога, подлежащего уплате за 2012 год, составила 1 243 349 руб., занижение суммы исчисленного Обществом в представленной декларации налога установлено в размере 1 051 778 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией было принято решение N 13-48/6359 от 18.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО Управляющая компания "Тамола" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 210 365 руб. (1 052 778 х 20%)
Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 424 372 руб., уменьшена сумма налога, исчисленная к уменьшению за 2012 год, в сумме 627 406 руб., и начислены пени в сумме 38023 руб.
Данное решение было обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Тамбовской области N 05-11/111 от 30.08.2013 г решение инспекции оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции N 13-48/6359 от 18.07.2013 в части доначисления земельного налога за период после вступления в силу об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, ООО "УК "Тамола" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Соглашаясь с выводом Арбитражного суда Тамбовской области об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Пунктом 7 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
На территории г. Тамбова земельный налог установлен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова".
В соответствии с пунктом 7 данного решения закреплено, что налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго, третьего кварталов как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящего решения, и суммами, подлежащими уплате в течение налогового периода, авансовых платежей по налогу и уплачивается в срок до 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 10 решения Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 определено, что доведение до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова осуществляется путем ежегодного опубликования администрацией города Тамбова кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Также в данном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 N 1555-О также разъяснено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм налогового и земельного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка является лишь основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и не изменяет порядок определения налоговой базы по земельному налогу, установленный пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяется как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января текущего налогового периода.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2014 по делу N А64-6911/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2014 по делу N А64-6911/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тамола" (ОГРН 1106829006129, ИНН 6829068957) излишне уплаченную при обращении в апелляционный суд государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ

Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)