Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2013 ПО ДЕЛУ N А66-13171/2012

Разделы:
Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу N А66-13171/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Шелковка" Корчагина Г.Р. по доверенности от 11.05.2013 N 3, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Страховой О.В. по доверенности от 26.03.2013, Черных Е.В. по доверенности от 26.03.2013, от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Башилова А.В. по доверенности от 08.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 июня 2013 года по делу N А66-13171/2012 (судья Балакин Ю.П.),

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Шелковка" (ОГРН 1026901671301; далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (ОГРН 1046906024054; далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 29.06.2012 N 09-09/417/15452288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме 153 355 руб., соответствующих пеней и штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области.
Решением суда требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе и ее представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что из плана лесного участка, описания лесного участка и таблицы, составленной налогоплательщиком, невозможно установить, что именно спорные земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022651 по 69:14:0000022:80 являются землями лесного фонда и входят в лесной участок с условным кадастровым номером 69-69-01/029/2008-195. Ссылаются на письмо ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области" от 20.06.2013 N 13-10239/01-10, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 69614:0000022:201 (условный номер 69-69-01/029/2008-195) поставлен на государственный кадастровый учет 01.12.2010 как ранее учтенный объект недвижимости (леса) в соответствии со сведениями ЕГРП и относится к лесам, ранее находившимся во владении СПК "Шелковка"; спорные земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022651 по 69:14:0000022:80 являются самостоятельными земельными участками, не имеющими отношения к земельному участку с кадастровым номером 69614:0000022:201 (условный номер 69-69-01/029/2008-195). Указывают также, что по сведениям ГКН земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022651 по 69:14:0000022:80 являются землями сельскохозяйственного назначения; Кооператив не отказывался от земельных участков, поэтому за ним сохранено право постоянного (бессрочного) пользования ими.
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной Кооперативом налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой принято решение от 29.06.2012 N 09-09/417/15452288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 42 038 руб., ему доначислен земельный налог в сумме 210 190 руб. и пени - 16 263 руб. 81 коп.
Основанием для доначисления земельного налога в сумме 157 410 руб. послужил вывод Инспекции о занижении СПК налоговой базы в связи с невключением в нее кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами с номера 69:14:0000022:51 по номер 69:14:0000022:80.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 24.10.2012 N 08-10/252, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Кооператива, решение Инспекции от 29.06.2012 N 09-09/417/15452288 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, СПК "Шелковка" обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования, установив, что спорные земельные участки не являются землями сельскохозяйственного назначения и входят в состав лесного фонда.
Апелляционный суд также считает данный вывод соответствующим материалам дела.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В пункте 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со статьей 8 этого же Кодекса перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из оспариваемого решения и пояснений представителей Инспекции следует, что налоговый орган при доначислении земельного налога использовал информацию Управления Роснедвижимости по Тверской области, согласно которой в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о том, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения и принадлежат Кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно имеющимся в материалах дела кадастровым паспортам на земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80 данные земельные участки являются последующими по отношению к земельному участку с кадастровым номером 69:14:0000022:40. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.11.2007, принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования совхозу "Шелковка" на основании постановления от 29.01.1993 N 15-2.
Из свидетельства N 184, выданного совхозу "Шелковка" 29.01.1993 Администрацией Кимрского района Тверской области, следует, что совхозу "Шелковка" постановлением Администрации Кимрского района Тверской области от 29.01.1993 N 15-2 предоставлено в бессрочное (постоянное) пользование 3767 га сельхозугодий.
Данным постановлением (том 1, лист 104) предписано перерегистрировать право землепользования колхозов, совхозов и подсобных сельских хозяйств согласно приложению и выдать свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей колхозам, совхозам и подсобным сельским хозяйствам согласно приложению.
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 10.06.2011 N 12-12/7455-11 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:80 общей площадью 3772 га, являющиеся земельными участками, образованными из земель СПК "Шелковка", переведены в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра "О переводе земель из одной категории в другую" из земель сельскохозяйственного назначения под лесами в категорию земель лесного фонда.
Из пояснений по делу ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области" (письмо от 14.05.2012 N 12-07585/02-09, том 2, листы 69 - 77) следует, что 01.06.2011 осуществлен учет изменений в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:14:0000022:40 в результате выдела лесов с кадастровыми номерами 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:80.
Из письма ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области" от 30.05.2012 N 12-08611/02-09 (том 2, листы 59 - 60) следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:14:0000022:57, 69:14:0000022:58, 69:14:0000022:59, 69:14:0000022:60, 69:14:0000022:62, 69:14:0000022:64, 69:14:0000022:65, 69:14:0000022:66, 69:14:0000022:67, 69:14:0000022:72, 69:14:0000022:73, 69:14:0000022:74, 69:14:0000022:75, 69:14:0000022:78 осуществлен учет изменений объектов недвижимости в связи с уточнением границ земельных участков в соответствии с межевыми планами от 08.10.2009. Заявления об учете изменений были поданы Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, к которым было приложено свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации от 04.07.2008 на лесной участок общей площадью 3772 га (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Шелковка"). Кадастровые работы проводились по заказу Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.
В материалах дела имеются: распоряжение администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра "О переводе земель из одной категории в другую" (том 1, лист 22), согласно которому земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 69 853 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области, в том числе земли Кооператива площадью 3 772 га, переведены в земли лесного фонда; свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2008 N 69-АБ 223479, которым подтверждается факт регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, включающий в себя леса, ранее находившиеся во владении Кооператива (том 1, лист 25); план лесного участка и его описание, прилагаемые к названному свидетельству (том 1, листы 26 - 32).
В материалах дела имеется также описание лесного участка, составленное Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области (том 1, листы 33, 34), содержащее номера лесных кварталов и лесных выделов, площадь участков по выделам и таблица с обозначением кадастровых номеров спорных земельных участков, составленная Кооперативом на основе указанного описания (том 1, листы 3, 4), из которых с учетом сведений, содержащихся в кадастровых выписках на спорные земельные участки, следует, что данные земельные участки входят в состав лесного участка с кадастровым (условным) номером 69:69:01/029/2008-195 площадью 3772 га, право собственности Российской Федерации на который подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2008.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действовавшей в спорный период) перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.07.2008 N 69-АБ 223479 лесному участку, перешедшему в собственность Российской Федерации, который ранее использовался Кооперативом, присвоен условный номер, и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая регистрационная запись.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, имеющего указание на общеобязательность содержащегося в нем толкования правовых норм и на необходимость его применения при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Таким образом, поскольку перевод земельных участков из категории сельскохозяйственного назначения в категорию лесного фонда подтверждается распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 546-ра, отсутствие такой информации в государственном кадастре недвижимости не свидетельствует о неосуществлении самого перевода земель.
Инспекция не опровергла факт неиспользования Кооперативом в 2011 году спорных земельных участков, не представила доказательств переоформления Кооперативом своего права на них в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 201-ФЗ. Напротив, факт распоряжения частью спорных земельных участков Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области подтвержден письмом ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области" от 30.05.2012 N 12-08611/02-09.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Сведения, содержащиеся в таблице, составленной Кооперативом на основании сведений государственного кадастра недвижимости и описания лесного участка, выполненного Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, из которых следует, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, налоговым органом не опровергнуты.
Апелляционный суд не может признать обоснованной ссылку Инспекции на сведения, содержащиеся в письме ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области" от 20.06.2013 N 13-10239/01-10, представленном в суд апелляционной инстанции, из которого, по мнению подателя апелляционной жалобы, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:80 являются самостоятельными земельными участками, не имеющими отношения к земельному участку с кадастровым номером 69:14:0000022:201 (условный номер 69:69:01/029/2008-195), поскольку данное обстоятельство из указанного письма однозначно не следует, не подтверждено надлежащими доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А66-14562/2011 по заявлению Кооператива о признании недействительным решения Инспекции от 09.06.2011 N 11-08/238/13847404, принятого по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2010 год, установлено, что в 2010 году спорные земельные участки (с кадастровыми номерами с 69:14:0000022:51 по 69:14:0000022:70 и с 69:14:0000022:75 по 69:14:0000022:80) относились к землям лесного фонда. Обстоятельства, установленные в рамках дела N А66-14562/2011, являются преюдициальными и не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего спора, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах решение Инспекции в оспариваемой части правомерно признано судом недействительным.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 11 июня 2013 года по делу N А66-13171/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)