Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 16 сентября 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 16 сентября 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года, принятое по делу N А55-1420/2014 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" (ОГРН 1066315058292; ИНН 6315598152), гор. Самара
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824; ИНН 6315800964), гор. Самара
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Маликов В.А. представитель по доверенности от 24.03.2014;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Министерству имущественных отношений Самарской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0330004:102, общей площадью 4 423,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, между Обществом с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" и Министерством имущественных отношений Самарской области:
- - принять пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Цена участка составляет 909 231 (Девятьсот девять тысяч двести тридцать один) руб. 69 коп. без НДС";
- - принять пункт 2.4 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 909 231 (Девятьсот девять тысяч двести тридцать один) руб. 69 коп. без НДС. на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001. расчетный счет N 40101810200000010001 в Г РКЦ ГУ Банка России по Самарской области. БИК 043601001. код бюджетной классификации 705 114 06012 04 0000 430. ОКАТО 36401000000".
Определением арбитражного суда от 23 апреля 2014 года были приняты уточнения исковых требований в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0330004:102, общей площадью 4 423,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, между Обществом с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" и Министерством имущественных отношений Самарской области:
- - принять пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Цена участка составляет 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС";
- - принять пункт 2.4 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции 000 "Октан-Поволжье": "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС, на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, расчетный счет N 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, код бюджетной классификации 705 114 06012 04 0000 430, ОКАТО 36401000000".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0330004:102, общей площадью 4 423,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, между Обществом с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" и Министерством имущественных отношений Самарской области:
- - принял пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Цена участка составляет 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС";
- - принял пункт 2.4 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС, на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, расчетный счет N 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, код бюджетной классификации 705 114 06012 04 0000 430, ОКАТО 36401000000".
Также суд взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" госпошлину в сумме 4 000 руб.
Заявитель - Министерство имущественных отношений Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, судом первой нарушены нормы материального и процессуального права.
Определением суда от 01 июля 2014 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 30 июля 2014 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения..
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 16 сентября 2014 года на 14 час. 20 мин.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником автозаправочной станции, расположенной по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, пос. Мехзавод, Московское шоссе, д. 44, условный номер 63-63-01/076/2005-187.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 апреля 2013 года отменено решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 года по делу N А55-25821/2012 и удовлетворены требования ООО "Октан-Поволжье" о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области содержащего в сообщении от 10 июля 2012 года N 12-1/0299/12 об отказе в предоставлении ООО "Октан-Поволжье" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:01:0330004:102 площадью 4 423 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 02 августа 2013 года Постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2013 года по делу N А55-25821/2012 оставлено без изменения.
Во исполнение указанных судебных актов Министерством имущественных отношений Самарской области принят Приказ N 1122 от 02 июля 2013 года о представлении ООО "Октан-Поволжье" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0330004:102 площадью 4 423 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, а также направило в адрес истца договор купли-продажи спорного земельного участка.
Не согласившись с выкупной ценой земельного участка в редакции ответчика составляющей 8 470 061 руб. 81 коп. согласно пункта 2.1 договора истец направил ответчику протокол разногласий письмом от 03 декабря 2013 года, который ответчик не подписал, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что при определении цены земельного участка должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным видом использования под химические предприятия и производства равный 2 501 руб. 57 коп.
Обжалуя решение, заявитель указывает, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что при определении цены земельного участка должен применятся удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным видом использования под химические предприятия и производства равный 2 501 руб. 57 коп., поскольку спорный объект относится к объектам бытового обслуживания. Кроме того, по мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание то, что истцом не соблюден претензионный порядок. Также судом не привлечено к участию в деле ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Законодатель в пункте 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с названной правовой нормой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 01 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Расчет выкупной стоимости произведен истцом в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и составляет 1 991 599 руб. 94 коп. Ставка земельного налога 1,5% в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 394 НК РФ, Постановлении Самарской городской думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога". Красность в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" -12.
Расчет цены выкупа земельного участка: 11 064 444 руб. 11 коп. (кадастровая стоимость земельного участка с разрешенным видом использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных на землях населенных пунктов) х 1,5 (ставка налога) х 12 (установленная кратность ставки земельного налога).
Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку, на спорном земельном участке отсутствуют объекты, связанные с химической отраслью, то очевидно, что данный земельный участок может использоваться исключительно в качестве бытового обслуживания граждан, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из кадастровой выписки о земельном участке следует, что вид разрешенного использования спорного земельного участка: химические предприятия и производства.
Согласно приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 1122 от 02 июля 2013 года ООО "Октан-Поволжье" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:01:0330004:102 площадью 4 423 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, под химические предприятия и производства, а также установлено ограничение по использованию части земельного участка в охранной зоне коммуникаций.
В проекте договора купли-продажи также указано, что спорный земельный участок предоставляется под химические предприятия и производства.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 17 ноября 2011 года N 1351 утверждена схема расположения земельного участка площадью 4 423 кв. м, занимаемого нежилыми сооружениями и прилегающей территорией, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "химические предприятия и производства" согласно градостроительному регламенту зоны ПК-1.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил судам доказательств обращения в орган кадастрового учета о смене вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0330004:102.
Доводы заявителя об отсутствии на спорном участке объектов химической промышленности является голословным и не подтвержденным материалами дела.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что при определении цены земельного участка должен применятся удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным видом использования под химические предприятия и производства равный 2 501 руб. 57 коп.
Довод заявителя жалобы о нарушении истцом претензионного прядка, отклоняется, поскольку в материалах дела имеется копия письма от 03 декабря 2013 года с оттиском штампа входящей корреспонденции Министерства, которым истец направил Министерству протокол разногласий.
Также подлежит отклонению довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции в нарушении норм процессуального права не привлечено к участию в деле ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области, как лица, ведущего учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Поскольку заявитель не указал какие права и законные интересы ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области могут быть нарушены настоящим судебным актом, у суда отсутствуют основания для привлечения указанного лица к участию в деле. Кроме того, заявлений о привлечении ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области к участию в деле ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, Министерством заявлено не было.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года, принятого по делу N А55-1420/2014 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года, принятое по делу N А55-1420/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А55-1420/2014
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А55-1420/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 16 сентября 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев 16 сентября 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года, принятое по делу N А55-1420/2014 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" (ОГРН 1066315058292; ИНН 6315598152), гор. Самара
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824; ИНН 6315800964), гор. Самара
об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Маликов В.А. представитель по доверенности от 24.03.2014;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Министерству имущественных отношений Самарской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0330004:102, общей площадью 4 423,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, между Обществом с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" и Министерством имущественных отношений Самарской области:
- - принять пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Цена участка составляет 909 231 (Девятьсот девять тысяч двести тридцать один) руб. 69 коп. без НДС";
- - принять пункт 2.4 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 909 231 (Девятьсот девять тысяч двести тридцать один) руб. 69 коп. без НДС. на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001. расчетный счет N 40101810200000010001 в Г РКЦ ГУ Банка России по Самарской области. БИК 043601001. код бюджетной классификации 705 114 06012 04 0000 430. ОКАТО 36401000000".
Определением арбитражного суда от 23 апреля 2014 года были приняты уточнения исковых требований в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0330004:102, общей площадью 4 423,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, между Обществом с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" и Министерством имущественных отношений Самарской области:
- - принять пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Цена участка составляет 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС";
- - принять пункт 2.4 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции 000 "Октан-Поволжье": "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС, на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, расчетный счет N 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, код бюджетной классификации 705 114 06012 04 0000 430, ОКАТО 36401000000".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0330004:102, общей площадью 4 423,00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, между Обществом с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" и Министерством имущественных отношений Самарской области:
- - принял пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Цена участка составляет 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС";
- - принял пункт 2.4 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции ООО "Октан-Поволжье": "Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 1 991 599 (Один миллион девятьсот девяносто одна тысяча пятьсот девяносто девять) руб. 94 коп. без НДС, на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, расчетный счет N 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, код бюджетной классификации 705 114 06012 04 0000 430, ОКАТО 36401000000".
Также суд взыскал с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Октан-Поволжье" госпошлину в сумме 4 000 руб.
Заявитель - Министерство имущественных отношений Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, судом первой нарушены нормы материального и процессуального права.
Определением суда от 01 июля 2014 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 30 июля 2014 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения..
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 16 сентября 2014 года на 14 час. 20 мин.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником автозаправочной станции, расположенной по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, пос. Мехзавод, Московское шоссе, д. 44, условный номер 63-63-01/076/2005-187.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 апреля 2013 года отменено решение Арбитражного суда Самарской области от 25 декабря 2012 года по делу N А55-25821/2012 и удовлетворены требования ООО "Октан-Поволжье" о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области содержащего в сообщении от 10 июля 2012 года N 12-1/0299/12 об отказе в предоставлении ООО "Октан-Поволжье" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:01:0330004:102 площадью 4 423 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 02 августа 2013 года Постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2013 года по делу N А55-25821/2012 оставлено без изменения.
Во исполнение указанных судебных актов Министерством имущественных отношений Самарской области принят Приказ N 1122 от 02 июля 2013 года о представлении ООО "Октан-Поволжье" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0330004:102 площадью 4 423 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, а также направило в адрес истца договор купли-продажи спорного земельного участка.
Не согласившись с выкупной ценой земельного участка в редакции ответчика составляющей 8 470 061 руб. 81 коп. согласно пункта 2.1 договора истец направил ответчику протокол разногласий письмом от 03 декабря 2013 года, который ответчик не подписал, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что при определении цены земельного участка должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным видом использования под химические предприятия и производства равный 2 501 руб. 57 коп.
Обжалуя решение, заявитель указывает, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что при определении цены земельного участка должен применятся удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным видом использования под химические предприятия и производства равный 2 501 руб. 57 коп., поскольку спорный объект относится к объектам бытового обслуживания. Кроме того, по мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание то, что истцом не соблюден претензионный порядок. Также судом не привлечено к участию в деле ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Законодатель в пункте 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с названной правовой нормой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 01 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Расчет выкупной стоимости произведен истцом в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и составляет 1 991 599 руб. 94 коп. Ставка земельного налога 1,5% в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 394 НК РФ, Постановлении Самарской городской думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога". Красность в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" -12.
Расчет цены выкупа земельного участка: 11 064 444 руб. 11 коп. (кадастровая стоимость земельного участка с разрешенным видом использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных на землях населенных пунктов) х 1,5 (ставка налога) х 12 (установленная кратность ставки земельного налога).
Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку, на спорном земельном участке отсутствуют объекты, связанные с химической отраслью, то очевидно, что данный земельный участок может использоваться исключительно в качестве бытового обслуживания граждан, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из кадастровой выписки о земельном участке следует, что вид разрешенного использования спорного земельного участка: химические предприятия и производства.
Согласно приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 1122 от 02 июля 2013 года ООО "Октан-Поволжье" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:01:0330004:102 площадью 4 423 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, д. 44, под химические предприятия и производства, а также установлено ограничение по использованию части земельного участка в охранной зоне коммуникаций.
В проекте договора купли-продажи также указано, что спорный земельный участок предоставляется под химические предприятия и производства.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 17 ноября 2011 года N 1351 утверждена схема расположения земельного участка площадью 4 423 кв. м, занимаемого нежилыми сооружениями и прилегающей территорией, относящегося по категории к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "химические предприятия и производства" согласно градостроительному регламенту зоны ПК-1.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил судам доказательств обращения в орган кадастрового учета о смене вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0330004:102.
Доводы заявителя об отсутствии на спорном участке объектов химической промышленности является голословным и не подтвержденным материалами дела.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что при определении цены земельного участка должен применятся удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным видом использования под химические предприятия и производства равный 2 501 руб. 57 коп.
Довод заявителя жалобы о нарушении истцом претензионного прядка, отклоняется, поскольку в материалах дела имеется копия письма от 03 декабря 2013 года с оттиском штампа входящей корреспонденции Министерства, которым истец направил Министерству протокол разногласий.
Также подлежит отклонению довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции в нарушении норм процессуального права не привлечено к участию в деле ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области, как лица, ведущего учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Поскольку заявитель не указал какие права и законные интересы ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области могут быть нарушены настоящим судебным актом, у суда отсутствуют основания для привлечения указанного лица к участию в деле. Кроме того, заявлений о привлечении ФГБУ "ФКП "Росреестр" в лице филиала по Самарской области к участию в деле ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, Министерством заявлено не было.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года, принятого по делу N А55-1420/2014 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2014 года, принятое по делу N А55-1420/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)