Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.12.2008 по делу N А50П-1124/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района Пермского края (далее - администрация) - Мошев А.Г. (доверенность от 27.04.2009 N 7);
- инспекции - Машанов Е.В. (доверенность от 24.04.2009 N 03-0504675).
Представители третьего лица - администрации Верещагинского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Третьим лицом - Отделением по Верещагинскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в связи с чем присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий инспекции по списанию с расчетного счета администрации 91 617 руб. излишне уплаченного земельного налога и обязании налогового органа произвести возврат данной суммы.
Решением суда от 17.12.2008 (судья Данилов А.А.) заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконными действия инспекции по возврату излишне уплаченного земельного налога обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Галинское" (далее - общество) в сумме 91 617 руб. за счет средств администрации и обязал налоговый орган возвратить указанную сумму администрации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 (резолютивная часть от 24.02.2009; судьи Грибиниченко О.Г., Богданова Р.А., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзывов на жалобу администрацией и третьими лицами не представлено.
Как следует из материалов дела, общество 24.03.2008 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 91 617 руб.
Инспекцией по результатам рассмотрения указанного заявления вынесено решение от 23.04.2008 N 283 о возврате переплаты по земельному налогу в сумме 91 617 руб. из бюджета администрации. Указанная сумма списана со счета администрации.
Полагая, что действия налогового органа являются незаконными и нарушают ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия доказательств того, что земельный налог уплачен обществом именно в бюджет администрации, в связи с чем пришли к выводу о незаконности и необоснованности действий инспекции по возврату излишне уплаченного налога за счет средств администрации.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог является местным налогом.
На основании п. 1 ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с ч. 5 ст. 84 названного Федерального закона.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 и 79 Кодекса (в редакции данного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно п. 9 ст. 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
Таким образом, возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется из того бюджета муниципального образования, в который налогоплательщиком произведена переплата.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный налог, который уплачивало общество, поступал на счет Коротаевской сельской администрации, уплата налога производилась, в том числе, и за земли, арендуемые обществом у физических лиц.
В соответствии с Уставом муниципального образования "Верещагинский район" на территории Верещагинского района было образовано одно муниципальное образование - "Верещагинский район", формировался и утверждался один бюджет, Коротаевская сельская администрация являлась самостоятельным подразделением администрации района и финансировалась по смете из бюджета муниципального образования "Верещагинский район".
Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Верещагинский район", утвержденным решением Земского Собрания Верещагинского района от 01.04.2003 N 25/208, установлено, что бюджет муниципального образования "Верещагинский район" включает в себя как составные части сметы доходов и расходов сельских администраций.
Согласно постановлению администрации Верещагинского района от 11.03.2005 N 80 "Об утверждении размера ставок и сроков уплаты земельного налога на 2005 год" уплаченные суммы налога перечислялись в бюджет Верещагинского района.
Коротаевская сельская администрация ликвидирована на основании постановления главы Верещагинского района от 31.10.2005 N 509 "О проведении мероприятий по ликвидации самостоятельных структурных подразделений администрации района".
Решением Совета депутатов Нижнегалинского сельского поселения от 24.11.2005 N 22 Администрация Нижнегалинского сельского поселения наделена правами юридического лица, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 09.12.2005 на основании заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
В соответствии с положением, установленным Законом Пермского края от 11.12.2006 N 3357-781 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Верещагинского муниципального района", вновь образованному с 01.01.2006 Нижнегалинскому сельскому поселению передан перечень имущества, из которого не следует, что доход от земельного налога, перечисленного в бюджет района, передан вновь образованному сельскому поселению.
Таким образом, установив, что уплаченный обществом земельный налог поступал на счет Коротаевской сельской администрации, которая являлась самостоятельным подразделением администрации района и финансировалась по смете из бюджета муниципального образования "Верещагинский район", а в настоящий момент ликвидирована; Нижнегалинское сельское поселение является вновь образованным сельским поселением и Администрация Нижнегалинского сельского поселения является вновь созданным юридическим лицом; доказательств того, что доход от земельного налога, перечисленного в бюджет района, передан вновь образованному сельскому поселению, инспекцией не представлено, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для осуществления возврата излишне уплаченного земельного налога за счет средств администрации и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.12.2008 по делу N А50П-1124/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И.ДУБРОВСКИЙ
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2009 N Ф09-2470/09-С3 ПО ДЕЛУ N А50П-1124/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2009 г. N Ф09-2470/09-С3
Дело N А50П-1124/2008
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.12.2008 по делу N А50П-1124/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
- администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района Пермского края (далее - администрация) - Мошев А.Г. (доверенность от 27.04.2009 N 7);
- инспекции - Машанов Е.В. (доверенность от 24.04.2009 N 03-0504675).
Представители третьего лица - администрации Верещагинского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Третьим лицом - Отделением по Верещагинскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в связи с чем присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий инспекции по списанию с расчетного счета администрации 91 617 руб. излишне уплаченного земельного налога и обязании налогового органа произвести возврат данной суммы.
Решением суда от 17.12.2008 (судья Данилов А.А.) заявленные требования удовлетворены; суд признал незаконными действия инспекции по возврату излишне уплаченного земельного налога обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Галинское" (далее - общество) в сумме 91 617 руб. за счет средств администрации и обязал налоговый орган возвратить указанную сумму администрации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 (резолютивная часть от 24.02.2009; судьи Грибиниченко О.Г., Богданова Р.А., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзывов на жалобу администрацией и третьими лицами не представлено.
Как следует из материалов дела, общество 24.03.2008 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 91 617 руб.
Инспекцией по результатам рассмотрения указанного заявления вынесено решение от 23.04.2008 N 283 о возврате переплаты по земельному налогу в сумме 91 617 руб. из бюджета администрации. Указанная сумма списана со счета администрации.
Полагая, что действия налогового органа являются незаконными и нарушают ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия доказательств того, что земельный налог уплачен обществом именно в бюджет администрации, в связи с чем пришли к выводу о незаконности и необоснованности действий инспекции по возврату излишне уплаченного налога за счет средств администрации.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог является местным налогом.
На основании п. 1 ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с ч. 5 ст. 84 названного Федерального закона.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст. 78 и 79 Кодекса (в редакции данного Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно п. 9 ст. 78 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
Таким образом, возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется из того бюджета муниципального образования, в который налогоплательщиком произведена переплата.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный налог, который уплачивало общество, поступал на счет Коротаевской сельской администрации, уплата налога производилась, в том числе, и за земли, арендуемые обществом у физических лиц.
В соответствии с Уставом муниципального образования "Верещагинский район" на территории Верещагинского района было образовано одно муниципальное образование - "Верещагинский район", формировался и утверждался один бюджет, Коротаевская сельская администрация являлась самостоятельным подразделением администрации района и финансировалась по смете из бюджета муниципального образования "Верещагинский район".
Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Верещагинский район", утвержденным решением Земского Собрания Верещагинского района от 01.04.2003 N 25/208, установлено, что бюджет муниципального образования "Верещагинский район" включает в себя как составные части сметы доходов и расходов сельских администраций.
Согласно постановлению администрации Верещагинского района от 11.03.2005 N 80 "Об утверждении размера ставок и сроков уплаты земельного налога на 2005 год" уплаченные суммы налога перечислялись в бюджет Верещагинского района.
Коротаевская сельская администрация ликвидирована на основании постановления главы Верещагинского района от 31.10.2005 N 509 "О проведении мероприятий по ликвидации самостоятельных структурных подразделений администрации района".
Решением Совета депутатов Нижнегалинского сельского поселения от 24.11.2005 N 22 Администрация Нижнегалинского сельского поселения наделена правами юридического лица, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 09.12.2005 на основании заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.
В соответствии с положением, установленным Законом Пермского края от 11.12.2006 N 3357-781 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Верещагинского муниципального района", вновь образованному с 01.01.2006 Нижнегалинскому сельскому поселению передан перечень имущества, из которого не следует, что доход от земельного налога, перечисленного в бюджет района, передан вновь образованному сельскому поселению.
Таким образом, установив, что уплаченный обществом земельный налог поступал на счет Коротаевской сельской администрации, которая являлась самостоятельным подразделением администрации района и финансировалась по смете из бюджета муниципального образования "Верещагинский район", а в настоящий момент ликвидирована; Нижнегалинское сельское поселение является вновь образованным сельским поселением и Администрация Нижнегалинского сельского поселения является вновь созданным юридическим лицом; доказательств того, что доход от земельного налога, перечисленного в бюджет района, передан вновь образованному сельскому поселению, инспекцией не представлено, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для осуществления возврата излишне уплаченного земельного налога за счет средств администрации и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края - постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 17.12.2008 по делу N А50П-1124/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И.ДУБРОВСКИЙ
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)