Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, отделение фонда) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2014 по делу N А50-12478/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, приняли участие представители:
- учреждения - Малиновская Л.И. (доверенность от 17.10.2014 N 01-03/04/39147);
- общества с ограниченной ответственностью научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010; далее - общество, страхователь, заявитель) - Рябчевских В.Г. (доверенность от 26.03.2013), Тиньгаева Е.В. (доверенность от 26.03.2013).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.06.2014 N 2041/17л.
Решением суда от 26.09.2014 (судья Алексеева А.Е.) требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, вынести новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы судов являются не соответствующими обстоятельствам дела и противоречащими законодательству, подлежащему применению при рассмотрении данного дела.
По мнению отделения Фонда, из анализа ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) следует, что сумма дохода в процентном отношении, необходимая для применения пониженного тарифа по п. 8 ч. 1 ст. 58 названного закона, должна быть получена по одному из видов деятельности, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 данного Закона.
Учреждение полагает, что учитывать общую сумму дохода по двум различным видам деятельности, относящимся к разным группам в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности неправомерно, поскольку такой порядок не предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Отделение Фонда считает, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусмотрено суммирование доходов по видам деятельности, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 58 указанного закона, следовательно, основной вид деятельности, по доле которого определяется право на пониженный тариф по названной норме права может быть только один.
Заявитель жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения страхователем пониженного тарифа в размере 0% как плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения и осуществляющему основной вид деятельности, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
По мнению отделения Фонда, и в акте проверки и в оспариваемом решении подробно расписано, что нарушил страхователь и почему он не имеет права на применение пониженного тарифа, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Общество в представленных возражениях на кассационную жалобу учреждения просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что учреждением по результатам камеральной проверки представленного обществом 17.03.2014 уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013 год, копии налоговой декларации по УСН за 2012 год с отметкой налогового органа о принятии, копии налоговой декларации по УСН за 2013 год с отметкой налогового органа о принятии, копии книги учета доходов и расходов за 2013 год, составлен акт от 22.04.2014 N 2041/17л и вынесено решение от 04.06.2014 N 2041/17л о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 10343,86 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления доли доходов от основного вида деятельности. Обществу также предложено уплатить в добровольном порядке дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 333061,43 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы учреждения о необоснованном применении обществом пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Общество, полагая, что указанное решение учреждения не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из недоказанности отделением Фонда факта неправомерного применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 рассматриваемого Федерального закона.
Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 г. г.
В частности, подп. "к" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемой в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является производство машин и оборудования.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.03.2012 N 216н утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения.
Указанной формой расчета предусмотрено заполнение таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу п. 18 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения указанная таблица заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф страховых взносов, установленный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка заполнения формы расчета 4-ФСС при заполнении таблицы:
- - по строке 1 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода;
- - по строке 2 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;
- - по строке 3 указывается доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 2 и 1, умноженное на 100.
По данным книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2013 году обществом были получены доходы от видов. деятельности, которые классифицируются по кодам 28.30.9 и 29.22.9 ОКВЭД
Согласно подразделу DJ Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) по коду 28 классифицируется производство готовых металлических изделий, а по коду 29 (Подраздел DK) - производство машин и оборудования.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что деятельность организации по проведению экспертизы промышленной безопасности является специфичной, и при этом оба вида деятельности являются для общества основными. Как верно указано судами, разделение деятельности, осуществляемой обществом в рамках единой лицензии, носит технический, формальный характер, и не может лишать общество права на применение установленной законом льготы.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает:
- - совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- - образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом;
- - имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом;
- - выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом.
В силу ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как установлено судами, из представленных отделением Фонда в материалы дела доказательств не представляется возможным сделать вывод о неправомерности применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Суды пришли к правомерному выводу, что нарушение приведенных правовых норм, акт камеральной проверки от 22.04.2014 N 2041/17л, оспариваемое решение от 04.06.2014 N 2041/17л не содержат конкретных обстоятельств правонарушения; сведений о суммах уплаченных страховых взносов, о документах, на основании которых фонд пришел к выводу о неправомерности применения обществом пониженного тарифа.
Судами верно отмечено, что в названных документах содержатся лишь ссылки на неправомерное применение обществом пониженного тарифа, без указания на то, в результате каких действий общества применялся пониженный тариф; отсутствуют ссылки на неправильное указание данных в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013 г., а также на документы, из которых следовало бы, что обществом неверно указаны виды деятельности, либо неверно определены доходы от них.
Таким образом, фондом не представлено доказательств, подтверждающих факт неправомерного применения обществом пониженного тарифа.
Установив совокупность указанных обстоятельств, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суды пришел к правильному выводу о недоказанности наличия у отделения Фонда в данном случае законных оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2014 по делу N А50-12478/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2015 N Ф09-1663/15 ПО ДЕЛУ N А50-12478/2014
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N Ф09-1663/15
Дело N А50-12478/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, отделение фонда) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2014 по делу N А50-12478/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, приняли участие представители:
- учреждения - Малиновская Л.И. (доверенность от 17.10.2014 N 01-03/04/39147);
- общества с ограниченной ответственностью научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010; далее - общество, страхователь, заявитель) - Рябчевских В.Г. (доверенность от 26.03.2013), Тиньгаева Е.В. (доверенность от 26.03.2013).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения отделения Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 04.06.2014 N 2041/17л.
Решением суда от 26.09.2014 (судья Алексеева А.Е.) требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, вынести новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы судов являются не соответствующими обстоятельствам дела и противоречащими законодательству, подлежащему применению при рассмотрении данного дела.
По мнению отделения Фонда, из анализа ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) следует, что сумма дохода в процентном отношении, необходимая для применения пониженного тарифа по п. 8 ч. 1 ст. 58 названного закона, должна быть получена по одному из видов деятельности, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 данного Закона.
Учреждение полагает, что учитывать общую сумму дохода по двум различным видам деятельности, относящимся к разным группам в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности неправомерно, поскольку такой порядок не предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Отделение Фонда считает, что Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусмотрено суммирование доходов по видам деятельности, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 58 указанного закона, следовательно, основной вид деятельности, по доле которого определяется право на пониженный тариф по названной норме права может быть только один.
Заявитель жалобы ссылается на отсутствие оснований для применения страхователем пониженного тарифа в размере 0% как плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения и осуществляющему основной вид деятельности, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
По мнению отделения Фонда, и в акте проверки и в оспариваемом решении подробно расписано, что нарушил страхователь и почему он не имеет права на применение пониженного тарифа, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Общество в представленных возражениях на кассационную жалобу учреждения просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что учреждением по результатам камеральной проверки представленного обществом 17.03.2014 уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013 год, копии налоговой декларации по УСН за 2012 год с отметкой налогового органа о принятии, копии налоговой декларации по УСН за 2013 год с отметкой налогового органа о принятии, копии книги учета доходов и расходов за 2013 год, составлен акт от 22.04.2014 N 2041/17л и вынесено решение от 04.06.2014 N 2041/17л о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 10343,86 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления доли доходов от основного вида деятельности. Обществу также предложено уплатить в добровольном порядке дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 333061,43 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы учреждения о необоснованном применении обществом пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Общество, полагая, что указанное решение учреждения не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды исходили из недоказанности отделением Фонда факта неправомерного применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 рассматриваемого Федерального закона.
Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 г. г.
В частности, подп. "к" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемой в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является производство машин и оборудования.
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.03.2012 N 216н утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения.
Указанной формой расчета предусмотрено заполнение таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу п. 18 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения указанная таблица заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф страховых взносов, установленный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка заполнения формы расчета 4-ФСС при заполнении таблицы:
- - по строке 1 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода;
- - по строке 2 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;
- - по строке 3 указывается доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 2 и 1, умноженное на 100.
По данным книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2013 году обществом были получены доходы от видов. деятельности, которые классифицируются по кодам 28.30.9 и 29.22.9 ОКВЭД
Согласно подразделу DJ Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) по коду 28 классифицируется производство готовых металлических изделий, а по коду 29 (Подраздел DK) - производство машин и оборудования.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что деятельность организации по проведению экспертизы промышленной безопасности является специфичной, и при этом оба вида деятельности являются для общества основными. Как верно указано судами, разделение деятельности, осуществляемой обществом в рамках единой лицензии, носит технический, формальный характер, и не может лишать общество права на применение установленной законом льготы.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает:
- - совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- - образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом;
- - имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом;
- - выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного рассматриваемым Федеральным законом.
В силу ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как установлено судами, из представленных отделением Фонда в материалы дела доказательств не представляется возможным сделать вывод о неправомерности применения обществом пониженного тарифа страховых взносов.
Суды пришли к правомерному выводу, что нарушение приведенных правовых норм, акт камеральной проверки от 22.04.2014 N 2041/17л, оспариваемое решение от 04.06.2014 N 2041/17л не содержат конкретных обстоятельств правонарушения; сведений о суммах уплаченных страховых взносов, о документах, на основании которых фонд пришел к выводу о неправомерности применения обществом пониженного тарифа.
Судами верно отмечено, что в названных документах содержатся лишь ссылки на неправомерное применение обществом пониженного тарифа, без указания на то, в результате каких действий общества применялся пониженный тариф; отсутствуют ссылки на неправильное указание данных в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013 г., а также на документы, из которых следовало бы, что обществом неверно указаны виды деятельности, либо неверно определены доходы от них.
Таким образом, фондом не представлено доказательств, подтверждающих факт неправомерного применения обществом пониженного тарифа.
Установив совокупность указанных обстоятельств, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суды пришел к правильному выводу о недоказанности наличия у отделения Фонда в данном случае законных оснований для принятия оспариваемого решения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2014 по делу N А50-12478/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Н.Н.СУХАНОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Н.Н.СУХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)