Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-5289/2013

Разделы:
Земельный налог; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А55-5289/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
от ООО "Самара-АЗС-99" -
Галанский К.С., доверенность N 15 от 22.08.2013,
Марголин А.В., доверенность от 22.08.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Пышкина Н.Ю., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-5289/2013,
по иску Министерства строительства Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" о взыскании 4 023 918 руб. 12 коп.,

установил:

Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" о взыскании долга по арендной плате 2 137 649 руб. 51 коп. (за период с 01.12.2010 по 04.05.2012) и пени за просрочку арендных платежей в размере 1 886 268 руб. 61 коп. (за период с 11.12.2010 по 04.05.2012).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 исковые требования были удовлетворены, суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" в пользу Министерства строительства Самарской области денежные средства в размере 4 023 918 руб. 12 коп., в т.ч. 2 137 649 руб. 51 коп. - основной долг, 1 886 268 руб. 61 коп. - пени. Также суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 43 119 руб. 59 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Министерства строительства Самарской области отказано. Суд взыскал с Министерства строительства Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Самара-АЗС-99" 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Не согласившись с вынесенным судебным актом суда апелляционной инстанции, Министерство строительства Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013, решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2013 оставить без изменения. Заявитель жалобы полагает, что судом апелляционной инстанции не применен нормативный правовой акт, непосредственно регулирующий порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков.
Представители ООО "Самара-АЗС-99" в судебном заседании, считая доводы кассационной жалобы несостоятельными, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.09.2005 Комитет по управлению имуществом города Самары (арендодатель) и ООО "Самара-АЗС-99" (арендатор) заключили договор N 024353з, по условиям которого на основании постановления Главы города Самары от 17.05.2004 N 1070 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли поселений", имеющий кадастровый номер 63:01:0255006:0060, находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Стара-Загора, площадью 2 142,30 кв. м. Участок предоставлен для проектирования автомобильной заправочной станции.
Срок действия договора - с 17.05.2004 по 16.05.2007.
Установленная договором арендная плата определяется по формуле:

Азем = Аз.год. : 12

Аз.год. = S х Ам х К94 х К95 х К96 х К97 х К99 х К2000 х К02 х К03 х К04 х К05 : 1000 х Ка х Кв, где:

- S - площадь земельного участка (2 142,30 кв. м);
- Ам - базовая ставка земельного налога за 1 кв. м по зоне градостроительной ценности (8 руб. - постановление главы администрации г. Самары от 01.03.1994 N 324);
- К94 - коэффициент 1994 года (50 - постановление главы администрации г. Самары от 11.11.1994 N 1602);
- К95 - коэффициент 1995 года (2 - ФЗ от 31.03.1995 "О федеральном бюджете на 1995 год");
- К96 - коэффициент 1996 года (1,5 - Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 N 378);
- К97 - коэффициент 1997 года (2 - ФЗ от 12.02.1997 "О федеральном бюджете на 1997 год");
- К99 - коэффициент 1999 года (2 - ФЗ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год");
- К2000 - коэффициент 2000 года (1,2 - ФЗ от 05.01.2000 "О федеральном бюджете на 2000 год");
- К02 - коэффициент 2002 года (2 - ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога");
- К03 - коэффициент 2003 года (1,8 - ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ);
- К04 - коэффициент 2004 года (1,1 - ФЗ от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации");
- К05 - коэффициент 2005 года (1,1 - ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов");
- 1000 - величина деноминации 1998 года;
- Ка - коэффициент категории арендатора (1,1 - постановление Главы города Самары от 26.11.2003 N 1343);
- Кв - коэффициент вида использования земельного участка (1 - постановление Главы города Самары от 26.11.2003 N 1343).
Согласованная таким образом арендная плата составила на 2004 год - 4 479,29 руб. (в месяц), на 2005, 2006 и 2007 гг. (по апрель включительно) - 4 927,22 руб. (в месяц), апрель 2007 года - 50 225,87 руб. (в месяц), 2007 год (июнь - декабрь) - 98 544,43 руб. в месяц.
Арендная плата перечисляется арендатором за каждый месяц не позднее 10-го числа текущего месяца.
Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
За просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Обусловленный договором земельный участок был передан арендодателем арендатору, что подтверждено актом приема-передачи от 30.09.2005.
16.04.2007 была произведена государственная регистрация договора аренды.
30.11.2012 по акту приема-передачи арендатор возвратил земельный участок арендодателю, при этом стороны согласовали прекращение правоотношений по договору аренды с 04.05.2012.
Указывая, что ответчик ненадлежащим образом исполнял принятые на себя по договору аренды обязательства, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 (действующее с 04.08.2009, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697, действующих с 01.09.2011), которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
С учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, апелляционный суд правомерно исчислил размер арендной платы за спорный период исходя из ежегодной арендной платы за земельный участок в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Установив, что произведенные ответчиком платежи покрывают задолженность, рассчитанную в соответствии с Постановлением N 308, с учетом пени за просрочку платежа, в том числе по данным расчета, составленного на основании Постановления N 308 истцом, апелляционный суд отказал в иске.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими имеющимся в деле доказательствам, сделанным с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как не влияющие на правильность выводов суда и на итог рассмотрения дела, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по иным делам не может быть принята, поскольку при рассмотрении спора учитываются конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых принимается судебный акт.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А55-5289/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)