Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 N 12АП-8762/2015 ПО ДЕЛУ N А12-19594/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А12-19594/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрострой"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-19594/2015 (судья Пильник С.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" (ОГРН 1023402644737, ИНН 3442020672, адрес местонахождения: 403014, Волгоградская область, Городищенский район, п. Орловка, ул. Автомагистральная, д. 10)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (ОГРН 1043400765011, ИНН 3403019472, адрес местонахождения: 403003, Волгоградская область, р.п. Городище, ул. Маршала Чуйкова, 2)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
директора общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" Смирнова С.В., действующего на основании протокола общего собрания участников ООО "Агрострой" от 04.05.2015 N 21,
налогового органа - не явился, извещен,

установил:

Общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" (далее - ООО "Агрострой", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 18.06.2014 N 7523 о доначислении обществу суммы неуплаченных налогов (сборов) в размере 302 752 руб., привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде начисления штрафа в размере 60 540 руб. 20 коп. и пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 18.06.2014 года в размере 11 134 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-19594/2015 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области отказано.
ООО "Агрострой" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества в полном объеме.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 99562 4), явку представителя в судебное заседание налоговый орган не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.08.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Агрострой" в орган контроля 29.01.2014 декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией принято решение N 7523 от 18.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 60 540 руб. 20 коп.
Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислена сумма земельного налога за 2013 год, подлежащая уплате в бюджет, в размере 302 752 руб., предложено уплатить сумму пени - 11 134 руб. 65 коп. за несвоевременную уплату названного налога.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой на решение в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области).
Решением УФНС России по Волгоградской области от 20.04.2015 N 303 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 18.06.2014 N 7523, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Агрострой" принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 5 409 кв. м с кадастровым номером 34:03:120003:42 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения мотеля и стоянки), расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, Орловское сельское поселение, улица Автомагистральная, 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2011 года.
На данном земельном участке расположен мотель с автостоянкой на 20 автомобилей в составе: здания мотеля, здания гостиничных номеров летнего типа, площадью 407,9 кв. м.
В ходе проверки правильности исчисления земельного налога за 2013 год по представленной налоговой декларации налоговый орган установил, что налогоплательщиком неверно определена налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 34:03:120003:42.
Так, согласно поданной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год сумма налога к уплате составила 319,00 руб. (21 257,00 руб. кадастровая стоимость х 1,5% налоговая ставка).
Однако в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учетом указанного нормативного акта и данных государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:42 по состоянию на 01.01.2013 года составила 20 204 725,00 руб. (20 204 725,00 руб. кадастровая стоимость х 1,5% налоговая ставка), налоговый орган пришел к выводу, что сумма земельного налога к уплате за 2013 год - 303 071 руб., что и послужило основанием для вынесения инспекцией оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельных законодательством, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2014 по делу N А12-15454/2014 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:42 в размере 3 006 000 руб., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением арбитражного суда Волгоградской области от 19.08.2014 внесена в кадастр 22.09.2014.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:120003:42, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - сентября 2014 года.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130.
Аналогичные выводы также следуют из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
С учетом изложенного, налоговый орган правомерно установил сумму земельного налога к уплате за 2013 год - 303 071 руб.
Решение налоговой инспекции N 7523 от 18.06.2014 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 60 540 руб. 20 коп., доначислении земельного налога за 2013 год в размере 302 752 руб. (у учетом налоговой декларации с суммой налога к уплате 319,00 руб.), пени в сумме 11 134 руб. 65 коп. является законным и признанию недействительным не подлежит.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о тяжелом финансовом положении как основании для признания решения инспекции незаконным в части доначисления налога и соответствующей суммы пени.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость по вышеназванному земельному участку в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего Обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае с 01.01.2013), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - сентября 2014 года, по аналогии с учетом пункта 7 статьи 396 НК РФ.
Доводы заявителя о нахождении общества в тяжелом экономическом состоянии могли повлиять на сумму штрафных санкций, примененных инспекцией. Однако, как верно указал суд, данный довод не подтвержден соответствующими доказательствами. Представленные в материалы дела бухгалтерские балансы на 31.12.2013 года и за 2014 год не свидетельствуют о тяжелом финансовом положении Общества.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу ООО "Агрострой" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Агрострой" уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. по чеку-ордеру от 10.08.2015.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы заявителем подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
ООО "Агрострой" надлежит возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-19594/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Агрострой" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)