Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2015 N 11АП-11209/2015 ПО ДЕЛУ N А65-7321/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2015 г. по делу N А65-7321/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от заявителя - Денисов А.В., доверенность от 24.12.2014 г. N 101-1-575,
от ответчика - Чукаева Н.Б., доверенность от 20.07.2015 г. N 2.4-0-14/012082,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2015 года по делу N А65-7321/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефтепродукт", (ОГРН 1021602826035), город Казань Республики Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
с участием третьего лица: УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 6 по Республики Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган), с привлечением в качестве третьего лица УФНС России по Республике Татарстан (далее - управление), о признании незаконным решения от 10 декабря 2014 года N 2.11-019/732.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель инспекции.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:050152:19, 16:50:250805:1, 16:50:060631:42, 16:50:060631:298, 16:50:150301:4, 16:50:060205:3.
Обществом в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., в которой кадастровая стоимость земельных участков отражена в суммах: 34 656 720 руб., 19 157 500 руб., 44 481 240 руб., 3 358 292 руб., 51 203 670 руб., 72 630 140 руб., сумма исчисленного земельного налога составила 1 806 751 руб., а налоговым органом после проверки уточненной налоговой составлен акт от 31.12.2.014 г. и вынесено решение от 10.12.2014 г. N 2.11-019/732 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, и инспекцией доначислен обществу земельный налог за 2011 г. в сумме 369 435 руб., а также предложено налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, которое решением Управления от 15.01.2015 г. N 2.14-0-18/000375@ оставлено без изменения, а жалоба заявителя без удовлетворения.
Считая решение инспекции незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, а ч. 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
С учетом положений ст. 5 НК РФ, определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. N 165-О суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г., и эта правовая позиция изложена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 г. N 4453/10, от 26.07.2011 г. N 2647/11 и ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 г. N А32-55116/2009.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применение инспекцией кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 г. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.07.2013 г. N 17-П и в Определении от 03.02.2010 г. N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 28.02.2001 г. N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, а поэтому постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102, опубликованное 02.02.2011 г., и кадастровая стоимость земельных участков, установленная им, для целей налогообложения может применяться не ранее, чем с 01.01.2012 г.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2014 года по делу N А65-2/2014, от 07.10.2014 года по делу N А65-3134/2014, от 25.03.2015 года по делу N А65-19493/2013.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В постановлении от 02.07.2013 г. N 17-П Конституционный Суд РФ указал, что законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами.
Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
Кроме того, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, наступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применение налоговым органом в решении кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102, опубликованном 02.02.2011 г., означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо и нарушает права и законные интересы общества.
Соответственно, с учетом положений ст. 5 НК РФ, суд полагает, что при расчете земельного налога за 2011 г. подлежат применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 г. N 478, примененные заявителем, а поскольку постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 опубликованное после 01.01.2012 г. содержит результаты кадастровой оценки земель, значительно превышающие результаты предыдущей оценки, следовательно, ухудшают положение заявителя.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2015 года по делу N А65-7321/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)